Традиция. Марк Гатман, Адвентист Тудей
Традиция. Марк Гатман, Адвентист Тудей. 11 июня 2015
Однажды два бизнесмена, которые были членами церкви, встретились со мной в наполненном людьми ресторане. После того, как официанты принесли и поставили на стол заказы, один спросил другого: «Ну, теперь нам нужно вместе дотронуться до бровей?» Он, конечно же, имел в виду неудобное чувство осознания того, что мы должны помолиться перед едой, смущаясь, что нас заметят за этим занятием в общественном месте.
Когда я учился в школе, одно из замечаний, которое можно было часто услышать там, или на субботней школе, было «Твои глаза были открыты во время молитвы». (А непочтительным и обычно невысказанным ответом было: «Откуда вы это знаете?»)
Подрастая, я понял, что некоторые выражения («Боже мой!») было нельзя использовать из-за того, что они каким-то образом были нарушением третей заповеди.
Подрастая, я также усвоил, что другие церкви следовали традициям. Список возглавляло соблюдение воскресенья, но были и многие другие практики, которые отличались от тех, чему я был научен. Они уничижались тем, что считались просто традициями, созданными вместо интереса к поиску истины. Текст Матфея 15:9 безапелляционно пригвождал основные проблемы других церквей: «тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».
С другой стороны – я помню, как играл в игру, когда несколько человек садились в круг и следовали за указаниями лидера. Нам говорили дотронуться пальцем до брови другого человека. Потом сказали ущипнуть чей-то нос («зажмите носииик», если память мне не изменяет). Затем нам было нужно потереть указательным и большим пальцами о чью-то щеку. Что делало это событие достойным времяпровождением – так это то, что у некоторых из учеников в круге пальцы были испачканы каким-то черным порошком. Когда они терли своими пальцами щеки или трогали чей-то нос, все большее число ничего не подозревающих жертв становились причиной смеха со стороны других. Но через некоторое время каждая жертва осознавала, что она сама была испачкана, когда была занята наблюдением за внешним видом других.
Применяя эту игру к жизни, можно сказать, что легко заняться рассматриванием проблем других, и не понимать, что у нас есть своя проблема (или проблемы). Уставившись на переполненные традициями церкви, мы упускаем свои собственные традиции. Мы признаем, что у нас они есть, но у нас некоторые проблемы с идентификацией их в качестве «плохих». Когда мы говорим о традициях, мы относим их к невинным вещам, таким, как походы в субботу вечером в адвентистских школах, или к заменителям мяса.
Но возьмем ту же молитву перед едой. Почему мы это делаем? Или почему мы чувствуем себя виноватыми, когда не молимся перед едой? Или считаем, что кто-то, кто не молится («не благодарит», «не благословляет еду») перед употреблением пищи – грешит или стыдится своей веры? Я не предлагаю людям бросить молиться перед едой. Я думаю, что это неплохой обычай, но я не нахожу ни одного места в Библии, который повелевает нам молиться перед едой. Почему на практике этот вопрос приравнивается к одной из десяти заповедей?
Глаза, закрытые во время молитвы. Зачем? Закрывая глаза, мы помогаем себе не отвлекаться. Это помогает сосредоточиться на том, что мы говорим, или что говорит кто-то другой во время молитвы. Да, ваши молитвы, возможно, будут более целеустремленными, если веки будут закрыты. Но является ли «закрытие глаз во время молитвы» Божьей заповедью? (Ух, если в вашей церкви ведут телевизионную трансляцию во время богослужения, то будет не очень хорошо, если камера покажет вас с открытыми глазами в то время, когда все молятся).
Потом. Есть третья заповедь (по протестантскому счету). Я никогда не произносил некоторые выражения, потому что еще мальчиком меня научили, что это «употребление имени Божьего всуе». Многие выражения, распространенные в англоязычных странах, были (и остаются) запрещенными в нашей среде потому, что они являются коротким или включающим в себя употреблением слов «Иисус», «Бог» (а иногда даже формой слов «проклятье» или «черт»). Возможно, в каждом языке есть своя группа запрещенных или вульгарных слов, но Библия не предоставляет нам список слов, которые нельзя говорить на греческом, еврейском или каком-то другом языке.
Я молюсь перед едой, я закрываю мои глаза во время молитвы, я не использую слова из четырех букв или ненормативную лексику. Меня воспитали по этим правилам, и я не собираюсь избавляться от них или учить кого-то, что эти правила бессмысленны. Но вот говорить людям, что это «заповеди Божьи»? Говорить людям, что эти практики – признаки хорошего христианства, в то время как те, кто так не делает – второсортные христиане (если христиане вообще)? Это, мне кажется, одна из тех вещей, о которых Иисус (косвенно) упоминал в 15 главе Матфея. Фарисеи жаловались ему, что люди ели, не умыв рук. Не обращая внимания на церемониальный аспект, Иисус не сказал, что мытье рук перед едой является плохой привычкой. Он сказал, что фарисеи превратили свои идеи в божественную заповедь.
В следующий раз, когда вы увидите человека, чье лицо покрывается пятнами, или кто обвиняет других в следовании традициям, сдержитесь. Не испачкано ли при этом ваше лицо? Не следуете ли вы одинаково сомнительным традициям? Мы все следуем традициям. Для этого есть веские причины. Не только День благодарения или Рождество. Люди чувствуют себя более комфортно, когда они вместе с окружающими делают одно и то же. Традиция – это то, «что передается по наследству, долговременный или унаследованный способ мышления или действия». Традиция не плоха по умолчанию. Мы обычно не рассматриваем ее как негативную, если только она не касается чьих-то религиозных обрядов, которые отличаются от наших.
Молиться перед едой (особенно в общественных местах)? Хорошая идея! Закрывать глаза, когда молитесь (особенно в общественных местах)? Рекомендовано. Не использовать некоторые выражения (только в общественных местах)? В этом есть логика. Смело действуйте, следуя традициям, просто не обвиняйте других в том, что они действуют точно так же. Библия описывает множество древних обычаев, не предписывая их исполнение. Мы приняли много традиций, связанных с религией, предполагая, что они находятся в Библии. Для некоторых людей, эти обычаи могут быть эквивалентными или очень близкими к требованиям Писаний. Например, так соблюдают воскресенье.
Перефразируя и применяя слова Павла, можно сказать: Один человек считает, что перед едой нужно помолиться, другой нет. Пусть каждый человек действует по удостоверению его ума… Кто ты, что судишь твоего ближнего из церкви? Римлянам 14:5, 10
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой