ФУНДАМЕНТАЛИЗМ В ОППОЗИЦИИ К НАУЧНОМУ ИЗУЧЕНИЮ БИБЛИИ
#фундаментализм #библия #изучение_библии
Парадоксальная ситуация: Библия сегодня изучена как никакой другой текст. Современная библеистика – это пир разума (следовательно – и духа). Именно из работ серьезных библеистов (а вовсе не из книг популярных проповедников) можно получать живое, яркое откровение. Слова Библии воистину наполняются звучанием и дыханием под пером христианских ученых. Нужно быть человеком, лишенным всякого духовного вкуса, чтобы при сравнении фундаменталистских схоластических писаний, подгоняющих Библию под конфессиональные формулировки вчерашнего дня, и трудов известных библеистов отдать предпочтение первым.
Еще и еще раз следует повторить: все фундаменталистское почитание Библии – лишь ни к чему не обязывающая идеология. Да, за ней могут стоять искренние чувства отдельных людей, действительно любящих Библию, и эти чувства мы ни в коей мере не хотим оскорбить. Но лозунги, декларации, клятвы в верности библейской непогрешимости, за которыми при этом стоит полное неприятие серьезного, разумного изучения Писания, – есть откровенная демагогия.
В заключение данного рассуждения со всей серьезностью выскажем для кого-то, возможно, неожиданный вывод. Поскольку мы выяснили, что понимание фундаментализма как «веры в непогрешимость Библии» является крайним упрощением и ничего на самом деле о фундаментализме не говорит, то следует признать следующее: христианин, твердо стоящий на общехристианских (или даже традиционно протестантских, реформатских) позициях признания абсолютного авторитета и истинности Писания, при этом вполне может не быть фундаменталистом.
Почему мы утверждаем, что именно фундаментализм, являющийся совокупностью всех описанных выше элементов, и есть причина большинства проблем постсоветских протестантских церквей? Потому что он проявляется во вполне осязаемых проблемах, будь то маргинальность наших евангельских церквей в обществе, застой в богословском образовании, интеллектуальная и культурная слабость отечественного евангельского протестантизма, отток интеллигенции из церквей или даже остановка роста общин и уменьшение их численности (к чему, однако, следует относиться чуть спокойнее, чем мы привыкли).
Но акцент хочется сделать на другом. Фундаментализм – это проблема духовная. Это очень и очень серьезное искажение христианской вести как таковой. Оно тем более опасно, что фундаментализму удалось убедить весь мир в своей ортодоксальности. Сейчас уже звучат голоса, призывающие отбросить этот гипнотический обман. Уже одного лишь изобличения докетистской природы фундаментализма было бы достаточно для того, чтобы увидеть его духовную ущербность. О каком пробуждении, о каком решении насущных проблем церкви, о каком развитии можно говорить, если общая тенденция конфессионального богословствования завязла в учении, имеющем такие серьезные внутренние изъяны?
Тем не менее, мы можем решить эту проблему. Возможно, она будет решена привычным для протестантизма способом: путем дальнейшего деноминационного дробления, связанным с увеличением количества христиан, неудовлетворенных фундаментализмом, которые уже начинают объединяться. Но у существующих конфессий есть еще шанс выйти из этой ситуации с наименьшими потерями.
Фундаментализм пока еще не провозглашен официальным вероучением того или иного религиозного объединения. Просто так случилось, что именно этот вариант мышления стал нам навязываться в постсоветский период как западными миссионерами, так и потоком зачастую низкопробной околобогословской литературы. Ныне пришло время опомниться и оглянуться. Неужели при нынешней доступности разнообразной литературы, при адекватной наполненности информационных потоков так сложно сделать правильные выводы?
Фундаментализм в христианском мире – маргинальное явление: по крайней мере, не он определяет лицо церквей. Точно так же и в отдельно взятом географическом регионе он вовсе не должен становиться единственной или господствующей формой христианского сознания. Ни одна конфессия, ни одна деноминация вовсе не обязаны сохранять верность этому учению. Руководители существующих евангельских объединений вполне могли бы прислушаться к мысли о нецелесообразности строительства конфессионального богословия по этой модели, на этом сомнительном основании.
Вполне возможно, что для реализации конкретных шагов по очищению конфессионального богословия от фундаменталистских искажений лидерам церквей и объединений придется вновь засесть за учебники. Внимательное прочтение даже таких несложных книг, как учебник А. МакГрата «Введение в христианское богословие», несомненно обезопасило бы христианских служителей от увлечения фундаментализмом! Разумеется, это азы. Но в том-то и дело, что некоторые служители церкви последний раз брали в руки учебник богословия в те годы, когда число этих учебников не превышало одного-двух и представляли они собой переводы крайне устаревших, произвольно выбранных трудов представителей того самого маргинального течения в западном христианстве, которое по некоторым причинам оказалось гораздо более активным в миссионерском плане, чем христианство «оксфордское» и «даремское». Эта банальная, почти случайная причина – миссионерская активность фундаменталистов (а известно, что разного рода сектантские течения всегда особенно активны в миссионерском плане) сыграла с нами злую шутку, но не можем же мы свое дальнейшее развитие ставить в зависимость от этого исторического факта!
Алесь Дубровский
Теолог, кандидат филологических наук
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой