Рождество — языческое или христианское?
Рождество – языческое или христианское? Рейндер Бруинсма
В прошлом многие адвентисты в Голландии (как, впрочем, и в ряде других европейских стран) имели достаточно много трудностей в отношениях с христианскими праздниками, такими, как Пасха и Рождество. У этих праздников, как утверждалось, языческое происхождение, и поэтому те люди, которые серьезно относятся к Библии, не должны были их праздновать. Из своего детства я помню, что ни одна адвентистская община в Голландии не ставила рождественскую елку в церкви. Некоторые служители специально проповедовали во время рождественских праздников по отрывкам из Ветхого Завета, которые было бы невозможно связать с рождением Христа.
К счастью, начальная школа, в которую я ходил, устраивала настоящие рождественские праздники с настоящей рождественской елкой – и супер-опасными настоящими свечками. Такое всегда происходило в Реформированной христианской церкви деревни, где я жил. В течение нескольких недель я всегда ждал этого события – и это было совсем не потому, что я хотел получить мандарины или книгу какого-нибудь благочестивого голландского автора, или, по крайней мере, просто достаточно нравоучительную книгу, в подарок. Другое рождественское представление было в Голландской реформированной церкви, к которой принадлежал мой дед, и где я часто посещал воскресную школу. Здесь тоже я мог быть уверен в мандаринах и книге! Таким образом мой бутерброд был намазан маслом с обеих сторон.
Дома же едва ли кто-нибудь из нас пытался создавать атмосферу рождества. Но постепенно это изменилось. Сначала появились несколько сосновых веток, с рождественскими украшениями. Несколько позже в нашем доме появилась елка, с блестками и дюжиной (или около того) елочных шаров и 15-ю свечками в маленьких металлических держателях. В качестве меры предосторожности рядом с ними мы держали ведро с водой и мокрую губку.
С тех пор многое изменилось. Несколько дней назад я достал наши рождественские вещи из кладовки, чтобы моя жена занялась созданием настоящей рождественской атмосферы в нашем доме – и, как всегда, у нее это успешно получилось. В наши дни в большинстве адвентистских церквей проходят рождественские служения, которые проводят в субботу перед 25 декабря, или в другое подходящее время на последней неделе накануне рождества.
Но беспокойство об участии в первоначально языческом ритуале не исчезло полностью из сознания голландских адвентистов. Я обнаружил это, когда остался после богослужения, как и большинство членов церкви, чтобы выпить чашечку кофе или другого напитка, и поговорил с некоторыми членами поместной церкви. Один из них спросил меня о том, что я думаю о праздновании иудейских праздников. В ответе я обозначил, что меня не очень-то привлекает эта идея. Я сказал им, что я не христианин из евреев, а христианин из язычников (используя терминологию Павла). Тем не менее, я добавил, что я мог бы хотеть праздновать эти иудейские праздники, если бы жил в Израиле – связывая эти праздничные дни с моими христианскими убеждениями. Я сравнил, что как христианин, живущий в Голландии, я точно так же хочу присоединиться к моим друзьям – голландцам в праздновании Рождества. Даже если я и вижу эту вопиющую коммерциализацию праздника, которая видна вокруг, я буду подчеркивать христианское содержание этого праздника. Ответ не удовлетворил моего собеседника, потому что празднование Рождества, по его мнению, было очень сомнительным делом для христианина, верящего в Библию.
На мой взгляд, эта точка зрения происходит из-за путаницы между формой и содержанием. Формы, как правило, зависят от культуры и могут быть приняты и в других культурах и другие времена, если только они наполнены соответствующим содержанием. Адвентисты делали это с самого начала их движения. Очень интересным примером является субботняя школа – время для изучения Библии в начале церковного служения утром в субботу. В противоположность тому, что думают многие адвентисты, этот наш признак совсем не уникальный. Несколько американских конфессий в 19 веке приняли модель воскресной школы, с классами для взрослых, молодежи и детей. Это была форма, которую адвентисты не изобретали, но которую были готовы использовать для себя, заполнив ее новым содержанием! Можно упомянуть многие другие примеры, где формы были приняты, и наполнены другим содержанием. Считается, что Рождество в своих формах может содержать некоторые языческие элементы, но все это может быть заполнено превосходным содержанием: Эммануилом – Богом с нами!
http://reinderbruinsma.com/2015/12/christmas-pagan-or-christian/
Рейндер Бруинсма — доктор философии, секретарь Транс-европейского дивизиона (1995-2001), президент Голландского Униона (2002-2007), и президент Бельгийско-Люксембургской Конференции.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой