ПРОБЛЕМА ПРОТЕСТАНТСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
#протестантизм #традиции_протестантов #кто_такие_протестанты
ПРОБЛЕМА ПРОТЕСТАНТСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В чем суть протестантизма? Что придает ему внутреннюю идентичность? Критико-историческое изучение развития протестантизма показывает, что с самого начала движение характеризовалось разнообразием и разногласиями.
Протестантизм возник как разнородное явление, на которое оказывали влияние разные программы, культурные контексты, интеллектуальные ресурсы и направляющие видения. Не было никакого «утраченного единства» протестантизма, золотого века, разбившегося на мелкие осколки. Множественность географических, культурных и исторических факторов с самого начала создали присущее протестантизму разнообразие.
Происхождение протестантизма кроется в неконтролируемом взрыве творческой энергии, направленной на интеллектуальное и духовное обновление церкви, а также на реформирование ее институтов. Этот творческий взрыв породил систему планет, вращающихся вокруг библейского солнца на разном расстоянии и на орбитах разного эксцентриситета. Не было единого, недвусмысленно протестантского шаблона, гена или парадигмы, которая контролировала бы их формирование. Во многих странах Западной Европы наблюдался плюрализм взаимосвязанных, но конкурирующих библейских толкований, которые боролись за место, внимание и влияние.
Одна из тенденций, наблюдаемых в развитии протестантизма, выглядит как бесконечный цикл рождения, взросления, старения и смерти, приводящей к обновлению и новой форме. Огромная энергия и творческий потенциал одного поколения приводят к появлению нового движения; одно из последующих поколений, встревоженное тем, что движение утрачивает первоначальный динамизм и энергию, пытается сохранить окаменелости: изначальное видение замораживают в надежде сохранить его энергию. Но часто в этих окаменелостях сохраняется только структура, а не само видение, дающее жизнь. Какими бы замечательными ни были условия в комнате, где хранится коллекция энтомолога, бабочка все равно мертва.
Классическим примером можно назвать то, что происходило при укреплении ортодоксии в протестантизме после смерти Лютера и Кальвина. Геополитические аспекты Реформации становились все более важными, и появление конфессионализма привело к политически насаждаемому единообразию внутри движения во многих регионах Германии. По мнению протестантских активистов, использование «исповеданий веры» как способа сохранения основополагающих черт лютеранства и кальвинизма приводило к конформистскому отношению к религии: оно проявлялось в формальном принятии вероисповедальных формулировок, а не в живой вере в Бога.
Те, кто был встревожен этими наблюдениями, все настойчивее требовали реформ и обновления по мере того, как вера начинала отождествляться с внешними действиями, оторванными от внутренней духовной реальности. Пиетизм пытался обновить этот личностный аспект веры, подчеркивая, что доверие в отношениях с Богом важнее формального согласия с доктринальными формулировками. Великие пробуждения в американском протестантизме отличались этой же особенностью.
Историку такие циклы «пересмотр — обновление» представляются неотъемлемым аспектом протестантской идентичности. Появление пиетизма, американской традиции святости и глобального пятидесятничества — все эти события можно понимать как результат такого постоянного обновления старых традиций и нового понимания того, что значит быть протестантом. Похожие процессы можно наблюдать в англиканстве — форме протестантизма, которая способна принять немало «католических» черт, например использование литургии и архитектуры для выражения истин веры, но не утрачивает при этом своей протестантской идентичности. Процесс переосмысления и развития не остановился, и есть все причины полагать, что в будущем произойдут дальнейшие изменения.
В некоторых протестантских группах перемены приводят к яростным дебатам, к конфронтации между двумя очень разными видениями протестантской идентичности — статичным и динамичным. С одной стороны, протестантские традиционалисты считают, что сущность протестантизма можно сохранить только «замораживанием» прошлого, примерами чего служат облачения духовенства, культурные убеждения и стили богослужения, присущие кальвинизму XVI в., пуританству XVII в. или евангельскому христианству XVIII в. По мнению таких традиционалистов, верность прошлому служит критерием подлинности и целостности.
Другую сторону дебатов представляют те, кто считает, что протестантизм не определяется и никогда не определялся таким образом: его идентичность заключается в том, что он постоянно проверяет себя в свете Библии и готов исправлять ошибки или корректировать свои взгляды в изменяющейся ситуации. Этот второй подход, который часто бывает подытожен в лозунге semper reformandum («всегда реформируемый»), является характерной чертой протестантизма как метода, а не одного из конкретных результатов его применения.
Итак, протестантизму свойственно применять Библию к новым ситуациям; толкователь может учитывать историю такой практики в прошлом, но не обязан ее повторять. Именно такое видение протестантизма стало доминировать в XX в., завладев воображением предприимчивых людей. Это произошло именно потому, что такое понимание протестантизма создает концептуальное пространство для инноваций, развития и экспериментов, которые фактически исключаются в старой, более статичной модели.
Пятидесятничество, наверное, служит лучшим примером этой второй протестантской парадигмы, которая явно доминирует во многих странах. Эта вторая модель протестантской идентичности обладает особенностями, которые отразятся на будущем движения. Отказываясь считать какие-либо прошлые проявления протестантизма нормативными, этот подход освободил движение из плена культурных привычек Западной Европы периода раннего модернизма. Почему в XXI в. пресвитерианские служители в Кении должны носить черные одеяния, которым отдавали предпочтение в Женеве XVI в.? Почему западные культурные нормы должны быть предпочтительнее африканских? Почему жители Азии должны читать Библию глазами западных христиан? Утверждение культурной независимости Глобального Юга привело к значительным изменениям в мышлении и открыло путь для стремительной экспансии протестантизма за пределами традиционно протестантских стран Запада. Теперь каждый регион считает, что свободен сам выбирать свою форму протестантской идентичности, основанную на толковании и применении Библии в своей стране.
Таким образом, в XX в. был вновь открыт радикальный, опасный протестантский принцип, согласно которому все подлежит полному обновлению и везде, где это требуется, следует демонтировать старые подходы и создавать новые, основываясь на библейском свидетельстве. Становится очевидным то, что некоторые традиционные протестантские представления о церковной архитектуре, деноминационных структурах, формах поклонения и даже нравственных ценностях — по сути своей всего лишь культурные конструкты, отражающие минувшую эпоху в истории Западной Европы. «Основа», способная реагировать на другое окружение и адаптироваться в нем, дала протестантизму новую жизнь, когда он стал распространяться в различных регионах мира, сталкиваясь с новыми вызовами и возможностями. После этого наблюдения логично было бы взглянуть на то, как Библия продолжает формировать протестантскую идентичность и влиять на развитие протестантизма.
Алистер МакГрат «Опасная идея христианства»
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой