Целостное богослужение
Следует выделить, по крайней мере, два важных момента, имеющих определенное значение для христианской богослужебной практики сегодня.
Во-первых, необходимо учитывать парадоксальность бытия Бога далекого и непознаваемого, с одной стороны, и Бога родного и близкого, с другой. Иудейская богослужебная практика органично вовлекает в себя и восторг, и восхищение величием и мудростью бесконечного Бога, и ощущение Его каждодневной близости даже в самых будничных делах.
К сожалению, либеральная протестантская теология, акцентирующая все внимание на имманентности Бога и сводящая процесс богопостижения и спасения лишь к горизонтальному (социальному) уровню, привела, в конечном счете, многих христиан к утрате способности восторгаться «великими и чудными» делами Божьими.
Место восторженного восприятия Бога заменило «сомнение», как основа познания, холодный и рассудочный анализ реальности. Мы привыкли сегодня больше к ощущению того, что все можно объяснить, логически обосновать и доказать, и утратили эту присущую древнему иудею способность восторгаться и восхищаться удивительными делами Божьими. Но, как справедливо замечает Авраам Хешель, «без ощущения чуда и тайны нет ни богослужения, ни обряда».
Во-вторых, древнееврейские представления о комплексной, синтетической природе и структуре человеческого существа чрезвычайно важны для современного христианства, в том числе и для теологии богослужения.
Холистический акцент древнееврейской антропологии представляет человека, созданного по образу Божьему, как нерасчленимую целокупность, тем самым предлагая как бы потенциальное противоядие от далеко идущих и гибельных последствий Платонова дуализма, присущего западному мышлению.
Признание взаимозависимости и неразрывности физической и духовной составляющих человека предупреждает об опасности ложного членения на «священное» и «мирское», предполагая, что и труд, и игра, и поклонение святы перед Богом.
Осознание неделимого единства человеческого существа подразумевает поклонение Богу «всем сердцем, всей душою и всеми силами», способствуя тому, чтобы в этом поклонении объединялись и разум, и чувства, и воля, и тело. Только поклонение, основанное на холистической антропологии, способно защитить молящегося от холодного рационализма, присущего, к сожалению, традиционному протестантизму, с одной стороны, и от мистико-экстатического спиритуализма, свойственного некоторым современным формам протестантизма, — с другой.
Евгений Зайцев. Богослужение в перспективе ветхозаветного опыта богопоклонения. ЗДА, 2002 год.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой