Александр Степанов. «Только верою… Одной лишь верою…»
Александр Степанов. «Только верою… Одной лишь верою…»
ШТРИХИ БЛАГОДАТИ (Из ранее сказанного для детей Благодати)
Фрагмент *25*
Те из нас, кто продолжает думать, что спасение является совместным делом Бога и человека, не могут не хвалиться размахом своих религиозных достижений. И в собственном служении, и в личных молитвах, и даже в специфичной диете мы искушены видеть если не причины собственного спасения, то хотя бы то, что этому спасению существенно способствует. Именно поэтому любое учение, в котором спасение человека хотя бы в какой-то мере зависит от его собственных заслуг и усилий, неминуемо погружает приверженцев такого учения в нравственное и доктринальное высокомерие.
Однако главная печаль таких скитаний заключается даже не в самой религиозной гордыне, и даже не в том, что такая религия может десятилетиями гонять человека по коридорам законничества, в конце которых – всегда тупик… Основная беда в том, что Крест Христов в таком случае почти ничего не значит…
«Нет вам никакой пользы от Христа – говорят законники – если вы не победили окончательно грех!» «Не вам спасения – кричат они – если в вашем послушании будет найден какой-нибудь изъян!» Конечно же такие заявления пропитаны как безверием, так и гордыней… Гордыней –потому, что думают они о себе – как о тех, кому по силам победа над грехом и безупречное послушание… А безверием – потому что жертва Христа в таком случае не приносит грешнику ничего существенного…
Как кто-то очень мудро заметил, что, если моё спасение зависит от меня хотя бы на один процент, тогда один из ста духовных гимнов я должен петь в свою собственную честь, а остальные 99 так уж и быть – во славу Бога. И чем в большей мере люди наделяют спасительными функциями закон и своё послушание, тем больше «гимнов» они склонны петь в честь значимости своей конфессии и во славу своих личных стараний.
Однако великий апостол язычников благополучно перечеркнул эту хитрую бесовскую спевку и возвратил все гимны на подобающее им место… В символе обрезания он суммировал жизнь верующих «по закону», дабы провозгласить несовместимость такой жизни с пребыванием «в благодати Христа».
***Гал.5:2-4, Заокская Библия «И вот что ещё я, Павел, скажу вам: если принимаете обрезание, НИКАКОЙ НЕ БУДЕТ ВАМ ПОЛЬЗЫ ОТ ХРИСТА. А каждому, кто принимает обрезание, напомню: в таком случае ИСПОЛНИТЬ ОН ОБЯЗАН ВЕСЬ ЗАКОН. Вы БЕЗ ХРИСТА ЖИВЁТЕ, если пытаетесь найти для себя ОПРАВДАНИЕ В ЗАКОНЕ – ВНЕ БЛАГОДАТИ вы Божией».
То есть, со слов Павла, невозможен никакой спасительный синтез БЛАГОДАТИ И ЗАКОНА… Никаких компромиссов! Всё золото – в одной корзине! Спасительна лишь БЛАГОДАТЬ! Цель же ЗАКОНА обратная – показать нашу обречённость на погибель и вызвать нужду в Спасителе.
Бесконечно прав этот Божий фарисей, представляющий в 4-й главе своего Послания к Галатам ЗАКОН И БЛАГОДАТЬ в аллегории Агари и Сарры, персонажей, олицетворяющих природу двух заветов. Агарь – лишь служанка Сарры, равно как и ЗАКОН – ЛИШЬ СЛУГА БЛАГОДАТИ. Его роль всегда подчинённая, он лишь обнаруживает нашу непрестанную нужду во Христе, и в такой роли он на своём месте.
Однако, когда «отец всех верующих» вдруг разрешил служанке влезть в постель Сарры и зачать ребёнка, который не в коей мере не является «сыном обетования», но который при этом может быть объявлен, как имеющий отношение к наследству, Бог говорит ясно: ***Гал.4:30, Библия РБО «ПРОГОНИ РАБЫНЮ с сыном, чтобы сын рабыни не наследовал вместе с сыном свободной».
Бесконечно прав этот Божий фарисей, представляющий в 4-й главе своего Послания к Галатам ЗАКОН И БЛАГОДАТЬ в аллегории Агари и Сарры, персонажей, олицетворяющих природу двух заветов. Агарь – лишь служанка Сарры, равно как и ЗАКОН – ЛИШЬ СЛУГА БЛАГОДАТИ. Его роль всегда подчинённая, он лишь обнаруживает нашу непрестанную нужду во Христе, и в такой роли он на своём месте.
Однако, когда «отец всех верующих» вдруг разрешил служанке влезть в постель Сарры и зачать ребёнка, который не в коей мере не является «сыном обетования», но который при этом может быть объявлен, как имеющий отношение к наследству, Бог говорит ясно: ***Гал.4:30, Библия РБО «ПРОГОНИ РАБЫНЮ с сыном, чтобы сын рабыни не наследовал вместе с сыном свободной».
Таким образом Бог приглашает каждого уверовавшего в Иисуса, непременно РАЗВЕСТИСЬ СО СЛУЖАНКОЙ (заветом дел), иначе никогда не сможем радоваться союзу со свободной женой (заветом благодати).
Но к моему огромному сожалению, на протяжении многих лет и я сам, и многие мои единоверцы были научены стараться изо всех сил сожительствовать одновременно и с Агарью, и с Саррой, содержа их как «два равных весла», причём с предписанной конфессиональной обязанностью – как можно чаще восхищаться именно рабыней (т.е. законом). Да не будет этого больше никогда!
Да царствует вера! Да расплёскивается всюду БЛАГОДАТЬ! Для сего и провозглашает Павел поверх закона своё великое и взрывающее наше законническое сознание – «ТОЛЬКО ВЕРОЙ»…
***Гал.2:15,16 Библия РБО «Мы по рождению евреи, а не какие-нибудь «грешники–язычники». Но мы знаем, что ни один человек НЕ БУДЕТ ОПРАВДАН ДЕЛАМИ ЗАКОНА, а ТОЛЬКО ВЕРОЙ (SOLA FIDE) в Иисуса Христа. Поэтому и мы поверили в Христа Иисуса, чтобы получить оправдание верой в Христа, А НЕ ДЕЛАМИ ЗАКОНА, так как ДЕЛАМИ ЗАКОНА «не оправдается никто из живущих»».
Поэтому и правы мы ныне, когда утверждаем реформатское «SOLA FIDE» – «только верою» («лишь верою» Заокская Библия), ибо от всей души верим и знаем из собственного опыта, что именно ВЕРА ПРИНОСИТ ГРЕШНИКУ И СПАСЕНИЕ, И ПОСВЯЩЁННУЮ ЖИЗНЬ. Попытка перестроить этот тезис в обратную конструкцию типа: «вера и посвящённая жизнь приносят спасение грешнику» – есть отражение католической и православной ортодоксии, но вовсе не протестантизма.
Протестантизм же убеждён в том, что всякий уверовавший спасён Христом БЕЗОТНОСИТЕЛЬНО к любым делам и поступкам. И этим мы никак не обесцениваем добрые дела и послушание Богу, но ТОРЖЕСТВЕННО ОТРИЦАЕМ ИХ ЗНАЧЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ИСТОЧНИКА ИЛИ УСЛОВИЯ НАШЕГО СПАСЕНИЯ, считая их лишь неизбежными плодами веры и естественным свидетельством обретённого нами мира с Богом.
Протестантизм же убеждён в том, что всякий уверовавший спасён Христом БЕЗОТНОСИТЕЛЬНО к любым делам и поступкам. И этим мы никак не обесцениваем добрые дела и послушание Богу, но ТОРЖЕСТВЕННО ОТРИЦАЕМ ИХ ЗНАЧЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ИСТОЧНИКА ИЛИ УСЛОВИЯ НАШЕГО СПАСЕНИЯ, считая их лишь неизбежными плодами веры и естественным свидетельством обретённого нами мира с Богом.
Однако не мы первые оказались в некоторой растерянности между функциями закона и благодати. Иудейские раввины пост-вавилонской эпохи в своих мудрых толкованиях весьма внушительно провозгласили идею о том, что именно Тора является данным Богом средством для приобретения праведности и вечной жизни. Детали этого учения по сути являются отголоском тех древних горделивых слов, которые иудеи провозгласили Моисею: «…всё, что сказал Господь, исполним…» (Исх.19:8).
Ко временам Христа раввины продолжали держаться этой теории и этим активно поддерживали в единоверцах надежду на наличие у них собственных нравственных способностей. По их мнению, каждый человек получил от Творца полную моральную силу исполнять закон.
Как свидетельствует об этом доктор Г.К. Ларондейл, раввины настойчиво утверждали, что каждый израильтянин мог, по меньшей мере, сто раз в день продемонстрировать своё послушание закону. И каждая такая демонстрация вменялось иудею в заслугу и буквально означала «праведность» перед Богом.
Как свидетельствует об этом доктор Г.К. Ларондейл, раввины настойчиво утверждали, что каждый израильтянин мог, по меньшей мере, сто раз в день продемонстрировать своё послушание закону. И каждая такая демонстрация вменялось иудею в заслугу и буквально означала «праведность» перед Богом.
С другой стороны, каждое нарушение закона возлагало на верующего вину перед Богом, при этом иудеи всегда давали КОЛИЧЕСТВЕННУЮ ОЦЕНКУ как греху, так и послушанию закону. Однако согласно свидетельству апостола Павла, такой путь не привёл иудеев к желаемому результату.
***Рим.9:30-32 «Что же скажем? Язычники, НЕ ИСКАВШИЕ ПРАВЕДНОСТИ, ПОЛУЧИЛИ ПРАВЕДНОСТЬ, ПРАВЕДНОСТЬ ОТ ВЕРЫ. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали НЕ В ВЕРЕ, А В ДЕЛАХ ЗАКОНА…»
Трагедия преткновения израильского народа заключалась в их попытке ВОЗЛОЖИТЬ НА ЗАКОН ТЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ФУНКЦИИ, КОТОРЫЕ ОН по определению НЕСТИ НИКАК НЕ МОГ!
Согласно вышеприведённому тексту, закон Господа является верным, неопровержимым маркером, указывающим на нашу нужду в праведности. Он также может быть ДОРОЖНЫМ УКАЗАТЕЛЕМ нравственной жизни. Мы можем назвать его и откровением характера Святого Бога, ибо закон указывает на отсутствие в нас сути этого характера – ЛЮБВИ, которой и является Сам Бог! Однако закон Божий (как десятисловный, так и Тора в целом), НИКОГДА НЕ МОГ И НИКОГДА НЕ СМОЖЕТ БЫТЬ ИСТОЧНИКОМ ПРАВЕДНОСТИ! Этого не поняли ортодоксальные иудеи…
К дням Иисуса Христа, теология спасения в Иудаизме категорически отличалась от библейского учения о праведности и спасении, ибо закон по-прежнему рассматривался иудеями как величайшее средство для достижения ими спасения.
Раввины учили иудеев смотреть на закон и на заповеди как на единственную гарантию их праведности перед Богом. Они расчленили Тору на 613 «мицв» (twwum g»yrt – «тарьяг мицвот»), и в своём поиске мира с Богом и спасения они полагались тогда и продолжают полагаться ныне на соблюдение именно этих 613-ти запрещений и повелений. Делятся они кстати без всякого учёта тематики исключительно на запреты (365 – по числу дней в году) и предписания (248 – по числу костей и органов человеческого тела).
Трагедия такого восприятия праведности заключается в том, что у соблюдающего закон НИКОГДА НЕ БЫЛО НИКАКОЙ УВЕРЕННОСТИ В ЛИЧНОМ СПАСЕНИИ, а следовательно – и в благости Творца. Бог как строгий бухгалтер вёл учёт заслугам и промахам, и, казалось, волнуют они Его куда больше, нежели сам человек. Соотношение добродетелей и согрешений верующего могло меняться каждый час, и поэтому его оправдание могло произойти только в неопределённом будущем…
Возникает справедливый вопрос: «Где же тогда место милости Господа, так часто воспеваемой древними писателями Библии?» В понимании Иудаизма Божья милость и Его прощающая любовь заключались в том, что Бог предоставлял грешнику НОВУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАСЛУЖИТЬ спасение опять же на основании закона.
Возникает справедливый вопрос: «Где же тогда место милости Господа, так часто воспеваемой древними писателями Библии?» В понимании Иудаизма Божья милость и Его прощающая любовь заключались в том, что Бог предоставлял грешнику НОВУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАСЛУЖИТЬ спасение опять же на основании закона.
Полагаясь на своё усердие в соблюдении закона, иудей мог снова и снова надеяться на возможное приобретение заслуг, наград и праведности перед Богом. Праведность же была равнозначна творимым милостыням и добрым делам и одновременно являлась и наградой за эти добрые дела. Раввины же утверждали, что именно закон является данным Богом орудием для подчинения наших злых наклонностей и победы в нас добра…
К моему огромному сожалению, немалая часть христиан по сей день верит примерно таким же образом, подобно мифическому Сизифу снова и снова пытаясь взобраться на гору своего спасения…
Некоторым же из нас к пущей тоске и унынию именитые мудрецы внушили некие вычурные изыски о том, что набраться праведности необходимо до времени особого испытания, когда верующие якобы будут жить без посредничества Христа, опираясь исключительно на опыт своего послушания. Та ещё ересь, имеющая цель хоть на время отнять у грешника Спасителя – нашу единственную надежду…
Но правда заключается в том, что Спаситель будет у нас всегда! Бог «отдал Своего Сына», а не дал Его нам взаймы! Его Кровью навсегда омыты все наши грехи – прошлые, нынешние и будущие!
Но правда заключается в том, что Спаситель будет у нас всегда! Бог «отдал Своего Сына», а не дал Его нам взаймы! Его Кровью навсегда омыты все наши грехи – прошлые, нынешние и будущие!
Таки пора, уважаемый читатель, подчеркнуть главное! А главное заключается в том, что многие из нас живут в непрестанных подозрениях и негодовании о том, что, то ли католики, то ли императоры, то ли масоны изменили Божий закон, убедив большинство христиан праздновать воскресный день вместо субботы… Может в этом что-то и есть… Но куда хуже то, что мы можем вслед за иудеями извратить и само предназначение закона, возлагая на него некие спасительные функции.
Не практикуем ли мы ныне иудейское отношение к закону, когда вместо того чтобы открывать человеку его греховность, закон для нас стал средством для убеждения верующего в собственной праведности. Дескать, смотрите все, я и моя Церковь полностью соответствуем этим заповедям… Именно поэтому апостолу Павлу и понадобилось столь ясное высказывание:
***Рим.3:20, Заокская Библия «Из смертных пред Ним не может ни один быть признан правым ЗА ТО, ЧТО СОБЛЮДАЕТ ОН ЗАКОН: С ЗАКОНОМ ЛИШЬ ПРИХОДИТ ОСОЗНАНИЕ ГРЕХА».
Ведь изменив таким образом предназначение закона, иудеи подменили и сам дар Божьей «праведности по вере» на идею самоискупления методом «стараться изо всех сил».
***Рим.10:3,4 «Ибо, НЕ РАЗУМЕЯ ПРАВЕДНОСТИ БОЖИЕЙ и усиливаясь ПОСТАВИТЬ СОБСТВЕННУЮ ПРАВЕДНОСТЬ, они НЕ ПОКОРИЛИСЬ ПРАВЕДНОСТИ БОЖИЕЙ, потому что КОНЕЦ ЗАКОНА – ХРИСТОС, к праведности всякого верующего».
Итак, Христос на Кресте – конец закона! ИИСУС РАСПЯТЫЙ И ВОСКРЕСШИЙ – конец всем попыткам превратить закон в средство обретения праведности и спасения… Теперь всякий спасённый верой, верой же и оправдан, получив в дар одновременно и безупречную праведность, и вечное спасение в одну и ту же минуту – тогда, когда уверовал…
Так скажем же Бога ради всем и повсюду скитальцам земли нашей мятежной о том, что не Синай, а Голгофа – то единственное место, где Христос дарует грешнику Свою безупречную праведность, вздев Собою на Крест все до единого грехи человечества…
АМИНЬ!
(Эхо «Гарантий Креста…»)
**********************************************************
**********************************************************
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой