АГНЕЦ НА ТРОНЕ
#константинеску #агнец_на_троне #откровение #субботняя_школа #интерстекст
АГНЕЦ НА ТРОНЕ
В сюжете фильма «Рождение нации» прославляется Ку-Клукс-Клан и его борьба за защиту белой христианской культуры и против демонических сил представленных белыми либералами, мулатами, и недалекими, обманутыми темнокожими людьми. Интересно, что фильм заканчивается в Царстве Небесном, победой церкви белых христиан. В ней видна очень знакомая нам сцена: Иисус выше всех на голову, одет в белое, с короной на голове, вокруг него тоже одетые в белые длинные рубахи члены клана, борющегося против антихриста, все они поклоняются Ему и бросают венцы к Его ногам. Сцена очень знакомая, вопрос только в том, кто у кого её скопировал, Елена Уайт из фильма или авторы фильма у Елены Уайт?
Елена Уайт не могла скопировать её из-за того, что жила в другое время, но и создатели фильма ни в коем случае не копировали ее идеи. Как авторы фильма, так и Елена Уайт позаимствовали эту сцену с длинными платьями, с большим ростом Иисуса, с короной и поклонением. Все это было позаимствовано из интертекста, из вселенной символов, книг, картинок из детских Библий, библейских иллюстраций, церковных гимнов, описаний из проповедей и т.д. Все они позаимствовали эту сцену из интертекста, как будто что-то само собой разумеющееся, не требующее доказательств, и не вызывающее ни капли сомнения.
Любой современный богослов, изучающий Откровение, обращается к интертексту. Это понятие введено Юлией Кристевой в 1969 году, и с 70-х годов это понятие было обширно принято в библейской экзегезе и является неотъемлемой частью в понимании книги Откровение.
В 4-й главе Откровения появляется сцена из книги Иезекииля. Кто-то может подумать, что Иезекииль видел трон Бога, и Иоанн видел трон Божий, и, по идее, они должны соответствовать. При этом каждый видел его со своей точки зрения и этим объясняются отличия в их описаниях. Но на самом деле это далеко не так. Иезекииль представляет собой основной канонический источник интертекста Откровения. Откровение не цитирует Иезекииля или Даниила, являющегося вторым каноническим источником, в качестве первоисточника, как это делают современные исследователи. Наоборот, аудитория, к которой обращается Иоанн, очень хорошо знает книгу Иезекииля, они вместили в себя, и используют слова из его книги в своей повседневной жизни. Такие понятия, как Гог и Магог, новый Иерусалим, долина костей, воскресение из мертвых, исцеляющие листья, — все это присутствует в Иезекииле и повторяется в Откровении, но используется не как подтверждающая истину цитата. Наоборот, Иоанн берет издавна используемые символы. Например, четыре херувима или четыре зверя присутствуют как в Иезекииле, так и в Откровении, но Откровение передает новые детали и изменяет символы из Иезекииля, потому что автор хочет передать весть, которой нет у Иезекииля.
Другим источником интертекста Откровения является книга Еноха, по важности не уступающая ни Иезекиилю ни Даниилу. Но, не будучи канонической, она выпадает из поля зрения большинства читателей. И тут на сцену выходит самый важный элемент из 4-й и 5-й глав Откровения, а именно Агнец.
Если мы откроем 90-ю главу книги Еноха, в которой говорится о плохих пастырях Израиля, там есть пастыри, которые позволяют орлам, птицам, зверям и собакам нападать и съедать стадо белых овец. Пастыри беспечны, а стадо представляет собой Израиль. Далее повествуется, что родились агнцы, и когда пришли звери, агнцы начали кричать, но овцы были слепы и глухи. Похоже что Енох описывает тут более радикальное молодое поколение, но иудеи старших поколений их не слушают. Далее у ягнят вырастают рога, но у одного из них вырастает большой рог. Их глаза открываются, и все овцы приходят к нему. Когда все птицы и звери попытались напасть на ягненка с большим рогом, им не удалось этого сделать. Затем на сцене появляется большой белый бык с черными рогами*. И все птицы и звери ничего не могут сделать против агнца.
Я упоминаю все эти детали для того, чтобы мы поняли, когда Иоанн говорит: «Вот Агнец, который берет на себя грехи мира,» — мы автоматически вспоминаем Агнца из 53-й главы Исайи, представляя Иисуса в качестве жертвенного ягненка. Но, как мы знаем, Иоанн никогда не принял теологию креста, так же как и другие ученики из Деяний Апостолов. Тогда какого агнца имел ввиду Иоанн? Конечно же, агнца из апокрифический книги Еноха, которая подразумевает, что Иисус будет белым агнцем, рожденным от овец, являющимися евреями, на которых постоянно нападают птицы и звери. Агнец из Откровения — это интересный персонаж, потому что, когда мы говорим «Агнец», мы подразумеваем агнца, отдавшего Свою жизнь за грехи, и эта идея появляется в 5-й главе. Но Иоанну говорят и: «не плачь, потому что вот, Лев из семени Иудина победил», при этом он повернулся и увидел Агнца.
Тут мы сталкиваемся с большой богословской проблемой, если попытаемся сопоставить Агнца как центрального персонажа из Евангелия, с апокалиптическим Агнцем Иоанна. В таких выражениях, как «гнев Агнца», «будут мучимы в огне пред лицем Агнца и святых», «они боролись с Агнцем, но Агнец их одолел», этот Агнец, который на самом деле является львом Иуды и есть Иисус. Иоанн явно показывает нам, что это Иегова. И тут начинаются проблемы. Во-первых в теологии креста, которая начала свое развитие со 2-го века нашей эры. Там говорится, что финальная победа Бога над злом есть крест, Бог не одерживает эту победу путем насилия, а наоборот. Жестокость не является атрибутом Бога, насилие — это часть космоса, мира, господина этого мира. А воплощенный Бог, Иисус на кресте, принимает тот факт, что это насилие направлено против Него, для того, чтоб искупить мир, который в своей природе является жестоким. Различие заключается в том что в Откровении этот Агнец не является жертвенным агнцем, Его основная цель стать мессианским агнцем из иудейской апокалиптики, который своими рогами уничтожает язычников. В случае с Откровением, язычники это враги не только иудеев, но и христиан. Эта победа достигнута через жестокость, жестокость Иеговы.
Между теологиями Ветхого и Нового заветов есть огромная разница, и эту разницу можно объяснить разными способами. Гностики верили в двух богов, а мы, как современные люди видим эволюцию в понимании концепции о Боге. Дело в том, что в Ветхом завете Бог использует жестокость для борьбы со злом. Иегова очень жесток: потоп, Содом и Гоморра, непослушного ребенка надо побить камнями, нарушителя субботы побить камнями, блудницу побить камнями, приказ убить хананитов, уничтожить город в котором появилось отступничество, если народ не повинуется его накажут саранчей, филистимлянами, болезнями, землятресениями, огнем…
Мы говорим, что евреи неправильно поняли Бога, и Иисус пришел, чтобы показать характер Бога, и стать агнцем, который берет на себя грехи мира. Иисус представляет нам истину о Боге. Бог по своей природе не является жестоким, на самом деле это мир является жестоким. В момент, когда Иисус берет на себя грехи этого мира, Он не претерпевает жестокость со стороны Бога, а претерпевает жестокость этого мира.
Хотя в Откровении Агнец действительно погибает на кресте, но эта жертва является лишь предпосылкой той жестокости и насилия, которая превосходит жестокость Иеговы из Ветхого завета, а его сущность — это гнев Агнца. Этот гнев использует те же самые методы Ветхого завета: огонь, язвы, саранча, войны и смерть, но превосходит их, потому что вечный огонь подразумевает вечное наказание в аду, что становится ясно при внимательном анализе текста.
В Откровении нам представлен Иисус, для которого крест является лишь поводом или законным оправданием для того, чтобы Он показал свой истинный характер. Эта теологическая проблема привела к тому, что Цвингли отверг Откровение как нехристианскую книгу, Мартин Лютер поставил ее под знак вопроса, потому что в ее центре нет победы посредством креста. В центре Откровения стоит насильственная победа над злом, и оно отличается от притчи о хорошем управителе, или последующих 3-х притч из 25-й главы Евангелия Матфея, где также говорится о конце времени, но вопрос заключается в том, чем занимаешься именно ты в эти последние часы?
И тут у каждого адвентиста возникает проблема: он выбирает либо состояние Лаодикии (равнодушие к знаку зверя и закрытию двери благодати), либо, если он ко всему этому относится серьезно, то вся его жизнь будет основана на страхе (что уже начался следственный суд, как мне попасть в число 144 тысяч, что делать, когда будут налагать клеймо зверя, и т.д). В этих обстоятельствах не удивительно, что кто-то придет с идеей, что знак зверя появился в 2015-м году с парижским договором и через три с половиной года, то есть в марте-апреле 2019-го, наступит Второе Пришествие. Те, кто всерьез воспринимают адвентистскую эсхатологию, попадают в капкан подобного религиозного экстремизма. Официальный ответ церкви пытается нас успокоить и тянет в Лаодикийскую сторону, как произошло в ответе Марка Финли Дэвиду Гейтсу.
Проблема заключается в том, что в богословских семинариях, в том числе и в адвентистских всеми признано понятие интертекста. Но наши руководители и богословы понимают, что среди адвентистов существует теологический фольклор и апокалиптическая мифология, под которой нет никакого основания. Руководители думают, что если наши члены так считают, а мы от этого фольклора откажемся, то члены церкви перестанут приходить в церковь, у нас прекратится финансирование, и что мы тогда будем делать? Иными словами, мы боимся обсуждать правду, и, как следствие этого, мы беззащитны, когда приходит Дэвид Гейтс или другие и говорят нам что-то экстремистское из книги Откровения. То, в чем мы действительно нуждаемся, — это теологическое исследование Откровения, ключом которого является интертекст.
___________
* «37 И увидел я, что родился белый бык с большими рогами, и все звери полевые и все 38 птицы небесные боялись его и молили его все время. И видел я, что все их поколения были преобразованы, и все они стали белыми быками; и первый из них превратился в ягненка, и этот ягненок стал огромным животным и имел большие черные рога на голове; и возрадовался Господь 39 о нем и о всех быках». (Книга Еноха гл. 90)
Едмонд Константинеску, пастор румынской церкви АСД, Чикаго
Другие статьи автора www.vk.com/econstantinescu
Перевод Игорь Белый
Имхо, Агнец откровения не имеет никакого отношения к агнцу из книги Еноха. В книге Еноха агнец не умирает ради искупления (Откр. 5:6,9,12; 7:14; 12:11). Схож лишь образ возмездия. Но он также присутствует и в притчах Иисуса о конце времени: притча о брачном пире Мф.22 гл., притча о злом рабе в Мф. 24 гл., все притчи из Мф. 25 гл.
«Но, как мы знаем, Иоанн никогда не принял теологию креста, так же как и другие ученики из Деяний Апостолов.» Это высказывание автора вообще противоречит евангельской реальности: когда Иоанн в тюрьме ждал, что Мессия ему поможет — Иисус указал ему на свою миссию в ином плане — Мф.11:2-6. Хотя, безусловно, во время жизни Иисуса на земле, среди евреев ходили ожидания Мессии, который прогонит захватчиков. Но никакая из книг Еноха не служила основанием для этих ожиданий.
ЗЫ. Хотел еще сказать, что степень жестокости Бога прямо пропорциональна неразумности автора статьи, но не буду этого говорить.