Т.Н. Райт о лидерстве женщин в церкви
Евангелия и Деяния
Среди тех многих вещей, что нужно сказать о Евангелиях, отметим, что мы ничего не выиграем, игнорируя факт, что Иисус избрал 12 апостолов – мужчин. Несомненно, для этого были все разновидности причин, касающихся и мира символов, в которых Он оперировал, так и мира практики и культуры, где ученики должны были жить и работать.
Но каждый раз, когда люди указывают на этот факт – а на своем опыте я встречаю это довольно часто – мы должны прокомментировать, насколько интересно то, что в этой истории приходит время, когда все ученики оставляют Иисуса и убегают. И в этот момент, задолго до реабилитации Петра и других учеников, женщины первыми приходят ко гробу, первыми видят воскресшего Иисуса и им первым доверена весть о том, что Он воскрес из мертвых.
Это имеет неоценимое значение. Мария Магдалина и другие становятся апостолами для апостолов. Нас не должно удивлять, что Павел называет женщину по имени Юния апостолом в Римлянам 16:7. Если апостол – это свидетель воскресения Христа, то есть женщины, которые заслужили этот титул раньше, чем какой-либо из мужчин. (Замечу, что был большой переполох при переводе и пересмотре английского перевода в Новой международной версии, когда было предложено, что Юния была женщиной, и что ни один исторический или экзегетический аргумент не был приведен со стороны тех, кто, по ясным причинам, продолжал настаивать, что тут упоминается Юний, мужчина).
И это повышение роли женщин не является чем-то новым в истории воскресения. Во многих отношениях то, что случилось тогда, имело предпосылки в более раннем общественном служении Иисуса. Я, в частности, думаю, что женщина, которая помазала Иисуса (не задаваясь здесь вопросом о том, кем она была и случилось ли это больше, чем один раз), как указывают некоторые, совершила священническое действие, которое Иисус и принял таковым.
И я также думаю о замечательном рассказе о Марии и Марфе из 10 главы Луки. Большинство из нас выросли с убеждением, что Марфа была человеком действия, а Мария человеком более спокойным, или созерцательным, и что Иисус просто подтверждает важность обоих типов характера и также ставит преданность Себе в приоритет. Это посвящение, несомненно, является важной частью истории, но гораздо более очевидным для читателя первого века, а также для читателей из Турции, Ближнего Востока и многих других частей мира станет факт того, что Мария сидела у ног Иисуса в мужской части дома, вместо того, чтобы находиться в задней части дома вместе с другими женщинами.
Именно это, я уверен, и является тем, что на самом деле беспокоит Марфу. Нет сомнений в том, что она осталась одна, выполняя всю работу, но реальной проблемой, стоящей за этим, было то, что Мария пересекла здесь одно из социальных ограничений. Это подобно тому, как если бы в современном мире вы пригласили бы меня остановиться в вашем доме, и, когда наступило время ложиться спать, я принес раскладушку в вашу спальню. У нас есть свои собственные ясные, но неписанные правила о том, где чье место, так же было и у них. Мария только что пренебрегла ими. И Иисус объявил, что она права, делая так.
Фраза, что она «сидела у ног» не означает то, что она значит сегодня, когда обожающий замечательного учителя студент с восхищением и любовью смотрит на него. Как становится ясным из употребления этой фразы во всех остальных местах Нового Завета (например, о Павле и Гамалииле), сидеть у ног учителя означало ясный способ сказать, что вы являетесь учеником, впитывающим мудрость и учение наставника. И на практике вы будете делать это не для того, чтобы просто накапливать информацию для вашего ума и сердца. Вы собираетесь сами стать учителем, или раввином.
Как и многие другие истории в Евангелиях, этот рассказ остается во многом загадочным, но я сомневаюсь, что читатель первого века пропустил бы этот аспект. И это, без сомнения, по меньшей мере одна из причин того, почему мы обнаруживаем так много женщин на лидерских, инициативных и ответственных позициях в ранней церкви. Раньше я думал, что 16 глава Римлянам является самой скучной в письме, теперь же, когда я изучаю имена и думаю о них, я поражаюсь тому, как мощно они отображают практическое применение учений Иисуса и Павла.
С другой стороны, говоря о книге Деяний, есть много материала, который я почерпнул от Кена Бейли и его многолетнего опыта работы на Ближнем Востоке. Интересно, что при распятии женщины смогли прийти и посмотреть на то, что происходит, не боясь властей. Женщин не расценивали как угрозу, и никто не ожидал, что их можно считать опасностью. Бейли отмечает, что эта модель до сих пор повторяется на Ближнем Востоке: во время самых больших проблем в Ливане, когда мужчины с обеих сторон борются или с осторожностью прячутся, женщины свободны приходить и уходить, ходить за покупками, заботиться о детях и тп. (Я думаю, что эта история говорит нам и о возрасте возлюбленного ученика, но это уже другая история).
На этом фоне примечательно обнаружить, что, когда мы обращаемся к книге Деяний, и когда против церкви начинаются гонения, примерно во время Стефана, мы видим, что женщины становятся мишенью наравне с мужчинами. Савл из Тарса идет в Дамаск для того, чтобы хватать и мужчин, и женщин одинаково, и бросать их в тюрьмы. Бейли указывает на основе этих культурных параллелей, что такое имеет смысл только если женщины также рассматривались как лидеры и влиятельные фигуры в христианском сообществе.
Доктор Н.Т. Райт, Служение женщин в церкви. Библейская основа.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой