Райт о положении христианок

Райт о положении христианок


#райт #положение_женщин

Была другая долгая война в западной культуре, она называлась «война полов», хотя это не просто сражение между мужчинами и женщинами как между носителями различных взглядов на то, каковы должны быть роли полов в обществе, в семье и в Церкви. Жизнь в этом плане запутана: некоторые мужчины — за «женское освобождение», в то время как некоторые женщины — против. Страсти накаляются. Те, кто живет в то время, как все это продолжается, достаточно быстро обнаружат, что это разные части традиционной культуры, которые походят на невзорвавшиеся бомбы. Подберите их, и они могут взорваться у вас в руках.

В частности, есть несколько отрывков в Библии, которые касаются роли мужчин и женщин, и многие в современной западной культуре не любят их. Они обвиняют библейских авторов в том, что они «патриархальны», то есть в них утверждается, что мужчины должны всегда всем управлять и что женщины должны делать то, что мужчины им говорят, и укрепляют это представление в своих творениях.

И отрывок 1 Тимофею 2:8-15, особенно стих 12, часто приводится как один из основных примеров. Женщины не смеют быть учителями — на первый взгляд кажется, что этот стих говорит именно это; они не должны властвовать над мужчинами; они должны быть скромными и молчаливыми. Так, по крайней мере, данный фрагмент понимается множеством переводов; разумеется, это отрывок чаще всего цитируют те, кто утверждает, что Новый Завет запрещает рукоположение женщин. Я однажды читал эти стихи на церковной службе и женщина, которая стояла впереди, страшно рассердилась, к ужасу остальной части паствы (даже при том, что некоторые согласились с ней). Целый отрывок, кажется, говорит, что женщины — люди второго сорта. Им даже не позволено красиво одеваться. Они — дочери Евы, а она была первым нарушителем спокойствия. Лучшее, что они могут сделать — это жить незаметно, воспитывать детей, вести себя прилично и быть молчаливыми.

Вот как большинство людей, принадлежащих к нашей культуре, прочитывает этот отрывок. Я утверждаю, что возможно совсем другое прочтение, и я хочу предложить для основательности следующее: сначала попробовать упростить то, о чем ведется речь в отрывке, «перевести» его на язык нашей культуры. Для этого имеется и хорошая научная база, чтобы обосновать то, о чем я собираюсь сказать, и я искренне полагаю, что это будет, скорее всего, более правильное толкование.

Когда вы смотрите мультсериалы «для взрослых» и эротику и читаете книжки в мягких обложках, у вас возникает стандартное представление о том, как ведут себя «типичные» мужчины и женщины. Мужчины — «мачо», громкоголосые, высокомерные драчуны, которые всегда сражаются и всегда стремятся к успеху. Женщины — жеманные, пустоголовые создания, которые ни о чем не думают, кроме платьев, причесок и украшений. Есть также и «христианские» стереотипы на этот счет: мужчины должны принимать решения, всем заправлять, всегда быть лидерами, всех наставлять; женщины должны сидеть дома, воспитывать детей и готовить еду. Если вы начинаете искать противоположное представление в Библии, то как быть с Быт 3? Адам никогда не согрешил бы, если бы Ева не поддалась первой. У Евы есть свое наказание — боль при рождении ребенка (Быт 3:16).

В общем, вам не нужно вникать во все детали женского освободительного движения, чтобы понять, что такое толкование трудно переварить. Мало того, что нам навязывают определенный взгляд на прекрасную половину человечества; это не соответствует тому, что мы видим в остальной части Нового Завета, где женщины были первыми свидетелями воскресения (другими словами, первыми апостолами); где Павел говорит о женщинах как об апостолах и дьяконах (Рим 16); где он упоминает, что они молятся и пророчествуют на собрании (1 Кор 11); где «нет ни Иудея, ни Грека, нет ни раба, ни свободного, нет ни мужчины и ни женщины, ибо все вы — одно во Христе Иисусе» (Гал 3:28). В частности, это не соответствует поведению самого Иисуса. В короткой выразительной истории (Лк 10. 38–42) Мария из Вифании сидит у ног Иисуса; другими словами, она присоединяется к мужчинам в ученичестве, чтобы в свою очередь стать учителем. Поэтому, в первую очередь, Марфа на нее и рассердилась; конечно, она также предпочла бы, чтобы сестра помогла ей на кухне, но настоящее «преступление» Марии было в том, что ее поведение ломало некоторое табу, которое до этого времени отодвигало женщин на задний план и оставляло образование и руководство исключительно за мужчинами.

Чтобы понять этот отрывок, нужно признать, что это распоряжение: женщинам также нужно разрешить учиться, и в этом не должно быть ограничений (стих 11). Они должны быть «в полном подчинении»; это часто толкуется как «мужчинам» или «своим мужьям», но также вероятно, что это касается их отношения как учеников — послушание Богу, которое, конечно, также обязательно для мужчин. Тогда важный стих 12 не должен быть прочитан как: «А учить женщине я не позволяю, ни властвовать над мужчиной» (перевод, который вызвал такие большие трудности в последние годы). Это может также значить: «Я не имею в виду, что сейчас ставлю женщин новыми начальниками над мужчинами, подобно тому как раньше мужчины главенствовали над женщинами». Почему Павел счел необходимым сказать это?

Есть некоторые указания в послании, которые указывают на то, что оно первоначально было послано Тимофею, когда он был в Эфесе. Главное, что мы знаем об эфесских верованиях, — это то, что главная религия, самый большой храм, самая известная святыня была исключительно женским культом. Храм Артемиды (это ее греческое имя; римляне называли ее Дианой) был массивным зданием, которое возвышалось над городом. Как и подобает служителям женского божества, священники все были женщинами. Они организовывали зрелища и не допускали до этого мужчин. Теперь, если вы пишете послание кому то из маленького нового религиозного движения, которое находится в Эфесе, и хотите сказать, что, благодаря Вести Иисуса прежний подход к мужской и женской ролям должен быть кардинально переосмыслен, с одной особенностью — женщин нужно поощрять учиться, заниматься и быть лидером, вы очень захотите, чтобы вас правильно поняли. Может быть, апостол сказал, что женщины должны учиться затем, чтобы христианство постепенно стало культом, подобным культу Артемиды, где женщины лидируют и держат мужчин на расстоянии? Это, как мне кажется, отрицает стих 12.
Выражение, которое я перевел как «пытаться властвовать над ними», необычно, но кажется, у него есть такое значение: «хозяйничать» или «захватить контроль».

Павел говорит, как Иисус в Лк 10, что женщинам нужно место и досуг, чтобы заниматься и учиться по–своему, не для того, чтобы они могли вторгнуться и стать руководителями, как в культе Артемиды, но для того, чтобы как женщины, так и мужчины могли развить любой дар учительства и руководства, данные им Богом.
Какова же тогда цель других частей отрывка? Первый стих (8) ясен. Мужчины должны посвятить себя благоговейной молитве и не соответствовать обычным стереотипам «мужского» поведения: никакого гнева или споров. Потом следуют стихи 9 и 10, где предписывается то же самое и женщинам. Они должны быть свободны от своего стереотипа: от суетни вокруг причесок, украшений и модной одежды, но свобода женщин не в том, чтобы они стали неряшливыми, скромными невзрачными ничтожествами, но в том, чтобы женщины могли творчески участвовать в более масштабной жизни общества. Фраза «добрые дела» в стихе 10 звучит для нас слишком слабо, но она означает одну из обычных фраз, которые люди постоянно употребляли, обязуясь перед обществом потратить время и деньги на бедных людей, быть благотворителем общества, поддерживая общественные дела, искусство и так далее.

Почему тогда Павел заканчивает толкованием об Адаме и Еве? Помните, что его основная цель — настоять, что женщинам как христианам также нужно разрешить учиться и брать на себя служения, а не оставаться в обывательском «болоте» среди тяжелых трудов. Для этого и приведена история Адама и Евы: мол, смотрите, что случилось, когда Ева была обманута. Женщинам нужно учиться столько же, сколько мужчинам. Адам, в конце концов, согрешил вполне сознательно; он знал, что делал, он знал, что это было неправильно, и он осознанно пошел на это. Ветхий завет очень строг к таким действиям.

Что же по поводу отрывка о рождении детей? Павел не рассматривает это как наказание. Скорее, он гарантирует, что, хоть роды действительно трудны, болезненны и опасны (часто самое серьезное испытание в жизни женщины), — это не проклятье, которое должно быть понято как знак немилости Бога. Его спасение обещано всем, как женщинам, так и мужчинам, которые следуют за Иисусом в вере, любви, святости и рассудительности. И оно включает и тех, кто вносит свой вклад в Божье творение, рожая ребенка. Быть матерью достаточно тяжело, и, видит Бог (не будем лицемерить), — это так или иначе болезненно.

Давайте не оставлять больше невзорвавшиеся бомбы и мины вокруг людей, чтобы не будоражить их мысли. Давайте читать этот текст так, как, я полагаю, это было предназначено: как способ созидания церкви Бога, мужчин и женщин, одинаково как тех, так и других. Как Павел желал применить это в одной отдельной ситуации, так же и мы должны думать и усердно молиться о том, где наши собственные культуры, предубеждения и обиды берут над нами верх. Мы должны приложить все усилия, чтобы соответствовать не различным шаблонам, которые предлагает мир, но исцеляющему, освобождающему, вполне доступному для понимания и восприятия содержанию Доброй вести об Иисусе.

Н.Т. Райт, 1 Послание к Тимофею.

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: