Наследники Реформации?
Наследники Реформации?
Не так давно канул в Вечность значимый «юбилейный» год, когда и я, и многие мои единоверцы вместе со всем цивилизованным человечеством отпраздновали 500-летие европейской Реформации. Полтысячи лет – весьма немалый срок для формирования сбалансированной оценки добрых плодов и издержек этого средневекового, но при этом всегда свежего явления…
Те наши современники, кто уделил внимание этому предмету, наверняка осведомлены о том, сколь широк диапазон оценочных суждений относительно влияния на человечество богословских и социальных акцентов Лютера, Кальвина, Цвингли, а также их идейных предшественников и преемников.
Нет сомнений в том, что современный Протестантизм, хотя и является детищем Реформации, всё же он не тождественен ей… Конечно же разные конфессиональные ветви нынешнего протестантского многообразия в той или иной мере отражают основные идеи Реформации, и всё же правда заключается в том, что и в богословии, и в богослужебной практике известных нам религиозных организаций по сей день сберегается немало взглядов и традиций, далёких как от духа Реформации, так и от вдохновившего реформаторов Евангелия Нового Завета.
Стоит заметить, что европейская Реформация – явление весьма разношёрстное, равно как и сами реформаторы никогда не были едины во взглядах на отдельные темы общественного устройства и христианской жизни. Не были они едины и в теологических воззрениях, ибо все они были «людьми в пути», и всё же мы привыкли выражать вероисповедную суть Реформации в пяти основных её тезисах…
С точки зрения этих пяти основных тезисов я хотел бы взглянуть вместе с читателем на мировоззрение и вероисповедную практику колыбели моей веры – Церкви Адвентистов Седьмого Дня.
От первых дней моего пребывания в этом движении я слышал о том, что адвентисты воспринимают свою конфессию как некий завершающий этап Реформации. Мне кажется, что большинству моих дорогих читателей хорошо известен применяемый в адвентистской среде в качестве вольного альтернативного самоназвания термин «наследники Реформации». А в конце восьмидесятых годов прошлого столетия на предмет взаимосвязи Адвентизма с деятельностью реформаторов даже был снят специальный фильм, так и названный – «Наследники Реформации»…
Не секрет также и то, что одна из авторитетных книг нашего движения – «Великая Борьба» – бьёт все рекорды по идеализации лидеров Реформации…
Праздничные адвентистские торжества ушедшего 2017-го года также были сосредоточены на образах великих реформаторов и их служении человечеству. Я имел честь слушать юбилейные речи наших религиозных лидеров и смотреть их костюмированные постановки о значимости достижений Реформации…
Новый фильм Ларисы Панкратовой «Вестник свободы и благодати» – ещё одна страница выражения наших симпатий к личности доктора Мартина Лютера… И это также – ещё один повод для всех нас спросить себя – а действительно ли я и моя конфессия возвещаем нашим современникам свободу и благодать Господа? Или же наши восторги в отношении достижений Реформации – лишь трендовый фасад, маскирующий подлинную нашу действительность?
В своей душе я храню надежду на то, что адвентистский акцент на взаимосвязи нашей конфессии с Реформацией должен послужить всем моим единоверцам неким обнадёживающим маяком, указывающим нам путь к воплощению в жизнь светлых идей Реформации. Ведь правда заключается в том, что мы как конфессия всё ещё на пути к тем ценностям, которые некогда объединили лидеров Реформации и перевернули религиозное сознание средневековой Европы…
Рассуждая о соответствии нашей конфессии идеям Реформации, имеет смысл сделать маленькую ремарку о неоднородности Адвентизма. Хотя нынешнее руководство нашей конфессии непрестанно ратует за строгую идентичность наших взглядов, всё же неоспоримо то, что Адвентизм нельзя представлять в виде чего-то единообразного. Да, это – единое всемирное движение, однако оно, как немалое дерево, включает в себя самые разные ветви, объединяющие сотни тысяч искренних людей, чья вера имеет некоторые особенности, отличающиеся от воззрений так называемого ортодоксального или традиционного Адвентизма.
И всё же, как бы там ни было в отношении нашей идентичности, я лично уверен в том, что в весьма немалой мере наше конфессиональное сознание по-прежнему нуждается в евангельской Реформации, в новых внятных шагах к свободе и благодати нашего Господа.
Почему же я уверен в этой нашей конфессиональной необходимости? Давайте же взглянем на этот предмет в свете пяти основных тезисов Реформации…
Тезис 1 – «Sola Scriptura» – (лат. «только Писание») – Тезис характеризует отношение реформаторов к Библии – как к единственному источнику вероучения, соответствием которому определяется истинность церковного предания и всех христианских сочинений.
Острым моментом этого тезиса является вера в то, что Библия способна сама себя истолковывать, и поэтому для того, чтобы быть основанием веры для каждого отдельного человека, она не нуждается в интерпретации учёных специалистов или каких-то религиозных деятелей или комитетов.
***2Тим.3:15 «Притом же ТЫ ИЗ ДЕТСТВА ЗНАЕШЬ СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ, которые могут УМУДРИТЬ ТЕБЯ ВО СПАСЕНИЕ верою во Христа Иисуса».
Реформаторы верили в то, что Священное Писание является личным посланием Господа каждому отдельному человеку, а посему и в понимании человеком этого послания не может быть никаких посредников. Ни церковные институции, ни разные сановитые помазанники не могут диктовать понимание Священного Писания отдельному христианину.
Более того, в свете Реформации понимание Библии не может быть окончательным или завершённым. Постижение Священного Писания – всегда процесс, это непрестанный поиск глубины его смысла, а поэтому никто и никогда не вправе прекратить теологическую дискуссию в каком бы то ни было христианском сообществе.
С точки зрения этого конкретного тезиса наше движение (Адвентизм) лишь при начале своего пути могло худо-бедно демонстрировать свою взаимосвязь с Реформацией, так как наши пионеры, пребывая в пламенном поиске смыслов библейских пророчеств, исповедовали достаточно широкую богословскую свободу и открытость к самым различным мнениям. Однако эта привилегия слишком быстро закончилась…
Чуть-по-чуть наша конфессия накапливала своё «соборное» мнение на самые разные темы Священного Писания и устройства христианской жизни, что вкупе с укрепляющейся идеей некой мессианской избранности адвентистского движения скоренько отразилось на судьбе нашего конфессионального разномыслия.
Доктор Реймонд Коттрелл – адвентистский пастор, богослов, миссионер, преподаватель – в своей публикации «Доктрина святилища – приобретение или помеха?» совершенно верно утверждает, что, начиная с 1887 года многие уважаемые деятели нашего движения, учёные и преподаватели Библии, позволившие себе привлечь внимание лидеров Адвентизма к различным изъянам в нашем конфессиональном богословии, вынуждены были поплатиться за свою богословскую честность и правами священнослужителей, и своим церковным членством.
Начиная с Дадли Кэнрайта (церковного администратора, члена различных комитетов Генеральной Конференции), все, кто усомнился в обоснованности причудливых пророческих теорий раннего Адвентизма, были уволены и исключены из Церкви (или принуждены к этому) преимущественно лишь за то, что поделились своими мыслями с лидерами нашего движения.
Альбион Белленджер, Уильям Флетчер, Луис Конради, Гарольд Снайд, Дезмонд Форд, Уолтер Ри, Роберт Бринсмид и, кроме перечисленных, ещё более 40 крупных современных адвентистских учёных пережили на себе суровость репрессивных мер «взрослеющей» конфессии. Все они пострадали исключительно за веру и преданность Священному Писанию.
Радует то, что всё это были, хотя и не справедливо, но всё же не напрасно покалеченные судьбы Божьих детей, ибо все они принесли свой благословенный плод, особенно теперь, в эпоху информационной доступности, когда многие значимые материалы благополучно перекочевали из-под «комитетного» сукна на просторы интернета и ныне опубликованы для открытого исследования.
Ценно также и то, что ныне отдельные учёные Адвентизма, такие как Джордж Найт, Джон Паулин, Рейндер Бруинсма и другие, вопреки корпоративным интересам нашей конфессии позволили себе ранее неслыханную для подобных закрытых сообществ роскошь христианской честности (как исторической, так и богословской). И это бесконечно верно и, повторюсь, предельно ценно для всех нас.
Я очень надеюсь на то, что доктор Дезмонд Форд верно оценил плоды конфессионального суда над его убеждениями, и его заявление, высказанное несколько лет назад (12-го марта 2015-го года) в интервью Элите Бёрд, имеет некую провидческую силу. Этот воин Креста Христова сказал следующее: «Как трагично, что мы пренебрегли Евангелием, которое представляли Лютер, Уэсли, Сперджен и сотни других людей, изменивших мир… GLACIER VIEW (название виллы, где проходил конфессиональный суд над убеждениями доктора Форда) УЖЕ НИКОГДА НЕ ПОВТОРИТСЯ. Церковь кое-чему научилась с 1980-х…»
Думаю, что рано или поздно наша конфессия действительно победит своё скверное пристрастие – привычку реагировать административным рычагом на неудобные богословские выводы отдельных наших единоверцев. Пока же с точки зрения практики непрестанной борьбы нашей конфессии с теми, кто совершенно справедливо усомнился в надуманных датах и прочих эксклюзивных адвентистских пророческих изысках, мы – как конфессия куда с большей вероятностью похожи на идеологических наследников Тридентского собора и верных слуг контрреформации.
Благо же наше в том, что теперь иное время, и современная светская власть уже не считает себя обязанной реагировать на обвинения религиозными организациями граждан тех или иных государств в ереси. А если бы, не дай Бог, современное общество было бы также внимательно к адвентистским судилищам, как когда-то власть европейских королей была внимательна к решениям священных трибуналов католической инквизиции, то, поверьте, костров из-за решений нашей конфессии было бы не меньше, чем в то тёмное время…
При этом, как и средневековая Церковь, Адвентизм не способен выносить осуждающие вердикты на основании Священного Писания, и все суды над верой у нас происходят исключительно на основании соответствия взглядов отдельного человека своду 27-28 концепций, утверждённых Съездами Генеральной Конференции.
И хотя этот подход принципиально неверен, всё же его можно было бы как-то объяснить, если бы не наличие у нашей конфессии коллективного духа осуждения соборных вероучительных постановлений ортодоксальной кафолической Церкви. Неужели же наши Съезды обладают большими правами, нежели вселенские Соборы?
На фоне этого нет смысла слишком много говорить о полном отсутствии академической свободы у нашего, оплачиваемого конфессией, богословия. По сути проблески подлинной теологии у нас были лишь эпизодическими, ибо лишь редкие наши единоверцы искренне верят в надконфессиональность Библии… В основном же наше богословие носило лишь апологетический характер – поиск большего количества текстов и сюжетов Библии в поддержку уже существующего, полученного от пионеров, наследия У.Миллера и его сподвижников. Библия в этом случае является лишь слугой на службе авторитета и надуманного мессианства нашей религиозной организации.
Ранее в «Гарантиях Креста…» я привёл достаточное количество примеров того, насколько охотно наша конфессия подчиняет Библию своим интересам, и с каким упорством отказывается признать свои откровенные заблуждения и подчинить их ясным евангельским доводам Священного Писания.
В качестве ответа на этот мой документ я не получил ничего, кроме методичного применения административного рычага организации – репрессивные заседания комитетов; отстранение от участия в проповеди; увольнение с пасторского служения; лишение сана; объявление публичного осуждения; лишение церковного членства… Следующий этап – аналогичное преследование родственников и многих моих друзей, разделяющих мои взгляды, часть из которых уже теперь подвергнуты церковным взысканиям, а прочие получают систематические угрозы об этом…
Однако, не только проблемы с веротерпимостью удаляют нашу конфессию от принципа «Sola Scriptura»… Даже если бы случилось чудо, и Адвентизм перестал преследовать конфессиональное инакомыслие, у нас остаётся ещё одно труднопреодолимое препятствие – мы находимся в плену непомерно раздутого авторитета нашего «литературного наследия»…
Уверяю Вас, дорогой читатель, богословие Адвентизма давно стало бы евангельским, а «следственный суд» и прочие тоскливые выдумки осыпались бы как ненужный хлам, если бы все попытки наших единоверцев мыслить свободно не пресекались бы привычными фразами: «Вы же противоречите *духу пророчества*…»; «Она же ведь написала иначе…»; или «есть же в *духе пророчества* цитата об этом…».
Я полагаю, что бедная миссис Уайт даже в кошмарном сне не видела, какой тугой петлёй затянутся на шее Адвентизма её бесконечно переиздаваемые труды. Как свидетельствовали её современники, она более всего опасалась того, что из неё сделают «богодухновенного интерпретатора» Библии, что навсегда лишит «простых прихожан» нашего движения права думать и рассуждать о священном тексте… Но конфессия не посчиталась с её мнением и превратила её книги в главный вероисповедный материал…
К тому ещё господа-компиляторы из Отдела литературного наследия ГК (Ellen G. White Estate, Incorporated), проделав титанический труд по сокрытию от общественности сомнительных видений нашего конфессионального пророка, невзначай предприняли со своей стороны почти всё возможное, чтобы в глазах наших современников Э.Уайт выглядела отпетой сектанткой с сугубо законническим менталитетом.
Хороши ли или плохи её труды – вопрос тридесятый для нашего нынешнего рассуждения, важно же место этих трудов. И правда заключается в том, что в традиционном Адвентизме никто из прихожан не имеет права понимать Библию иначе, нежели понимала её Э.Уайт. Особенно некрасиво и непоследовательно это выглядит на фоне непрестанной адвентистской критики в адрес отношения Православия и Католицизма к авторитету церковного предания.
Даже если кто-то принимает духовную полезность этих книг, но не считает себя обязанным подчинять свои библейские исследования её авторитету, такой человек рано или поздно будет отлучен от Церкви. Те же регионы мира, где право на личное понимание Библии вполне можно сочетать с адвентистским церковным членством, в глазах церковных чиновников постсоветского пространства считаются либерально-отступническими…
Поэтому любые попытки связать нашу конфессию с принципом «Sola Scriptura» являются не чем иным, как откровенной насмешкой над Реформацией.
Тезис 2 – «Sola fide» – (лат. «только верой») – тезис, утверждающий, что прощение и мир с Богом грешник получает только верою, БЕЗОТНОСИТЕЛЬНО к добрым делам и поступкам.
Этим тезисом Реформация вовсе не обесценила добрые дела и христианское благочестие, но реформаторы совершенно справедливо отрицали значение дел в качестве источника или условия спасения души. Они считали дела неизбежным плодом веры и естественным следствием обретённого грешником прощения.
***Гал.3:16 «Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а ТОЛЬКО ВЕРОЮ В ИИСУСА ХРИСТА, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы ОПРАВДАТЬСЯ ВЕРОЮ ВО ХРИСТА, А НЕ ДЕЛАМИ ЗАКОНА; ибо делами закона не оправдается никакая плоть».
В противовес Римско-католическому догмату «Вера и добрые дела приносят прощение грешнику», Реформация провозгласила более верный тезис – «Вера приносит грешнику прощение и добрые дела».
Тезис «Sola fide» является ключевым принципом Реформации, ибо именно эта мысль была центральным богословским вопросом для Мартина Лютера и других реформаторов. Лютер исключительно верно называл её «статьёй, на которой стоит или падает Церковь» (лат. «articulus stantis et cadentis ecclesiae»).
…Это действительно так, ибо речь идёт о самом главном вопросе для всякого христианина, – на каких началах я могу быть принятым Богом? В чём подлинное основание отношений человека с Богом?
Правда же заключается в том, что касательно роли веры и дел традиционному Адвентизму присуща именно законническая формула этого вопроса «СПАСЕНИЕ = ОПРАВДАНИЕ + ОСВЯЩЕНИЕ».
К сожалению, от самых своих истоков Адвентизм наделял освящение спасительной функцией, считая спасение результатом обретения верующим совокупности двух видов праведности – вменяемой (оправдание) и наделяемой (освящение). Такое расчленение новозаветной праведности на две воображаемых части является адвентистским отголоском методистского полу-пелагианства, где спасение верующих напрямую зависело от предполагаемой их возможности достигать безупречной духовной чистоты.
Отсюда и наличие в адвентистском литературном наследии несметного количества страшилок на тот предмет, что имена верующих будут вычеркнуты из Книги Жизни, если «следственный суд» обнаружит в их жизни недостаточность освящения. При этом верующим инкриминируются не только их «неисповеданные» грехи и изъяны характера, но даже упущенные возможности для формирования этого характера.
В связи с этим в наших общинах по сей день живут анекдотичные споры на тему наследуют ли Царство Небесное «мясоеды» и прочие «недоосвященцы»… «Растраченное попусту время»… «Каждая невыполненная обязанность»… «Неоценённые преимущества»… «Несэкономленные средства»… Несметное число зацепок для сомнений, вовсе не утверждающих, но разрушающих доверие тому, что достигнуто Крестом Иисуса…
Исповедуя веру в два вида праведности вместо одной библейской, традиционный Адвентизм вынужден был и грехи человека также разделить на две части, где оправдание распространяется лишь на те грехи, которые были совершены грешником до его обращения к вере. Те же грехи, которые совершает уже уверовавший грешник, должны быть исповеданы и побеждены в процессе освящения, иначе не могут быть прощены.
Отсюда же в нашем конфессиональном обиходе существует целая плеяда мутных формулировок типа «лелеемый грех», «непреодолённые недостатки характера» и «невычеркнутые из небесных книг ошибки»… Самые отъявленные «энтузиасты» среди нас вообще верят в то, что на совершённые сознательно грехи верующих Жертва Христа никак не распространяется…
Нет сомнений в том, что большинство наших единоверцев в России и сопредельных странах продолжают исповедовать старую «галатийскую» ересь – «спасаемся по благодати, но сохраняем спасение соблюдением закона». Поэтому для обозначения баланса веры и дел наше правоверие по-прежнему использует традиционный рассказик про два одинаково важных весла – оправдание верою и соблюдение заповедей… Дескать, грести необходимо с равным усердием обоими вёслами, в противном случае придётся плавать по кругу, и в итоге – никогда не доплыть в заветную «ханаанскую» землю…
В традиционном адвентистском понимании Крест Христа подарил уверовавшим лишь право на Небеса (оправдание), но мы не сможем этим правом воспользоваться, если не приготовимся к Небесам (освящение). Но ведь правда заключается в том, что наши попытки «приготовиться» к Небесам делают нас ещё хуже, чем мы были до того, как начали готовиться, ибо в этом нет и не может быть веры… Весь процесс приготовления держит верующих в сомнениях, ибо они не знают точно, успеют ли приготовиться до того, как их имя будет названо на выдуманном «следственном суде». Жертва Христа в этом случае бесполезна, так как ничего по сути не решает…
Такое оправдание – вовсе не дар Бога, а всего лишь вещица, взятая нами напрокат… В итоге эту драгоценность непременно отнимут у нас, если что-то не заладится с нашим освящением… А с ним всегда что-то не ладится, так как, мы до второго пришествия Христа остаёмся грешниками, и чем ближе мы к Иисусу, тем более греховными себя ощущаем…
И если бы действительно освящение внутри нас было спасительным, тогда спасение никак не могло бы быть подарком Бога, оно было бы нашей заслуженной зарплатой за личное усердие в соблюдении заповедей и формировании нашего христианского характера.
Но – аллилуйя! Не по ощущениям, а – лишь по вере мы приняты Небесами! ХРИСТОС ОБЕСПЕЧИЛ НАМ И ПРАВО НА НЕБЕСА, И НАШУ СИЮМИНУТНУЮ ГОТОВНОСТЬ К НИМ… Гряди, Господи! И никаких «повремени ещё немного, ибо мы не таковы и всё ещё не готовы к Твоему пришествию»…
Именно в области веры нужны наши усилия, но никак не в области соблюдения заповедей… Да и заповеди все о делании и неделании, Бог же смотрит на сердце…
***Ин.6:28,29, Библия РБО «»А что мы должны делать для того, чтобы дела наши были угодны Богу?» — спросили они Его. «Вот ваше дело для Бога, — сказал им в ответ Иисус, — верьте в Того, Кого Он послал»».
Сожалею, но и в свете тезиса «Sola fide» традиционный Адвентизм безмерно далёк от главных идей Реформации…
Тезис 3 – «Sola gratia» – (лат. «только благодатью») – тезис о том, что спасение приходит к грешнику исключительно как Божья благодать, а вовсе не как результат каких-то его благочестивых шагов. Милость Господа к нам обусловлена лишь Его любовью к нам и никак не связана с нашим образом мыслей, чувств или поступков. Сие вообще не от нас…
***Еф.2:4-8 «Бог, БОГАТЫЙ МИЛОСТЬЮ, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — БЛАГОДАТЬЮ ВЫ СПАСЕНЫ, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное БОГАТСТВО БЛАГОДАТИ СВОЕЙ в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо БЛАГОДАТЬЮ ВЫ СПАСЕНЫ через веру, и СИЕ НЕ ОТ ВАС, БОЖИЙ ДАР»
И это значит, что наше спасение — никак и ничем не заслуженный с нашей стороны дар Бога для всех грешников ради Иисуса. Благодать всегда действительна без каких-либо действий со стороны людей. Она полностью обеспечена крестной смертью Христа, и не существует ничего такого, что мы могли бы сделать или не сделать, чтобы благодать отменить.
Хотя писатели Библии называют Бога долготерпеливым, следует понимать, что и у терпения, и у долготерпения подразумевается какой-то предел, когда одно, а затем – и другое, всё же заканчиваются… Благодать же не имеет никакого лимита, она – наиболее совершенное описание Божьей благости.
Нет никакого секрета в том, что ещё на заре адвентистского движения в эсхатологических воззрениях наших пионеров появляется учение о предваряющем второе пришествие Христа завершении времени благодати. Развивая параллели между картиной всемирного потопа и образами второго пришествия, они пришли к выводу о том, что за некоторое время перед явлением Иисуса «дверь благодати» закроется также, как когда-то закрылась дверь в Ноев ковчег…
Пережив «великое разочарование» в 1844-ом году и ища ответы на это переживание в библейском Апокалипсисе ранние адвентисты пришли к выводу о том, что парусия Христа всё же состоялась, но это случилось в Небесах, где Христос якобы перешёл из одного отделения небесного святилища в другое. Они посчитали, что в связи с этим «время приготовления и испытания» закончилось, и больше никто не сможет обрести спасение. Таким образом «открыв» воображаемую дверь во святое-святых, они наглухо «закрыли» «двери благодати» (дверь в первое отделение святилища).
Будучи исключенными из разных христианских движений, ранние адвентисты обвинили эти конфессии в равнодушном отношении к так называемой «испытывающей истине для настоящего времени» и благополучно провозгласили верующих этих конфессий «оставленными во тьме», так как они отвергли толкования Уильяма Миллера (в адвентистской традиции – «возвещение первой ангельской вести»).
По меньшей мере около семи лет после 1844-го года, ранние адвентисты были убеждены в том, что Бог оставил во тьме весь злой мир, оставшись лишь с «малым стадом», поверившим в толкования У.Миллера… Для тех же, кто отверг этот «полночный крик» «дверь благодати» была навсегда закрыта…
Примечательно то, что даже тогда, когда уже окончательно выяснилось, что предсказанное У.Миллером пришествие Христа не состоялось, ранние адвентисты (впрочем, как и поздние) так и не сняли своих обвинений с тех, кто не последовал бурному миллеритскому ажиотажу, но сохранил свои христианские взгляды и доверие словам Спасителя: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф.24:36).
Это феноменально, но истинными христианами были объявлены те, кто фанатично разделил заблуждения Миллера, а отступниками считались все те, кто к этому заблуждению не присоединился.
Казалось бы, люди, пережившие достаточно жёсткие последствия своей самоуверенности в толковании пророчеств (в адвентистской традиции «великое разочарование»), должны бы были раскаяться, целиком и полностью положившись на благодать нашего Господа, однако Адвентизм первые четыре десятилетия своей ранней истории посвятил исключительно безблагодатной пропаганде невозможности спасения без соблюдения субботы и представлений о «следственном суде»…
Хотя ранние адвентисты мало-помалу приоткрыли «дверь благодати» и с 1851-го года наконец занялись внешним евангелизмом, нам всё же стоит честно признать то, что наши кафедры всё ещё полыхают предсказаниями о том, что вскоре эта «дверь» непременно закроется…
Вместе с этим Адвентизм продолжает утверждать о том, что верующие непременно будут судимы по своим делам, которые тщательно будут сверены с требованиями десяти заповедей на заседаниях детища специфического видения «на кукурузном поле» – «следственного суда».
Как видите, дорогой читатель, столь невнятные представления нашей конфессии о благодати Господа, а также непрестанные попытки эту благодать лимитировать, никак не позволяют нам быть честными приверженцами тезиса «Sola gratia»…
Справедливости ради стоит сказать, что единственный вариант сочетания новозаветной благодати и адвентистской традиции заключается исключительно в провозглашении её «научающей» («παιδεΰουσα» – «воспитывающей» – Тит.2:12) роли. Дескать, если она не научит верующего поеданию «чистой пищи», отказу от кофе и чая, субботству и прочим признакам «освящения», то спасительные функции благодати окажутся недоступными для такого пользователя…
Тезис 4 – «Solus Christus» – (лат. «только Христос») – тезис, провозглашающий Христа единственным посредником между Богом и человеком. То есть никакие институции или личности не могут стоять между верующим и его Господом.
Каждый христианин, пережив обращение, уже обрёл Свыше личное «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без всяких посредников (Церкви и духовенства).
***1Тим.2:5,6 «Ибо един Бог, ЕДИН И ПОСРЕДНИК МЕЖДУ БОГОМ И ЧЕЛОВЕКАМИ, ЧЕЛОВЕК ХРИСТОС ИИСУС, предавший Себя для искупления всех…»
Скандальность этого тезиса Реформации заключается в том, что им устраняется догматическое различие между священником и мирянином и упраздняется всякая церковная иерархия.
Именно поэтому в классическом реформатстве не обязательна исповедь перед священнослужителем и отсутствует практика отпущения грехов духовным лицом. При этом очень важным является покаяние христианина непосредственно перед Богом.
Настоящим тезисом роль Церкви ограничивается лишь возвещением Благой Вести и крещением обращённых ко Христу. Таким образом духовная опека верующего со стороны Церкви исключает любые наказания от имени Бога и носит характер выражения братского дружелюбия и равноправной беседы.
При этом и само крещение подразумевает значение исключительно апостольской формулировки – «Неужели не знаете, что все мы, КРЕСТИВШИЕСЯ ВО ХРИСТА ИИСУСА, в смерть Его крестились?» (Рим.6:3).
Поэтому нет никаких сомнений в том, что любая конфессия, требующая от новообращённого человека креститься не только «во Христа Иисуса», но и в определённый свод своих доктрин и традиций, тем самым нечистоплотно эксплуатирует веру человека в своих личных целях.
Нет никакого секрета в том, что в традиционном Адвентизме уверовавший человек при своём крещении обязан согласиться с субъективными ценностями и вероучительными постановлениями нашей религиозной организации.
У наших общин фактически нет никакого шанса крестить уверовавшего человека «во Христа Иисуса» без всяких дополнительных догматических надстроек. Поэтому неофит нашей конфессии вынужден креститься и в «труды Э.Уайт», и в «отказ от нечистой пищи», и в «обязанность возвращения десятины», и в мистическую дату «22 октября 1844-го года», и в «избранность великого адвентистского движения», и в ещё в целый ряд других «полезностей»…
Но дело вовсе не в этом… Оно даже и не в том, что Адвентизм требует от своих последователей обязательной веры в то, что голос Генеральной Конференции (высшая ступень религиозной организации Церкви АСД) является голосом Бога… В этом плане мы всего лишь традиционно нечестны перед Православием и Католицизмом, так как вполне повторили их в том, в чём беспощадно их клеймили…
Основной наш конфликт с тезисом «Solus Christus» заключается вовсе не в наличии альтернативных посредников типа Николая-Угодника, Девы-Марии или всех святых… Наш конфликт заключается в куда более дерзкой конфессиональной идее – жизни верующих вообще без всякого посредничества Христа.
Это представление напрямую связано с уже упомянутой здесь идеей «закрывающейся двери благодати». Фактически от самого начала адвентистской истории нашу конфессию сопровождает навязчивая идея о том, что какое-то время перед вторым пришествием Христа верующие будут жить без первосвященнического посредничества Христа.
По мнению конфессии, последнее поколение верующих сможет устоять без Христа в самое тяжёлое время человеческой истории по той причине, что эти люди якобы смогут достигнуть такого состояния, в котором «будут в совершенстве отражать образ Иисуса».
Будут в это время жить и те верующие, которые упустили возможность своего приготовления, ибо «им нужно было избавиться от всех своих шероховатостей и изъянов. Однако, тогда уже будет поздно исправиться, так как не будет уже больше Посредника, который бы ходатайствовал за них перед Отцом небесным» (Э.Уайт, «Ранние произведения», стр.71).
«…В это страшное время, когда Иисус оставил Своё посредничество, святые жили перед лицом Святого Бога без Ходатая» (Там же, стр.280).
Мало того, что Адвентизм, увидев в образе жертвы «для Азазе́ла» (в Синодальном – «козёл отпущения» Лев.16) сатану, превратил его в истинного искупителя (ибо в итоге именно он «уносит» грехи спасённых), а Христос в адвентистской сотериологии – лишь некий почтальон, перенесший грехи верующих во Святилище, так к тому ещё – это странное учение о мнимой способности верующих добиться состояния, в котором им больше не нужно будет посредничество Христа…
Если уважаемый читатель потрудится и перечитает главу «Время скорби» из нашей авторитетной и уже упомянутой здесь конфессиональной книги «Великая Борьба», вам станет досконально ясно то, как далеки мы от тезиса «Solus Christus», и как удивительно близки к откровенному богохульству.
Тезис 5 – «Soli Deo gloria» – (лат. «только Богу слава») – тезис, из которого следует, что человек должен поклоняться только одному Богу, так как, только Он – наш Творец, и спасение нам даруется только и единственно через Его волю и Его действия.
Не только дар нашего искупления через крестную смерть Иисуса, но также и дар веры в это искупление дарованы нам исключительно одним Богом…
***1Пет.4:11 «…ДАБЫ ВО ВСЁМ ПРОСЛАВЛЯЛСЯ БОГ ЧЕРЕЗ ИИСУСА ХРИСТА, КОТОРОМУ СЛАВА и держава во веки веков. Аминь».
Кто-то верно сказал, что если хотя бы 1% моего спасения зависит от меня самого, то по крайней мере один из ста гимнов должен воспеваться в мою честь…
К моему огромному сожалению, в Адвентизме чрезвычайно раздут так называемый субъективный аспект спасения или сотрудничество двух воль (божественной и человеческой). Отсюда на плечах наших прихожан всегда лежит непомерный груз личной ответственности за своё возрастание в Боге.
По сути Адвентизм пребывает в прострации относительно того, кем же мы являемся в чудесном Божьем саду – Его славным насаждением или же садовниками, взращивающими это насаждение?
…Если мы всего лишь цветы, тогда всё для нашего роста приходит извне (от Подателя всех благ), и мы цветём для Его славы… А если мы – садовники, то выращивать мы должны точно не себя… В нашей конфессиональной неразберихе относительно ролей, мы, похоже, – и то, и другое…
Посему лучшим образом для такого случая будет не сад, а болото, и вовсе не цветы, а известный немецкий барон, которому вполне стоило беспокоиться о совершенстве своих волос настолько же, как об этом беспокоятся приверженцы традиционного Адвентизма.
Итак, чем крупнее наша личная роль в вопросе спасения, тем меньше славы Богу… Почестей в этом случае заслуживаем и мы, и Папа Римский, и все канонизированные святые…
А если к этому добавить и то, что не менее 75% нашего конфессионального «благовестия» посвящено вовсе не Радостной Вести и не Богу вообще, а избранности нашей религиозной организации, эксклюзивности наших верований и нашим «пророческим корням», то, как вы сами понимаете, дорогой читатель, до «Soli Deo gloria» нам также далеко, как и до прочих тезисов европейской Реформации.
Пожалуй, единственное, что по-настоящему роднит традиционный Адвентизм с Реформацией, это – показательный антикатолицизм и неотступное внимание отдельных наших энтузиастов к любым шагам Римского Понтифика. Вот только одна незадача – Реформация имела дело со средневековой Церковью, разделяющей присущие её времени дикости, наше же правоверие увлечено лишь воображаемым врагом – ветряными мельницами, которые будто бы спят и видят, как бы свести счёты с субботой и «истинным остатком»… Сплетники говорят, что эти приверженцы «зверя» даже имеют специальный отдел, занятый исключительно Адвентизмом… Болтают, что они засылают к нам в руководство нанятых ими масонов … Чушь, наверное…
Адвентизм имеет много сильных сторон… Это – и приверженность здоровому образу жизни, и Агентство помощи и развития (ADRA), и системы начального школьного образования в развивающихся странах, и сеть качественных госпиталей и медицинских учреждений (правда, безмерно дорогих)… А вот с богословием у нас не заладилось с самого начала… Это наша слабая сторона…
Если говорить откровенно, то ныне я вполне убеждён в том, что в богословском плане Евангелию Нового Завета мы как конфессия принесли куда больше вреда, нежели пользы… Даже католическое чистилище неспособно принести вере человека столько ущерба, сколько приносит адвентистский «следственный суд»…
Однако, Бог безмерно благ, и великому множеству людей Он позволил оказаться у Креста Голгофы благодаря путешествию сквозь нашу конфессию… Я – один из таких людей…
Заборов, загораживающих славу Креста Иисуса в Адвентизме весьма немало, и путь к Евангелию Благодати сквозь Адвентизм далеко не короткий, но я не знаю где бы я был теперь, если бы не Адвентизм… Так что я благодарен Богу за весь пройденный мною путь. Жаль только, что у обретших радость спасения пока почти нет шансов оставаться среди адвентистов… Репрессии и изгнание пока неминуемы…
Но однажды всё сие непременно осыплется… Наше священноначалие устанет от своих крестовых походов… Наши единоверцы наконец поймут, что праведность верующего – это Божий дар, а не наша кропотливая работа… Тогда нудная риторика мнимого «остатка» уступит место Евангелию Благодати, и миллионы людей узнают о гарантиях Креста Христова через наше радостное служение.
Уверовавшие уже не будут переминаться с ноги на ногу, ожидая, когда их имя будет прочитано на каком-то «следственном суде», а жизнь подвергнута тщательному исследованию… Они будут твёрдо знать о том, что «верующий не судится» (Ин.3:18), и что новозаветное оправдание – наш окончательный судебный вердикт, полученный нами уже в ту секунду, когда мы уверовали…
Ведь правда заключается в том, что Плотник из Назарета испил до дна всё то, что причиталось нам, и теперь нам навсегда подарено всё то, чего достоин Он! Ему – слава и честь, а всем нам – всякого благополучия на пути веры! АМИНЬ!
Александр Степанов «Краткие прогулки по известным теориям» 13
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой