ХРИСТОС НЕ СОЗДАВАЛ ОРГАНИЗАЦИЙ
Христос не создавал ни социальных институтов, ни организаций. Неверно даже сказать, что Он «основал» Церковь. Он призвал Петра, Иакова, Иоанна… Затем отобрал из всех учеников Двенадцать самых близких и доверенных – мы не знаем, по каким причинам, но это объединение напоминало скорее семью, дружеский круг. Затем появились еще Семьдесят. Пошли расходящиеся все дальше и дальше круги… Иерархии в собственном смысле мы здесь не видим – скорее, личный авторитет того или иного ученика, определявшийся степенью его близости к Учителю (потрясающая и всем известная подмена случилась в истории, когда этот сугубо личный духовный авторитет стал интерпретироваться как институциональное, иерархическое превосходство, подаваемое священным саном – примеры называть не будем: здесь произошло смешение двух разных парадигм: евангельского ученичества и иерархического священства).
«Организационными» можно назвать, пожалуй, лишь следующие элементы апостольского общения:
— Иисус посылает учеников по двое (Мк 6:7; Лк 10:1);
— Иисус завещает на все времена главный принцип церковного управления: кто хочет быть большим, пусть будет всем слугой (Мк 10:43);
— Евхаристия: собрание общины, возглавляемое предстоящим: епископом или пресвитером.
И в конце Евангелия, уходя, Христос заповедует: будьте вместе (ср. Лк 24:49). Совершенно очевидно, что первоначальная Церковь восприняла это как жизненный принцип, относящийся ко всему ее бытию, а не только к конкретным обстоятельствам («будьте в Иерусалиме, пока не исполнитесь силой свыше»). Не случайно в Деяниях подчеркивается, что ученики были «единодушно вместе», когда пришел Дух Святой (Деян 2:1), что новообращенные «постоянно пребывали в общении» (Деян 2:42). А общность имущества – лишь конкретная, характерная только для Иерусалимской общины, форма выражения церковного единства. Причем эта общность, вероятно, не вполне обеспечивала иерусалимских «нищих» (Гал 2:10), если благотворительный сбор в их пользу собирали, к примеру, все Павловы общины Средиземноморья, и этой проблеме посвящено немало строк в его Посланиях (2 Кор 9 – вся глава).
Церковь, вышедшая из эпохи гонений, Церковь легализованная, Церковь государственная, Церковь, в которую влились толпы людей с разнообразными мотивами для своего обращения – разумеется, потеряла человеческое, психологическое единство, неизбежно связанное с определенными границами общины.
На протяжении всей последующей христианской истории предпринимались попытки духовно вернуться к «общению», общинности и единству Апостольского века. Монашеские общежития и (на Западе) ордена, ереси, народные религиозные (в т. ч. предреформационные) движения, движения «пробуждения» внутри уже ставших традиционными протестантских конфессий…
Сегодня «исторические» Церкви во многом существуют как организации, оказывающие религиозные услуги обществу. И люди, стремящиеся к реальному, видимому общению, снова возвращаются к попыткам созидать общины. Порой они стремятся буквально повторить формы евхаристической и общинной жизни, свойственные ранней Церкви.
Но тут неизбежно возникает опасность деления на «своих» и «чужих», а, следовательно – опасность самоизоляции, закрытости, элитарности и в конечном итоге коллективной прелести. Ведь «прелесть» и есть предельная форма гордой самоизоляции, она и ощущается (особенно людьми, не вовлеченными в такого типа общины) как определенная духовная атмосфера, она имеет узнаваемый «душок». Эта опасность настолько укоренена в самой психологии человека, что лично я не знаю, существуют ли они вообще в природе – христианские общины, сознательно несущие флаг общинной жизни, как идеи, и при этом полностью избежавшие такой вот «прелести»… Я таких не видел.
И ведь все можно как бы подтвердить Писанием. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35). «Посмотрите, как они друг друга любят!». Но вопрос: если эта любовь только «между собой», а всех прочих держит на дистанции, то Христова ли эта любовь? Может ли Божья любовь локализовываться только между своими и не изливаться на всякого ближнего, т. е. того, кто сейчас передо мной? При этом очевидно, что община совсем без границ, размытая, где никто ни за кого не ответственен – это просто тусовка. Как тут пройти между Сциллой и Харибдой? У меня нет ответа…
Георгий Великанов
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой