ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И БУДУЩЕЕ ДЕНОМИНАЦИЙ
#церковь #конгрегационализм #образование_общин #создание_церкви
ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И БУДУЩЕЕ ДЕНОМИНАЦИЙ
История протестантизма XX в. подтверждает, что движение находится в процессе очевидной и необратимой «конгрегационализации» — бюрократические деноминационные структуры утрачивают авторитет, который начинает концентрироваться в отдельных церквях.
Начиная с 1980-х гг. в американском протестантизме растут общины, использующие рыночные методы. В связи с этим лидеры деноминаций вынуждены определяться в том, какой будет их функция: регулирующей или консультативной.
Эту тенденцию можно рассматривать как прагматический ответ успешных общин на центральные структуры, становящиеся все более громоздкими. Но в ней можно увидеть и позднее цветение одной из главных богословских тем американского протестантизма XVII в. — принципа, создания организации при согласии входящих в неё субъектов.
Отмечая основные темы, присутствующие в протестантских моделях церкви, мы подчеркивали, что наличие каких-либо институциональных компонентов — не обязательное требование. Институты могут быть полезны, но они не являются неотъемлемой составляющей протестантской конгрегации. Многие протестантские авторы обращают внимание на различие между тем, что необходимо для существования церкви, и тем, что требуется для ее благополучия. Для того чтобы та или иная группа считалась церковью, не нужна какая-то особая институциональная структура; но некоторые из них могут помогать в церковном служении и миссии.
Эта теория церкви допускает радикальное предпринимательство. В XVII в. она нашла выражение в идее поместной церкви как общины завета. В XVIII и XIX вв. широкое распространение получила модель добровольного общества; она прослеживается во многих формах британского методизма и церквей Южной баптистской конвенции.
Не так давно появились еще две модели, заимствованные из делового мира: церковь как франшиза и малый бизнес. В обеих моделях есть простор для предприимчивости, деловой и творческой инициативы лидеров, которым дается возможность обойти некоторые громоздкие процедуры традиционных деноминаций и сократить связанные с этим расходы.
Лучший пример модели франшизы — «Часовня на Голгофе», основанная Чаком Смитом в 1960-х гг. Теперь с ней отождествляются пятьсот общин по всем Соединенным Штатам, особенно в Калифорнии. Общины, желающие пользоваться названием «Часовня на Голгофе», могут приобрести местную франшизу при исполнении определенных условий, главное из которых — соответствие характерной субкультуре материнской церкви. Несколько иная модель получила развитие в общине Уиллоу-Крик: в 1992 г. эта церковь основала одноименную ассоциацию. Присоединение общин к Ассоциации Уиллоу-Крик тоже, по сути, представляет собой приобретение франшизы.
Но самая успешная модель, способствующая распространению протестантизма в последние годы, основана на аналогии с открытием малого бизнеса — мечтой многих потенциальных предпринимателей, которые недовольны тем, что в их компаниях нет простора для воображения и инициативы. В этой модели индивиды создают собственные церкви, надеясь, что укрепление репутации и численный рост общины обеспечат их будущее.
Такая модель сопряжена с риском, но тем пасторам, у которых есть видение, она позволяет развивать служение, соответствующее конкретным, пока еще не восполненным нуждам людей. «Часовня на Голгофе», Уиллоу-Крик и Сэддлбэк — примеры успешных церквей, основанных на видении пасторов. Этот же феномен наблюдается в крупных пятидесятнических общинах Азии, а также в независимых африканских церквях, появившихся в последние годы.
Данные тенденции, скорее всего, будут усиливаться, отчасти потому что происходит процесс децентрализации власти в традиционных деноминациях, — власть смещается на периферию. Но более важным оказывается другой фактор: такие децентрализованные модели лучше реагируют на изменения в своем окружении. При отсутствии единого контролирующего органа, который можно было бы назвать протестантским эквивалентом Ватикана, сдерживать эти инновации невозможно. Это связано с очевидным недостатком: не будучи подотчетен никакой внешней структуре, пастор несет ответственность за богословское направление церкви только перед ее членами. Но нельзя игнорировать и преимущества, особенно в тех случаях, когда с помощью такого подхода пастор-энтузиаст и восприимчивая община удовлетворяют реальные потребности людей.
Алистер МакГрат ОПАСНАЯ ИДЕЯ ХРИСТИАНСТВА
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой