ЕЛЕНА УАЙТ И Я
#елена_уайт #пророк_асд #непогрешимость_уайт #переоценка_доктрин
ЕЛЕНА УАЙТ И Я
В этом году на очередной сессии Генеральной конференции делегаты должны будут проголосовать за утверждение о том, вдохновлены ли произведения Елены Уайт Богом, и помогают ли они нам понять, что говорит Библия. Текст заявления был переведен на латышский язык и размещен в Facebook. Несколько комментаторов высказали свое мнение о том, что Елена Уайт была лжепророком, истеричкой и, скорее всего, психически больным человеком. Я также вступил в дискуссию со своими возражениями. Однако, после долгих дискуссий я пришел к выводу, что мне заново нужно честно взглянуть на все, что я могу найти и прочитать в ее статьях и в статьях о ней. В конце концов, у меня тоже были противоречивые мысли при чтении книг Е. Г. Уайт. В молитве я сказал Богу, что сам не могу судить обо всем, но я хотел бы читать с открытым сердцем и разумом. Если я ошибаюсь, я хочу это признать. Я попросил Бога о помощи, чтобы честно отнестись ко всем аргументам, которые можно прочитать. В последующие дни я посвятил всё своё свободное время поиску и чтению всего, что мог найти в связи с Э. Г. Уайт. Каковы мои выводы?
Мой изначальный опыт
Я прочел больше книг Э. Г. Уайт, чем большинство адвентистов в моей стране. Все, что было опубликовано на латышском, а также на русском языке, я прочитал много лет назад. У меня была возможность прочитать много книг отпечатанных на печатных машинках (религиозные книги были запрещены в Советском Союзе). Я также прочитал несколько книг на английском языке. Наверное, логично спросить: почему?
Как и многие адвентисты в советское время, меня учили смотреть на Е. Г. Уайт как на особую Божью Вестницу. Можно было игнорировать авторов других книг, но не миссис Уайт. Я до сих пор помню те мрачные чувства, которые овладевали мной, когда я читал ее сочинения. Я уже забыл, какая книга впервые попала в мои руки, кажется, это был том из Свидетельств для Церкви. Те, кто читал Свидетельства, наверняка меня поймут. Столько обвинений и выговоров! Ощущение, что ты грешник и Бог тебя совсем не любит! Возможно ли вообще достичь уровня святости, о котором она пишет? В то время я не знал, что я был не единственным, кто впал в бешенство от ее книг. Я продолжал их читать время от времени (я был большим книжным червем), но я не наслаждался ими.
И все же мне повезло. В ранней юности, в разгар глубокого кризиса веры, я обнаружил учение об оправдании по вере. Это стало основой для всего моего духовного путешествия. Я также начал читать сочинения Е. Г. Уайт сквозь очки оправдания по вере.
Моим любимым автором был Моррис Венден. Именно его книги дали мне возможность взглянуть на Христа совершенно другими глазами, а также взглянуть на сочинения Е. Г. Уайт под другим углом. А затем, более 20 лет назад, была опубликована и переведена на латышский язык книга Джорджа Найта “Читая Елену Уайт”. Я понял, что глупо игнорировать то, кем, почему, в какой культуре и в каком веке было что-либо написано.
Помню, после этого я снова прочитал один том «Свидетельств для Церкви». Письма конкретным людям в 19 веке представились мне в ином свете. То, что подавляло меня, как я внезапно обнаружил, было ценным и полезным советом. Я обнаружил, что ряд писем, которые казались сердитыми, были написаны очень деликатно и почти чересчур мягко. Например: было письмо, адресованное человеку, который жестоко преследует свою жену и детей, но Е. Г. Уайт пыталась найти какой-нибудь подход к его сердцу. Я обнаружил, что многие из ее работ начали привлекать меня.
Наши разногласия
Однако со временем я снова обнаружил разногласия с Еленой Уайт. На этот раз все было иначе. Читая и изучая не только Библию, но и статьи самых разных авторов, я должен был признать, что не мог согласиться со всем, написанным Е. Г. Уайт. Надо отметить, что проблема часто заключалась не столько в самой Е. Г. Уайт, сколько в некоторых идеях и учениях (если их можно так назвать) некоторых ведущих людей в церкви. Но они спорили с трудами миссис Уайт. Я намеренно не скажу, о чем идет речь, потому что это создаст обсуждение, которое не нужно в этой статье. Однако я должен был ответить на собственные вопросы о том, что делать с этими разногласиями.
Похоже, что только в будущем мы оценим, сколько необходимой и благословенной работы было проделано аналитическими и критическими умами адвентистской церкви во второй половине 20-го века. Сначала Рональд Л. Намберс с его книгой «Пророчица здоровья». В то же время случайное обнаружение стенограмм Библейской конференции 1919 года. За ними последовало исследование Дезмонда Форда о 2300 вечерах и утрах. Последовали другие публикации. Они представили Е. Г. Уайт в другом свете, для многих это был непривлекательный, но очень человеческий свет. Это дорого стоило тем критическим умам. Некоторые из них потеряли веру или были изгнаны из церкви. В начале 80-х годов адвентизм фактически находился в беспрецедентном кризисе (мы ничего не знали об этом, живя в СССР). Однако многие даже не осознавали, насколько необходимым и благоприятным был этот процесс.
Я не знаю, что случилось бы с моей верой, если бы я жил более полувека назад. Может быть, я тоже не смог бы остаться в церкви. Но благодаря открытиям, исследованиям и смелым теологам последних 50 лет и, конечно же, развитию Интернета, я обнаружил очень человечную, иногда противоречивую, в то же время, благословенную, вдохновленную и привлекательную для Бога Елену Уайт. Я прочитал, как она консультирует по семейным вопросам, но затем пишет письмо своей подруге с просьбой не рассказывать мужу Елены, где она находится, потому что они поссорились, а затем она пересекает континент и не хочет с ним разговаривать. Конечно, гнев проходит, и они примиряются (эти письма обнаружились только недавно). Я читал, как она призывает никогда не сомневаться в присутствии Бога, но когда у нее случаются трудности, как она пишет в частном письме, она не чувствует присутствия, помощи и поддержки Бога. Мне было интересно, как часто Елену Уайт неправильно понимают.
Переоценивая заново
Я признаю, что я не прочитал все ее работы — у меня не было ни возможности, ни времени. Я также не вдавался во все доказательства, собранные критиками в последние годы. Итак, как я сказал в начале, я был полон решимости еще раз все переосмыслить с молитвой и открытым сердцем. Я решил поискать в Интернете все, что можно найти о ней как о лжепророке.
Честно говоря, я ожидал чего-то большего. Есть несколько сайтов, посвященных исключительно критике Е. Г. Уайт. Есть также страницы Facebook и специальные форумы. Я не знаю, если случайно ли это, но в значительной степени содержание повторяется. Статьи повторяют друг от друга. Некоторые сайты имеют более широкий анализ, некоторые более сфокусированы на чём-то одном.
Вся критика может быть разделена на два больших блока. Первый блок больше касается церкви адвентистов, чем Елены Уайт. Авторы считают, что учения адвентистской церкви неверны — суббота, состояние мертвых, реформа здоровья и т. д. — и именно поэтому Е. Г. Уайт является лжепророком, потому что поддерживает ложное учение. Во втором блоке анализируются не церковные учения, а различные высказывания Е. Г. Уайт, поэтому мне он показался более интересным.
Читая цитаты Е. Г. Уайт и опровержения, использованные авторами, я почувствовал, что вернулся в свое прошлое. Все эти люди, по-видимому, нынешние или бывшие адвентисты, потрошили некоторые ее высказывания так, как будто они были библейскими текстами. Или, более того, как будто они были непогрешимыми словами Бога. Ни контекст, ни мышление и понимание 19-го века, ни многие другие аспекты, которые чрезвычайно важны для любой из статей (по крайней мере, как я считаю), не были приняты во внимание. Я читал и задавался вопросом: если автор читает Библию таким образом, он должен прийти к аналогичному выводу — что это книга ошибок. Мне даже хотелось улыбнуться по поводу некоторых аргументов. Почему мы думаем, что каждое слово, написанное Е. Г. Уайт, непогрешимо и свято, более священно, чем библейские тексты?
Как я понимаю Елену Уайт?
Я думаю, что одной из самых больших проблем для христиан является понимание того, что такое вдохновение. Даже Библию мы читаем линейно, считая, что исторический контекст, культурное влияние и понимание автора являются относительно незначительными вопросами. Кажется, именно поэтому многие теряют веру в Библию. Однако в адвентизме существует аналогичное отношение к Е. Г. Уайт, которая никогда не утверждала, что написанное ею было Словом Божьим. Вот почему так много разочарований. Тогда вы должны создавать сайты и опровергать то, что я считаю несостоятельным.
Я думаю, что пока мы не узнаем, как Бог работает и говорит с нами через письменное слово, многие будут разочарованы. Заявление, запланированное на следующий год на сессии Генеральной конференции, только увеличит число разочарованных. Это неизбежно. Е. Г. Уайт не то же самое, кем когда-то считался римско-католический папа. Мы возмущаемся по поводу утверждений о том, что папа, как наместник Бога, никогда не ошибался в своих словах и в толковании Писаний, но в то же время мы делаем Е. Г. Уайт еще более святой. Интересно, что она всегда была против этого. Но многие не верят ей: “О, она была такой скромной; она не хотела публично говорить о своей непогрешимости”.
Я очень сожалею о том, что половина адвентистов, которых я знаю, не читает, не интересуется или скептически относится к ее трудам. Потому что они начали читать и столкнулись с недоумением и неприязнью (как многие столкнулись с трудностями при чтении Писаний Ветхого Завета). С одной стороны, это не проблема. Сама Елена Уайт сказала, что ее задача — лишь привлечь внимание людей к Писанию, и, если есть Писание, она не нужна. Но с другой стороны, я многое получил от чтения её трудов. И мне жаль, что с нашим черно-белым подходом мы отпугнули от нее многих. Или делаем их законниками. И если так, то лучше не читать ее сочинения.
Многие скажут, что ее произведения нельзя сравнивать с работами других авторов, потому что она была особым посланником Бога. Для меня она тоже больше, чем просто писатель. (Хотя я верю, что Бог вдохновлял многих других авторов книг, когда они делились своими мыслями.) Я уверен, что она, как верная Божья посланница, честно поделилась тем, что она поняла и получила от Бога. Конечно, не все, что она написала, было особым посланием от Бога. В последние годы много написано о том, как создавались ее самые популярные книги. В то же время ясно, что она публиковала под своим именем только то, что считала правдой. Но, когда я читаю ее книги, я всегда думаю о двух вещах. Во-первых, исторический контекст, в котором это написано. Во-вторых, как это согласуется с тем, что Бог открыл нам и лично мне в следующем столетии после ее смерти. Она сама призывает меня сделать это.
В 1892 г. Э. Г. Уайт написал в «Ревью энд Геральд», что нам придется отказаться от многих уроков:
Нам предстоит многому научиться (или: выучить много уроков), и от многого отучиться. Только Бог и небеса непогрешимы … Упрек Господа будет на тех, кто будет хранителем доктрины, которая будет препятствием на пути тому, чтобы великий свет пришел к людям. Великая работа должна быть совершена, и Бог видит, что наши руководители нуждаются в большем свете.
Как изменилась бы история христианства, если бы мы видели в качестве нашей главной задачи не защиту наших доктрин, а то, чтобы быть открытыми для изучения, всегда быть готовыми к переоценке.
Айдис Томсонс — журналист, в течение многих лет был редактором официального адвентистского церковного журнала Adventes vestis. В настоящее время он вместе с единомышленниками управляет независимым веб-сайтом Vestis Adventistiem (“Послание адвентистам”). Он ежедневно работает на общественном радио и телевидении, где он ведёт ежедневную программу по политическим, социальным и экономическим вопросам.
Перевод сообщества «Прогрессивные Адвентисты»
============================================
https://spectrummagazine.org/views/2020/ellen-g-white-and-me
Автор темы лгун.
Говорит что Елена ни когда не говорила что она передавала всё как Слово Божие,но Елена сама себя назвала Божьим ангелом.
Основанием для ошибочного направления в вере церкви АСД, является неправильное понимание пророчества, Дан. 8:14. о 2300 вечерах и утрах. Которое У. Миллер и многие его последователи посчитали за буквальные дни и символический годы. В Дан. 8:14 сказано не о 2300 буквальных днях, а о количестве ежедневных жертв в храме, приношение которых будет прекращено на 2300 вечеров и утр. А о буквальных днях, на протяжении которых будет прекращено принесение жертв и продлиться мерзость и запустение храма, прямо сказано в (Дан.12:11 Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней). Многим христианам АСД, которые считают себя не зависимыми от человеческих учений, пора бы уже определиться кого слушать; — людей, или то что написано в Библии?