Религия может приносить удовольствие
Религия может приносить удовольствие. Джейсон Хайнес. 22 октября 2015
Некоторое время назад я сидел на, возможно, самом скучном богослужении, которое было в моей жизни. (Нет, я не скажу вам, где это было). Вряд ли на том служении присутствовало больше пятидесяти человек. Мы спели не меньше пяти гимнов. Все эти гимны мы пели очень сухо и медленно. Проповедь выглядела совсем не вдохновенной, слабо приготовленной и говорилась без убежденности. Мне показалось, что мы пробыли в церкви не менее трех часов, хотя мы были в церкви всего лишь 70 минут.
Это заставило меня задуматься о вопросе, каким должно быть церковное богослужение. Я точно не получил в тот день удовольствия от служения. И я думал, было ли это моей виной. Когда я размышлял об этом, я понял, что многие люди действительно считают, что это — вина пришедшего человека. Часто говорят, что именно приходящий в церковь должен принести с собой Бога. И о том, что церковь не предназначена, чтобы кого-то развлекать. В этих высказываниях ясно выражено понимание того, что если церковь не кажется вам интересной, и если вы не вдохновились во время служения, это не вина церкви. Это ваша вина. Это вы не достаточно святы. Вы не достаточно праведны. Что-то неправильно с вашей духовностью, если вы не наслаждаетесь собраниями. Кроме того, в этих заявлениях подразумевается, что церковь вообще-то и не то место, в котором ты должен наслаждаться. Церковь – очень серьезное дело. Здесь тебе нельзя смеяться. Тут не место для веселья. Церковь не для того, чтобы тебя развлекать.
Чем больше я об этом размышлял, тем более нелепой мне кажется эта идея. Почему церковь не должна приносить мне удовольствие? Что мы имеем в виду, когда говорим об этом? Что вообще значит – развлекать? После того, как я размышлял об этой теме, я понял, что когда тебе доставляют удовольствие – это и не плохо, и это нигде не запрещено. Считается, что когда нас развлекают и мы получаем удовольствие, мы оказываемся в возвышенном и приподнятом состоянии и возбуждении. Но, хотя такое и бывает, есть множество вещей, которые не оптимистичны, не вдохновляют, не приводят тебя в возвышенное состояние, но все равно приносят удовольствие. Я наслаждаюсь, когда читаю книги: «1984й год», или «Уловка 22», или «Биография Малкольма Икс». Мне нравится, когда я молюсь со своей женой. Всё это очень вдумчивые и серьезные вещи. В то же время, благоговение — это отношение, а не место. Были ли израильтяне не благоговейны, когда они танцевали и праздновали перед Господом? Мы не обязаны становиться медленнее и тише, чтобы стать благоговейными. Всякий раз, когда кто-нибудь из искренности своего сердца воздает честь, хвалу и славу Богу – это трепетное действие. Я верю, что Христос выразил это так: «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Иоанна 4:23-24.
Кроме того, когда я посмотрел на определение слова «развлекать», оказалось, что оно включает в себя многие грани, которые церковь просто должна делать. Некоторые определения слова «развлекать» включают: забавлять (что означает дать засмеяться, улыбнуться, или заинтересовать), приятно занять время, принимать в гости, помочь рассмотреть, задуматься, осуществить гостеприимство. С каких же пор все эти дела стали тем, что церковь больше не должна практиковать? Церковь должна быть местом, где люди смеются и улыбаются, местом, где они будут заняты приятным, и где их отвлекут от забот этого мира. Церковь должна стать местом, где людей принимают как гостей и проявляют к ним гостеприимство. Церкви должны бросать вызов, давая своим прихожанам интересные мысли и темы для размышлений. Если вы уходите из церкви и вы не получили там ничего для размышления, в этом есть проблема. И наконец, церкви должны быть местом, которые проявляют радушие.
Кроме этого, я понимаю, что церкви не стоит заниматься пустым развлечением. Я от всего сердца согласен с этим утверждением. Тем не менее, мы часто совершаем ошибку, разделяя вещи на черное и белое. Тут получается, что для того, чтобы не вовлечься в пустое развлечение, мы решаем вообще не приносить людям удовольствие. Однако, не развлекать людей настолько же плохо, если еще не хуже, чем приносить пустое развлечение. Ответственность за это лежит на тех, кто решил взять на себя дело организации еженедельных богослужений. Поэтому, если церковь не приносит вам удовольствие, проблема не в вас. Проблема может быть просто в том, что церковь потеряла из виду то, чем она должна заниматься из недели в неделю. Она должна представлять Иисуса и Его последователей, что является делом очень высоким, святым, благоговейным, дающим пищу для размышлений – и может быть, даже веселым.
Джейсон Хайнс – адвокат, доктор в области религии, политики и общества, и доцент в Университете Эндрюса.
http://spectrummagazine.org/article/2015/10/22/religion-can-be-fun
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой