СОВЕТСКОЕ ХРИСТИАНСТВО
#советское_христианство #обрыв_традиций #церковь_и_культура
СОВЕТСКОЕ ХРИСТИАНСТВО
Российских протестантов упрекают обычно в том, что 1) общество не считает их своими 2) они слабо связаны с традицией — что со своей западной, что со своей дореволюционной. Отчасти упреки справедливы, но тут вот какая деталь.
1) Для нынешнего секулярного общества, особенно для молодежи- что православные с бородами, что протестанты с барабанами, что глаголящие по-церковнославянски, что говорящие с американским акцентом — одинаково странные и (вероятно) полубезумные люди, которые объединяются в свою субкультурную тусовку и делают там крайне непонятные вещи
2) Со связанностью с традицией проблемы у всех, включая православных. То, что было до революции, было сметено десятилетиями советского атеизма. Духовное наставничество было, но наставников было мало, и действовали они в подполье. В конце 1980-х-в 1990-х в церкви пришли в подавляющем большинстве случаев бывшие атеисты, и в 99,9% случаев — советские (в нейтрально-культурном смысле этого слова) люди. Которые никакой традиции не знали, а наставлять их было почти некому. А самое главное — не было ни культуры христианского быта, ни правил христианской семьи, ни навыков общины-прихода.
Всё это нужно было создавать с нуля — люди и создавали в меру своего разумения. Что где кто услышал, прочел в книжке, интерпретировал старца или пророка — то и строил. «Что ни делай, а выходит автомат Калашникова» — отпечаток советского мышления есть во всем, что изобреталось, во всем спектре — от ультралиберального до ультраконсервативного. Словом, так или иначе это новодел.
Обычно, если об этом говорят, то хотят обругать. Я бы заметила, что:
1) умение говорить со светским обществом — дело нужное. Но вопрос в том, есть ли ЧТО сказать и показать. Принципиально другая модель жизни и отношения к людям? Реальная «неотмирность» (судя по успеху фильмов и книг про религиозных чудаков-святых — на это как раз есть спрос)? Если же совсем с ним слиться и во всем соглашаться — зачем тогда христиане вообще нужны?
2) То, что получилось с традицией — было неизбежно. Те, кто ругают «совок» в православии или еще где, как-то забывают, что они-то сами либо советские люди по своему бэкграунду, либо постсоветские. И в том, и в другом случае — не наследники духовных аристократов. Те, кто пытался, пусть криво и косо, жить по-христиански фактически без помощи и готовых моделей, уже за одну свою отвагу достойны уважения.
Результаты можно и нужно критиковать — но как-то неплохо помнить, что критиковать, лежа на диване и ковыряя в носу, куда проще, чем что-то пытаться делать. В конце концов, что православная (или католическая) церковность, что протестантская этика — это то, что долго вызревает, а любые современные идеи должны пройти проверку временем. Глядишь, когда-нибудь и восстановится связь времен
Оксана Куропаткина
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой