ПРИЧИНЫ ЦЕРКОВНОЙ ОНЛАЙН МИГРАЦИИ — 2

ПРИЧИНЫ ЦЕРКОВНОЙ ОНЛАЙН МИГРАЦИИ — 2


#уход_из_церкви #падение_численности #онлайн_церковь

ПРИЧИНЫ ЦЕРКОВНОЙ ОНЛАЙН МИГРАЦИИ — 2

Всем известно, что нетрудно сделать утреннюю гимнастику один раз. Трудно заставлять себя делать эту зарядку каждый день, не взирая на текущие дела, настроение и погоду за окном. Начинать регулярные тренировки после длительного перерыва еще труднее. Тот же эффект, на мой взгляд, имеет место и в посткарантинной церковной среде. Если на живое собрание надо раньше встать, привести себя в порядок, одеться и прийти в определенное время, то онлайн-богослужение можно смотреть в домашнем халате или даже лежа в постели. Не обязательно начинать вовремя, можно опоздать к началу, а то и вовсе прослушать проповедь и песнопения в записи.

Ощутившие вкус такого участия в богослужениях не желают вновь обременять себя той самодисциплиной, которой требуют живые собрания. В онлайн-богослужениях они хоть как-то, косо-криво, но участвуют. Однако лень имеет свойство усиливаться, поэтому следующим этапом ее проявления, как правило, становится просмотр онлайн-служений с использованием перемотки. А за этим, в свою очередь следует… да, правильно, полная утрата интереса к богослужениям.

Все вышеперечисленные причины связаны преимущественно с внутренним состоянием самих людей, которые порвали с церковными собраниями. Однако я не хочу сказать, что сами церкви ни в чем не виноваты. Если до карантина в церкви была нездоровая атмосфера, то локдаун и связанный с ним переход богослужений в онлайн-формат послужил катализатором для критической переоценки жизни местной общины, которую люди посещали до этого. И если во всех вышеупомянутых причинах мы говорили о поверхностных христианах, то по причине недовольства своей церковью уйти в «онлайн» могли вполне себе искренние и глубоко верующие люди.

Когда богослужения в формате онлайн приобрели массовый характер и вышли из тени живых собраний, у людей появилась возможность сравнить свою церковь с другими церквями. Горизонт видимости других церквей значительно увеличился, а недостатки своей церкви на фоне лицезримых других церквей стали проступать более явно. И если приведенные выше причины ухода в онлайн – это, как правило, завуалированная форма ухода из церкви вообще, то недовольство своей церковью привело к поклонению онлайн тех людей, которые хотели бы остаться в церкви, но не нашли замену своему собранию в достижимом оффлайн-пространстве.

Конечно, были и те, в ком карантинный локдаун обострил чувство недовольства своей церковью, и они покинули церковь как таковую. Однако таких, по всей видимости, меньшинство. Большая часть недовольных своей общиной предприняла вполне логичный шаг: сменить церковь, которая по тем или иным причинам перестала их устраивать, на более приемлемую. Для таких людей онлайн-богослужения просто расширили свободу маневра, позволяя выбирать не из нескольких десятков церквей в своем городе, а из нескольких сотен или даже тысяч церквей по всему миру. Именно поэтому карантин зафиксировал тенденцию перехода из живых богослужений в онлайн. Данная тенденция – часть естественного процесса по переходу из одной церкви в другую.

По сути, с онлайн-поклонением Богу произошло нечто подобное тому эффекту, который возымел распространившийся намного раньше онлайн-шоппинг. Получив возможность совершать покупки в интернете, мы смогли значительно расширить товарный ассортимент, из которого выбираем. В то же время обратной стороной такого разнообразия является невозможность при онлайн-шоппинге «пощупать» товар и проверить некоторые его потребительские качества. Во время карантина каждый христианин, имеющий доступ к интернету, получил возможность виртуально поприсутствовать на множестве богослужений. Но так же, как и в случае с товарами из интернета, он не имел точных сведений ни о личных качествах, ни об образе жизни тех людей, собрание которых он посетил, не выходя из своего дома.

Я не был и не являюсь противником онлайн-богослужений ни во время, ни до, ни после карантина. Я уверен в том, что принцип «особого места», на котором надо поклоняться Богу, остался в Ветхом Завете (см. Втор.12:13-14). Новозаветный принцип поклонения Богу в духе и истине (Иоан.4:23-24), безусловно, включает и поклонение онлайн. Я интерпретирую данный принцип как возможность рожденного свыше человека поклоняться Богу на всяком месте и образовывать церковь в формате «здесь и сейчас», потому что в настоящую церковь люди не «ходят», настоящей церковью они являются.

Сегодня сторонники институционального взгляда на церковь вопрошают: «А в какую конфессию/собрание/город (нужное подчеркнуть) надо пойти, чтобы узнать истину?». Иисус отвечает им так же, как и когда-то самаритянке: «Исполнилось пророчество Малахии 1:11. Больше нет особо избранных мест. Теперь значение имеет не место, в котором вы поклоняетесь Богу, а то состояние духа, с которым вы это делаете».

Благодаря современным средствам коммуникации ощутить единство Тела Христова смогли те одинокие христиане, для которых в прошлые века это было бы невозможно. Еще в далеком 2008-м году книга Э.Шнепеля «Иисус Христос – конец религии» заставила меня задуматься над тем, что два христианина могут вместе помолиться Богу во время обеденного перерыва в заводской столовой, и это будет собрание.

Я уверен, что, когда искренние люди, не имея возможности собираться вживую, собираются онлайн, в очах Бога такое богослужение не выглядит чем-то ущербным или менее значимым, чем живое собрание. Отрицать это – все равно, что считать ущербными церкви наших братьев и сестер в Советском Союзе. В сталинский период христиане собирались по домам, а крещение принимали по ночам в копанках, вырытых в огороде. Вряд ли сегодня мы усомнимся в наших братьях и сестрах тех времен лишь потому, что они не собирались в молитвенном доме и крестились не в проточной воде.

Форма богослужения определяется конкретными возможностями. Если онлайн-богослужение – единственная возможность поклоняться Богу, то осуждать эту форму нет оснований. Более того, я думаю, что если бы Господь Иисус пришел бы на землю сегодня, Он бы зарегистрировался в Facebook. Я не уверен, что все Его посты имели бы публичную видимость, и что Он добавлял бы в друзья всех подряд. Но наш Господь, насколько мы можем видеть из Евангелий, использовал все возможности, которые предоставляет общество, чтобы донести Свое послание. И хотя лично для меня печатное издание Библии всегда было и будет незаменимым, я не осуждаю тех, кто читает Писание в телефоне, слушает в mp3 или смотрит его в виде роликов на YouTube.

С другой стороны, всегда важно помнить, что несмотря на свои якобы неограниченные возможности, служение Богу онлайн имеет свои границы. Я полагаю, что для Иисуса общение с последователями точно не ограничилось бы только онлайн-форматом, и Он вряд ли стал бы совершать Вечерю через видеоконференцию в Skype или Zoom. Очевидно, что каким бы сердечным ни было бы онлайн-общение влюбленных, оно не заменит живую встречу с объятиями и поцелуями. Подобно этому и онлайн-богослужение, будучи вполне приемлемым при определенных обстоятельствах, не должно, да и не сможет полностью заменить живое общение братьев и сестер в домах молитвы.

Максим Нестеренко

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: