БОЛЬШАЯ ТРОЙКА
БОЛЬШАЯ ТРОЙКА
(отрывок из книги Стивена Дейли “Эллен Уайт: Психобиография”)
Тремя со-учредителями того, что позднее станет церковью адвентистов седьмого дня, были Джозеф Бейтс, Джеймс Уайт и Эллен Хармон-Уайт. Позже мы увидим, как Джеймс и Эллен обманом заставили Бейтса поверить в видения Эллен. Все трое были убежденными приверженцами движения миллеритов и были полностью убеждены в том, что конец мира настанет сначала 22 октября 1843 г., а затем 22 октября 1844 г. Сам Миллер и оставшиеся с ним последователи после второго разочарования в октябре 1844 года, по крайней мере, признали безрассудство установления даты пришествия. Но этого нельзя сказать об основателях адвентистской церкви, которые настаивали на еще более скандальных датах.
Джозеф Бейтс был самым старшим и изначально самым влиятельным из троих соучредителей церкви адвентистов. Бейтс не исчерпал свой банковский счет, как утверждают адвентисты, но он продал свою ферму, чтобы распространять весть Миллера о скором пришествии перед Великим Разочарованием. Однако он остался состоятельным человеком, что станет очень важным в истории, которая разворачивается впереди.
Бейтсу приписывают убеждение Джеймса и Эллен Уайт в истине о субботе седьмого дня в 1845 году, которую ему представили баптисты седьмого дня. Но для целей этой главы важно отметить, что Бейтс также ответственен за то, что он убедил Джеймса и Эллен Уайт принять семилетнюю теорию, которая еще раз установила дату конца света, на этот раз 22 октября 1851 года. Но Бейтс не считался пророком, поэтому Эллен оставалось придать Божественное одобрение этим взглядам своими видениями, которые Джеймс и Бейтс представили небольшому стаду верующих.
Адвентистские лидеры на протяжении десятилетий традиционно отрицали, что «видения» Эллен когда-либо подтверждали теорию закрытой двери или какое-либо установление даты, имевшее место после Великого Разочарования в 1844 году. Это отрицание в значительной степени было основано на словах самой Эллен Уайт, написанных в 1874 году: «По прошествии сорок четвертого года, я с моими братьями и сестрами действительно верила, что грешники более не будут обращены. Но «видения» о том, что грешники более не будут обращены, у меня не было». Как мы скоро задокументируем, эти слова — вопиющая неправда. Учитывая интенсивность переживаний Эллен в этот период, маловероятно, что её память подвела её в этом отношении. Но я также не верю, что она обязательно намеренно лгала в своих показаниях 1874 года. Скорее всего, её опыт является классическим примером двух психологических феноменов: когнитивного диссонанса и синдрома правоверия. Теория когнитивного диссонанса была сформулирована Леоном Фестингером, американским социальным психологом, для «описания формирования новых убеждений и усиления прозелитизма с целью снижения напряжения или диссонанса, возникающего в результате несбывшихся пророчеств».
«Видение» закрытой двери
В случае с первыми адвентистами (которые позже стали адвентистами седьмого дня) сначала появились новые верования, которые включали теорию закрытой двери; «видение» Хирама Эдсона на кукурузном поле на следующий день после Великого Разочарования; седьмой день субботний; святые поцелуи и омовение ног; а также семилетнюю теорию о том, что Христос вернется 22 октября 1851 года. Активные попытки приобрести новообращенных не начнутся до тех пор, пока не потерпят неудачу первые две версии теории закрытой двери и последнее пророчество о конце света — теория семи лет. После этого адвентисты стали все более агрессивно заниматься прозелитизмом, чтобы уйти от того периода, когда пророчества неоднократно терпели неудачу. Термин «истинно верующий» использовал М. Ламар Кин в своей книге «Экстрасенсорная мафия» 1976 года. Кин использовал эту фразу для обозначения людей, которые продолжали верить в паранормальное событие или явление даже после того, как было доказано, что оно ложно или инсценировано.
В экстремистском культе истинно верующие пьют яд Kool-Aid. Ранние адвентисты, возможно, не считались экстремистским культом, но они определенно были истинно верующими. Именно адвентисты, впоследствии ставшие АСД, отказались отвергнуть пророчества Миллера, даже когда он сам отверг их и признал, что установленная им дата была ошибочной. Эллен Уайт и те, кто осмелился установить третью дату конца света после первых двух печальных провалов являются олицетворением синдрома истинного верующего. В то время как над этой небольшой группой адвентистов издевались и смеялись за их веру в то, что конец света наступит 22 октября, и в 1843, и в 1844 году, эти истинно верующие теперь имели наглость настаивать на том, что Христос вернется 22 октября 1851 года. Первое указание на то, что Эллен Уайт разделяла это убеждение, находится в её первом «видении» от декабря 1844 года, которое включало в себя как представление о том, что Бог открыл время Своего пришествия, так и о том, что время испытания окончено — дверь благодати была закрыта для падшего мира.
“Вскоре мы услышали голос Божий, как шум многих вод, который сообщил нам день и час пришествия Иисуса. Другие опрометчиво отвергали свет позади себя и говорили, что это не Бог вел их до сих пор. Свет позади них погас, оставив их ноги в полной темноте, и они споткнулись и потеряли из виду знак и Иисуса, и упали с тропы вниз, в темный и нечестивый мир. Им было так же невозможно снова встать на путь и идти в Город, как и всему нечестивому миру, отвергнутому Богом.”
В этом «видении» Эллен Уайт также описывает Второе пришествие Христа, как произошедшее при её жизни. И следует отметить, что содержание этого «видения» было опубликовано в статье, написанной Джозефом Тёрнер ом, адвентистским редактором, который в то же время создал теорию закрытой двери вместе со своим коллегой-редактором Аполлосом Хейлом. Эллен Уайт заявила, что не читала рукопись, хотя и признала, что её копия, как известно, находилась в её доме еще до того, как у неё было «видение». Критикам Эллен Уайт это кажется не просто совпадением, и даже Тёрнер , казалось, был поражен тем, что её «видение» так близко отражало то, что он написал и поделился на собрании накануне вечером. Эллен Уайт описывает эти странные обстоятельства следующим образом.
“В то время у меня было видение полуночного крика [её первое видение], я отказалась от него в прошлом и думала, что это будущее [закрытая дверь], как и большинство участников группы. Я не знаю, когда Дж. Тёрнер получил свою рукопись. Я знала, что одна рукопись была у него с собой, а другая находилась в доме, но я не знала, что в ней, потому что я не читала из нее ни слова. После того, как у меня было видение, и Бог дал мне свет, Он велел мне передать его группе, но я отказалась от этого, я была молода и думала, что они не примут этот свет от меня… На следующее утро Джозеф Тёрнер позвал меня и сказал, что в скором времени он срочно покинет город и хочет, чтобы я рассказала ему всё, что Бог показал мне в видении. Со страхом и трепетом я рассказала ему всеё. После того, как я закончила, он сказал, что говорил то же самое вчера вечером.”
На этом этапе важно отметить, что теория закрытой двери и теория семи лет естественным образом шли рука об руку. Если вы собираетесь учить, что испытательный срок закончился (теория закрытой двери), вполне логично полагать, что возвращение Христа последует очень скоро. Очень неудобно иметь затянувшееся окончание испытательного срока. Эллен Уайт не только верила в то и другое в течение нескольких лет после Великого Разочарования, но также имела «видения», которые связывали эти верования с Богом. Её уверения много лет спустя в том, что у неё не было таких «видений», можно понять в контексте когнитивного диссонанса. Признать, что у неё были такие «видения», значило бы поставить под угрозу своий пророческий дар и разоблачить «видения» как ложные, особенно с точки зрения абсолютного понимания пророчеств, которого придерживались ранние адвентисты. Но мы продолжим тщательный разбор теории закрытой двери и семилетнего периода от Уильяма Миллера до Эллен Уайт на оставшихся страницах этой главы.
Интересно отметить, что после того, как Уильям Миллер во второй раз ошибся с предсказанием даты конца света в 1844 году, он сразу же отказался от идеи установления дат, но изначально не отвергал идею закрытой двери или окончания испытательного срока. Менее чем через месяц после Великого Разочарования Миллер написал следующие слова в письме, которое вскоре было опубликовано в Advent Herald: «Мы выполнили свою работу, предостерегая грешников и пытаясь пробудить официальную церковь. Бог по Своему провидению закрыл дверь; и мы можем только побуждать друг друга к терпению; и будьте тверды в нашем звании и избрании”.
На миллеритов, которые не были уверены в закрытой двери, обычно смотрели с подозрением и называли отступниками. Очень видный миллерит Сэмюэл С. Сноу считал всех участников адвентистского движения, не разделявших идею «закрытой двери”, лаодикийцами, которых Христос «извергнет из уст Своих». Но приверженность Сноу к вести Миллера и осуждение всех, кто ее не принимал, приводили его ко все большему и большему фанатизму. Вскоре он поверил, что Бог наградил его великой пророческой мантией, что он был пророком последних дней, Илией, и что «отвержение его было равносильно отвержению Христа». Миллера все больше беспокоил фанатизм, который проявлялся вокруг него, включая то, что он видел среди своих бывших последователей, которые впоследствии сформировали церковь АСД.
Стивен Дейли “Эллен Уайт: Психобиография”
=========
Перевод сообщества “Прогрессивные адвентисты”
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой