ДВИЖЕНИЕ “ХРИСТИАНСКАЯ СВЯЗЬ” (CHRISTIAN CONNECTION) Часть 2
ДВИЖЕНИЕ “ХРИСТИАНСКАЯ СВЯЗЬ” (CHRISTIAN CONNECTION) Часть 2
(Отрывок из книги Стивена Дейли «Эллен Уайт: Психобиография»)
Однако, прежде чем мы более внимательно рассмотрим оппозицию церковной организации, важно исследовать продолжающуюся психологическую динамику, которая должна была происходить внутри самой Эллен Уайт. В психологии двойной связью называется ситуация, в которой человек сталкивается с двумя непримиримыми требованиями или с выбором между двумя нежелательными вариантами действий. Во многих смыслах жизнь Эллен Уайт можно описать как одну огромную двойную связь, потому что почти на каждом этапе своего развития она сталкивалась с непримиримыми требованиями. Позвольте мне попытаться рассмотреть некоторые из них с точки зрения церковной организации, признавая при этом, что эти двойные связи будут продолжать существовать на протяжении всей жизни пророчицы.
1.Ещё до серьёзной травмы Эллен Хармон была очень конфликтным человеком. Она хотела любить Бога, но её переполнял страх Божий, вера в то, что Бог отверг её и что она потеряна для вечности. Двойная связь: я должна быть духовной, но Бог отверг меня, и я никогда не смогу быть достаточно хорошей духовно.
2.После травмы, в возрасте девяти лет, её страх погибнуть для вечности сохраняется, и он настолько велик, что даже в тяжелой депрессии она боится умереть, хотя и хочет, чтобы её жизнь закончилась. Двойная связь: мои надежды и мечты рухнули, поэтому я не хочу жить, но если я умру, я потеряна навеки.
3. В движении кричащих методистов она, наконец, находит некоторую духовную свободу и признание, но это прерывается посланием миллеризма о конце света и изгнанием из методистской церкви. Двойная связь: я хочу остаться в методистской церкви, где я, наконец, нашла хоть какое-то признание, но если я это сделаю, я буду навсегда потеряна вместе со всеми осужденными деноминациями.
4. Как и все другие опустошенные миллериты, которые были глубоко подавлены и разочарованы провалом возвращения Христа, Эллен не знала, что делать, когда пророчество не сбылось, кроме как верить, что испытательный срок закончился, и все те, кто верил, что миллериты были неправы, потеряны навеки. Двойная связь: я принадлежу к группе, которая явно ошибалась, но если я покину эту группу, я погибну навеки.
5. Эллен — депрессивная семнадцатилетняя девушка, оказавшаяся в группе очень опустошенных и подавленных взрослых после Великого Разочарования, которые смотрят на её «видение» как на свою единственную надежду. Двойная связь: все в моей группе возлагали свои надежды на мои видения, но мои «видения» подтверждают их узкие взгляды на исключение и осуждение всех внешних.
6. У Эллен Хармон-Уайт есть «видения» в течение семи лет, которые подтверждают их веру в закрытую дверь и в то, что испытательный срок закрыт для всех, кто не входит в их группу. Двойная связь: Мои «видения» говорят мне, что испытательный срок закончился и Иисус вернется в любое время, но Он не возвращался почти семь лет. Мои «видения» не совпадают с моим опытом.
7. Семилетняя теория Бейтса дает Эллен Уайт надежду на то, что предыдущая дилемма, наконец, будет разрешена, и у Эллен есть «видения», подтверждающие истинность этой теории. Двойная связь: когда семилетний срок пройдет и мои «видения» окажутся ложными, я должна либо признать свою неправоту и потерять свой пророческий статус, либо лгать и скрывать правду аморальным образом.
8. Когда Эллен сталкивается с тем, что Бейтс и её муж отстаивают еретические взгляды на природу Христа и Его искупление, она никогда не выступает против их ереси, но поддерживает все их ошибочные и непоследовательные позиции. Двойная связь: либо стоять за теологическую истину и рисковать быть отвергнутым Бейтсом и моим мужем, либо поддерживать их заблуждения и непоследовательные взгляды, пусть даже видениями.
9. По прошествии более, чем десяти лет (1842–1853 гг.) отрицания идеи создания церковной организации и деноминации, в течении семи из которых были посылаемы “видения” на этот счет, Эллен внезапно меняет свою позицию, когда Джеймс и Бейтс меняют свои взгляды, и получает соответствующие «видения». Двойная связь: если я сейчас поддержу организацию, мои предыдущие «видения» окажутся ложными, но если я этого не сделаю, я потеряю поддержку Джеймса и Бейтса и контроль над движением, которое я взрастила.
Непрекращающиеся двойные связи неизменно сопровождают Эллен Уайт в течение следующих пятидесяти трех лет после создания организации вплоть до её смерти. Они всегда включают в себя обман людей относительно её «видений» (жизнь во лжи) или риск разоблачения и потери её положения и власти в адвентистском движении. В следующих главах мы специально исследуем многие другие из этих двойных связей.
Партия Вестников
Но вернемся к организации. Гражданская война адвентистов по вопросу церковной организации не обошлась без жертв, потерь и весьма негативных последствий. Именно эта война вызвала первый крупный раскол в адвентистском движении, породив его первое ответвление в 1853 году. Это был не только год, когда и Джеймс Уайт, и Джозеф Бейтс изменили своё отношение к церковной организации, став из откровенных противников организации её самыми ярыми сторонниками, но это был и год, когда Эллен Уайт также изменила свои взгляды по этому вопросу, получив «видения», поддерживающие создание организации. Два адвентистских служителя, Г. С. Кейс и Ч. П. Рассел, были очень обеспокоены тем, что «видения» Эллен оказались очень ненадежными, учитывая то, что произошло с закрытой дверью, семилетней теорией, а теперь и полным разворотом по вопросу церковной организации. Но этот вопрос стал для них очень личным, когда пророчица посетила их город в то время, когда спор по этому вопросу разгорелся. У Кейса и Рассела была причина наказать женщину из церкви, которая оскорбляла их.
Эллен Уайт рассмотрела это дело и поддержала действия пасторов после того, как у неё было «видение» от Бога, показавшее ей, что они были правы. Однако что-то изменилось, потому что через день Эллен заявила, что у неё было ещё одно «видение», которое заставило её критиковать двух служителей и их ведение дела. Это снова образец поведения Эллен Уайт. Она неизменно пыталась придать своему мнению божественную достоверность, приписывая его своим видениям. Это было особенно неловко, когда она получала дополнительную информацию о каком-либо случае или ситуации и должна была изменить курс, потому что Бог не может ошибаться, поэтому ей нужно было иметь другое видение, показывающее, что Бог передумал. Но это не прошло гладко, особенно с такими служителями, как Кейс и Рассел, которые уже были убеждены, что то, что Эллен приписывает Богу, не вполне складывается. В будущем будет бесчисленное количество адвентистских лидеров, которые придут к такому же выводу, основываясь на своём личном опыте общения с пророчицей. Это приведёт к тому, что многие из них покинут церковь или будут исключены из неё.
В случае с Кейсом и Расселом имел место последний вариант. Когда эти служители открыто выразили недоверие пророчице, их обоих исключили из адвентистской общины верующих, после чего они основали Партию Посланников верующих (The Messenger Party of believers), ставшую первым официальным ответвлением адвентизма. У этой группы было два основных критических замечания в адрес Уайтов: (1) «видения» Эллен не были надежными и не должны быть условием членства, и (2) Джеймс Уайт был виновен в грубом и неумелом управлении церковными делами и «присвоении церковных ценностей» (эти обвинения будут рассмотрены в следующей главе). Обвинения Кейса и Рассела вызвали серьёзные разногласия в адвентизме и отвлекли ряд влиятельных людей от поддержки Уайтов, в том числе таких одаренных служителей, как Д. П. Холл и Дж. М. Стефенсон (D. P. Hall and J. M. Stephenson). Такие нападки, мягко говоря, осложнили борьбу за организацию церкви и запятнали её личными проблемами.
Когда что-либо касалось Эллен Уайт лично, она почти всегда обращалась к «видениям» или божественному руководству, чтобы поставить своих недоброжелателей или врагов на место. Это, конечно, ставило её критиков в крайне невыгодное положение: очень трудно выиграть спор против Бога. Точно так же очень трудно признать свою неправоту, когда вы “всего лишь” передаёте мнение Бога. По этой причине, несмотря на огромное количество страниц и писем, написанных Эллен, почти невозможно найти случаи, когда она открыто признаёт свою неправоту, или открыто извиняется перед кем-либо, за что-либо. Это очень тревожно, когда вы видите, как сильно она ранила множество людей (и во многих случаях невинных людей) в течение своей жизни. Я думаю, было бы справедливо утверждать, что у Эллен за её многолетнее пророческое служение развился комплекс Бога, из-за которого ей было очень трудно различать свои собственные взгляды и взгляды Бога. И даже когда её «видения» оказывались ошибочными, казалось, что ей никогда не приходилось нести ответственность за то, как она представляла Бога в ложном свете. Критиковать её для большинства адвентистов было равносильно критике Бога, и эта динамика, к сожалению, все ещё присутствует в адвентизме, даже в настоящее время.
Стивен Дейли
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой