НОВАЯ ЭРА ЖИЗНИ БЕЗ СПОНСОРОВ
Правительства западных государств, которые использовали неправительственные фонды как инструмент влияния в противостоянии с СССР, прекратили финансирование – СССР больше нет.
Доноры, либо «игравшие» в благотворительность, либо жаждавшие удовлетворить свои «мессианские» амбиции, стремясь «спасти жертв безбожного коммунистического режима», уже пресытились и занялись чем-то другим.
Доноры, которые зафиксировали финансовую нечистоплотность и ненасытность евразийских партнёров, свернули свои программы.
Фискальная политика тех постсоветских государств, чьи лидеры заняли антизападную или просто сдержанную по отношению к западным влияниям позицию, быстро перестроилась в соответствии с новыми требованиями. Неподконтрольного государству потока западной финансовой поддержки более не существует, остались скудные ручейки, с трудом пробивающие себе дорогу через шлюзы налоговиков и служб безопасности государств.
Мировой финансовый кризис вначале даже стимулировал пожертвования, — сказались особенности меценатского мышления: давать тем больше, чем сложнее ситуация. Однако со временем реальность и адекватная оценка своих возможностей сделали своё дело – часть доноров прекратили финансирование и практически все западные доноры, которые решили быть последовательными и долгосрочными партнёрами евразийских инициатив, сократили объемы помощи.
Доноры, которые воспринимали финансовую поддержку евразийских инициатив серьёзно, сейчас также серьезно рассматривают интересные для них инициативы в других регионах, ожидая финансовой самостоятельности от своих евразийских подопечных.
Проект «Евразия» закрыт, доноры прекратили или прекращают помощь. Но адресаты, получатели этой помощи, остались. Это те, для обозначения кого уже появился новый термин, — «грантоеды». Но также это и те, кто начал своё существование и свою деятельность, опираясь на помощь западных источников, и кто, однако, не намерен перемещаться на свалку истории из-за глобальных изменений в политике финансовых доноров.
Для «грантоедов» настали тяжёлые и, скорее всего, последние времена, которые, однако, могут продлиться ещё десятилетие, прежде чем наступит полный конец. Как шутят некоторые православные священники: «на наш век бабушек хватит». В ситуации с грантами сфера, например, содействия ЛБГТ сообществам будет иметь финансирование какое-то время, но вечной она не будет.
Однако для тех, кто хочет двигаться дальше и способен увидеть своё существование в будущем без существенной зависимости от западной финансовой помощи, надежда есть. Более того, выглядит так, что именно проблемы в финансировании способны вывести неприбыльные организации, благотворительные фонды, религиозные общины и миссии на качественно новый уровень развития и понимания собственного видения.
Надежда для тех, кто нуждается в пожертвованиях для поддержки своей деятельности, заключается в смене парадигмы, в переходе к кардинально новому пониманию ценностей и методов фандрайзинга. Лишаясь западной помощи, они начинают готовиться к решающему тесту на адекватность нуждам и ожиданиям тех, на кого направлена их деятельность. Теперь получатели помощи должны научиться тому, чтобы находиться в постоянном диалоге с двумя новыми для них группами: национальными, местными жертвователями и теми, на кого направлены их организационные усилия. От результатов этого теста и зависит их дальнейшая история.
Говоря коротко, просто и жёстко: настало время небольших денег, которые будут потрачены максимально эффективно и в соответствии с нуждами целевых групп. За эти деньги нужно нести большую ответственность перед пристальными и близкими донорами. Слава Богу за освобождение потенциально полезных обществу инициатив от нездоровой финансовой зависимости. Время аренды престижных авто закончилось, наступило время автостопа. Эта аналогия, на самом деле, гораздо глубже, чем может показаться.
Чем отличается путешествие автостопом от путешествия в собственной, пусть даже и на время (арендованной) автомашине? Рискованно? Да, риск не исключён. Невозможно прогнозировать скорость движения? Правда. Но самое главное заключается в том, что управляя собственным транспортом, мы в большей степени являемся хозяевами положения и мало обращаем внимания на окружающую реальность, за исключением контроля дорожной ситуации и восторгов элементами пейзажа.
В автостопе всё по-другому. Тормозя проезжающие машины, мы учимся терпению и надежде, а попадая в машину, которая остановилась, учимся зависеть от других.
Что значит зависеть от других в автостопе и в фандрайзинге? Это значит быть максимально открытым к ожиданиям, предпочтениям и особенностям тех, к кому мы обращаемся за помощью. Это значит быть максимально способным к коммуникации, стать интересным попутчиком. Если водитель настроен с нами поговорить – нужно говорить или выходить из машины. Если он хочет молчать и слушать шансон – нужно слушать шансон или выходить из машины.
Автостоп и национальный фандрайзинг похожи в том, что в обоих процессах мы обращаемся к очень близким и очень реальным людям, учимся понимать их предпочтения и соответствовать им. Это не всегда приятно и даже возможно.
Но выход есть всегда: выйти из машины и останавливать другую. Так в автостопе. Отказаться от денег тех, кто не соответствует нашему видению и ценностям, и искать тех, кто их разделяет, – так в фандрайзинге. Иначе ситуация грозит обернуться физическими проблемами в автостопе и утратой идентичности в работе неприбыльных организаций.
Также важен вопрос адекватности нуждам тех, для кого неприбыльная организация хочет трудиться. Этот момент можно проиллюстрировать евангельской историей.
Иисус Христос, призвав Своих двенадцать учеников, начал отправлять их в «свободное плавание» — служение людям самостоятельно, без постоянного присутствия рядом их Учителя и вне общей группы самих учеников. Христос начала посылать учеников небольшими группами, по двое, для оказания практической помощи людям: исцелять больных, изгонять бесов, проповедовать Добрую Новость о приходе Спасителя.
В эти путешествия Учитель попросил учеников не брать денег и даже смены одежды. Он сказал: «Стучитесь в дома людей и, предлагая им своё служение и помощь, просите у них помощи для себя: ночлег, питание, необходимая одежда». В этом была великая и прекрасная истина: оказывая помощь людям, понимать и свою связь с ними, не отгораживаться от них стенами резиденций и стёклами представительских авто, как это могут делать современные «архипастыри». Христос, пришедший спасти людей, жил с ними и принимал от них помощь, этому же Иисус учил и учеников.
Именно поэтому важно понимать, что сбор средств – больше, чем применение методик работы с донорами. Это отношения, постоянные, живые и неповерхностные, как с теми, кто даёт деньги, так и с теми, на кого направлена деятельность, требующая финансирования.
Проект «Евразия» закрыт. Для «грантоедов» это конец. Для тех, кто стремится всерьёз и надолго помогать своему обществу и готов учиться строить отношения с людьми, а не с безликими «фондатерами» и «грантодателями» и «суппортерами», — это только начало новой эры фандрайзинга. Эры рискованного, но увлекательного автостопа. Эры надежды на то, что Учитель не зря начал лишённое материальных гарантий путешествие Своих учеников.
Денис Гореньков
http://www.word4you.ru/publications/19028/
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой