КАК ОСТАНОВИТЬ ОХОТУ НА ВЕДЬМ?
#охота_на_ведьм #кризис_церкви #что_делать
Прекрасной иллюстрацией тут является столь популярный Собор 1917-18 гг.: участников Собора уже расстреливали в пост-революционной Москве, но уцелевшие упорно продолжали формулировать утопические к тому моменту идеи о приходах по территориальному принципу, взаимодействии с властью, возрождении соборности (в антиклерикальном к тому моменту обществе) и т.д. и т.п. Самой практичной и полезной оказалась идея о «разукрупнении епархий», благодаря которой епископов стало много, и некоторое их количество смогло пережить последующие катаклизмы.
Наиболее распространенный сценарий выхода из состояния «охоты на ведьм» — реорганизация (стимулов для неё достаточно, поскольку фактически на этой стадии организация находится на грани банкротства). Следует отметить, что «хирургическая операция» должна проводиться только один раз и с большой осторожностью. Если будет проводиться несколько последовательных операций, то организацию может парализовать страх. В этом случае лечение только усилит невроз, а не поможет от него избавиться.
Альтернативный вариант реорганизации – разделение организации на несколько полуавтономных дочерних организаций (вкупе с разделением ресурсов), каждая из которых в результате окажется на какой-либо из ранних стадий жизненного цикла (разумеется, тут тоже без «замены негативно настроенных персон» не обойтись). Для того, чтобы это не превратилось в «развод с разделом имущества», нужна развитая система внутренних коммуникаций, прозрачность финансовых потоков между центром и «дочками» и отсутствие жесткого контроля и вмешательства в текущие дела со стороны центра. В идеале их должны связывать только общие цели, идеология и четко регламентированные (во избежание злоупотреблений) финансовые отношения.
Но в истории Вселенской Церкви этот сценарий реализовывался не раз – поскольку создание новых поместных церквей, миссия в отдалённых территориях, создание всевозможных братств, орденов и т.д. (и даже иной раз расколы) – создавали новые возможности для сохранения жизни. Появлялось пространство, в которое могли переместиться инициативные, но избыточные в данный момент для системы люди, не разрывая окончательно связи с церковью.
Если никаких «хирургических операций» не произойдёт, то все пойдёт по плану – и когда все инакомыслящие будут подавлены, наступит эпоха Бюрократизации, полное выхолащивание смысла. Теоретически организацию можно реанимировать и на этой стадии – «имплантировав» на ключевые посты людей с принципиально другим мышлением и предоставив им возможность влиять на принятие ключевых решений.
Раз Царство Божие внутри нас, значит, там и надо искать выход из существующей ситуации. И чем больше людей будут хотя бы стараться быть в той Церкви, которую «врата ада не одолеют», тем меньше вреда будет от наблюдаемой деградации «церкви-организации», тем мягче пройдёт «перезагрузка» (если этот цикл — не последний).
Это делает особенно актуальным вопрос о разного рода внесистемных объединениях, смысл которых как раз и заключался бы в сохранении жизни и «первоначальной идеи» — то есть христианства как такового. Каких именно – не знаю (тем паче, что в церкви я человек «несистемный»), но предлагаю подумать на эту тему вместе — не стараясь придумать что-то идеальное, а пробуя что-то сделать (присоединяюсь к мысли уважаемого shpol о «попытке обретения милостью Божьей иного неложного и не самоизмышленного пути»).
(все упрёки в идеализме заранее принимаю, но «церковный цинизм» утомил, если честно – сколько же можно за защитными реакциями прятаться?)
И это ни в коем случае не призыв к расколу – напротив, я уверена, что стоит приложить максимум усилий, чтобы никаких расколов не допустить (как минимум, это – хорошая антитеза «охоте на ведьм», да и обозначать своё несогласие по принципиальным вопросам возможно только оставаясь внутри – особенно если сохранять спокойствие и не «кормить троллей»). Да, «трещины» уже видны невооруженным глазом, но проходят они исключительно по «церкви земной». И думаю, у многих из нас есть веские основания для того, чтобы в этой церкви остаться и, изменяя себя, попробовать изменить то, что в данной ситуации возможно изменить (главное, чтобы хватило «мудрости отличить одно от другого»).
P.S.
И ещё немного психологии: для того, чтобы прекратить охоту на ведьм, надо перестать в ней участвовать – в любом качестве. Вспомним весьма популярного коллегу Берна с его Транзактным Анализом: для того, чтобы остановить агрессию, надо выйти из треугольника «Агрессор – Жертва – Спасатель».
А пока мы считаем себя «жертвой системы» или тратим силы на то, чтобы «спасать жертв и противостоять агрессору», мы на самом деле работаем на поддержание этой системы.
И Жертва, и Спасатель на самом деле получают тут свои «бонусы» — Жертва получает возможность списать на Агрессора все свои неудачи, а заодно – получить свою долю внимания и сострадания от Спасателя, а Спасатель подогревает своё чувство собственной значимости, и, по сути, ему не нужно, чтобы Жертва перестала быть Жертвой. И тут у каждого есть свободный выбор – или «прекратить играть и начать жить», или посвятить свою жизнь этому садо-мазо.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой