ДЕЙСТВОВАТЬ ВОПРЕКИ РАЗОЧАРОВАНИЮ

ДЕЙСТВОВАТЬ ВОПРЕКИ РАЗОЧАРОВАНИЮ


#кюнг #как_изменить_церковь #что_делать

ДЕЙСТВОВАТЬ ВОПРЕКИ РАЗОЧАРОВАНИЮ
Главный вопрос в том, не препятствует ли избыточная власть и закрытость самой церковной системы серьезной реформе? В сложное время церковной истории есть ли вообще средний путь между революцией и просто терпением?
Однако этот вопрос можно сформулировать по-другому: не может ли ситуация в церкви вновь быстро измениться, если будет преодолен нынешний кризис руководства и доверия? В этом смысле было бы безрассудно каждый раз ожидать только перемен наверху и нового поколения. Поэтому следует указать на некоторые ориентиры для практического поведения в таких ситуациях. Что можно сделать вопреки разочарованию?
Мы не должны молчать: требования Евангелия, нужды и надежды нашего времени являются во многих актуальных вопросах настолько недвусмысленными, что молчание из-за оппортунизма, малодушия или легкомыслия может сделать виновными, как и молчание многих ответственных людей в эпоху Реформации.
Поэтому: те руководители церкви — а это часто значительное меньшинство, — которые считают какие-то законы, предписания и меры
вредными, должны выражать это публично и ясно требовать изменений. Процессы принятия всех решений сегодня более нельзя утаивать от церковной общественности.
Однако и богословы, ссылаясь на то, что занимаются чистой наукой, не могут больше держаться в стороне от вопросов церковной жизни. Там, где речь идет о существенных интересах церкви и конкретных выводах из их научной области, они должны надлежащим образом выражать свою позицию.
Каждый в церкви , в сане или нет, мужчина или женщина, имеет право и часто обязанность говорить о церкви и церковном руководстве то, что он думает и что он полагает необходимым делать. Следует ясно занять позицию как против тенденции к разложению, так и против тенденции к застыванию.
Мы должны действовать сами: слишком многие в церкви жалуются
и ропщут на Рим и епископов, однако сами ничего не делают. Если сегодня в общине богослужение скучно, душепопечение недейственно, богословие стерильно, открытость по отношению к нуждам мира ограничена, сотрудничество с другими христианскими общинами минимально, то вину нельзя просто сваливать на руководителей.
Поэтому: священник, капеллан или мирянин, каждый член церкви должен сам сделать что-то для обновления в своей малой или большой области жизни. Много замечательного в общинах и во всей церкви началось благодаря инициативе отдельных людей.
Именно в современном обществе индивидуум имеет возможности позитивно влиять на церковную жизнь. Разными способами он может настаивать на лучшем богослужении, более понятной проповеди и соответствующем эпохе душепопечении, на христианской активности в обществе.
Мы должны выступать вместе: одного члена общины , который идет к
пастырю, не принимают в расчет, пятеро могут вызвать проблему, пятьдесят меняют ситуацию. Один священник в епархии не принимается в расчет, на пятерых обращают внимание, пятьдесят непобедимы.
Поэтому официально созданные приходские советы, священнические
советы , пастырские советы могуr стать мощным инструментом обновления в общинах, епархиях и целых нациях — везде, где индивидуумы решаются и бесстрашно выступают за конкретные цели в своей собственной области и во всей церкви.
Но сегодня, чтобы достичь прорыва в некоторых церковных делах, нельзя обойтись и без добровольных объединений пастырей и мирян.
Солидарные группы достигли многого в разных странах. Среди прочего они также заслуживают мощной публицистической поддержки. совместная работа различных групп не должна страдать от сектантской замкнутости, напротив, такое сотрудничество следует развивать ради общей цели. Мы должны стремиться к решениям: одни только дискуссии не помогают.
Часто нужно показать, что мы настроены серьезно. Давление на церковные власти в духе христианского братства может быть легитимно там, где функционеры не соответствуют своим должностям. Национальный язык в богослужении, изменения определений о смешанных браках, утверждение толерантности, демократии, прав человека и многое другое в церковной истории было достигнуто только путем постоянного давления снизу в духе лояльности.
Поэтому: там, где мера, предпринятая вышестоящей церковной властью, совершенно очевидно не соответствует Евангелию, сопротивление может быть дозволенным и даже необходимым. Там, где вышестоящая церковная власть недопустимо затягивает принятие неотложных мер, для сохранения церковного единства можно мудро и сдержанно реализовывать промежуточные решения.
Мы не должны сдаваться: величайшее искушение или часто удобное алиби при обновлении церкви — это предлог, что все это не имеет смысла, что продвинуться вперед нам не удастся и потому лучше прекратить усилия: эмиграция вовне или внутрь. Но если нет надежды , то не может быть и действия.
Поэтому: именно в фазе стагнации важно в доверяющей вере спокойно продержаться до конца и сохранить выдержку. Противостояния следовало ожидать. Однако без борьбы невозможно никакое обновление. Следовательно, важно не терять из виду цель, действовать
спокойно и решительно, сохраняя надежду на церковь, более преданную христианской вести и потому более открытую, человеколюбивую, достойную доверия, кратко говоря: более христианскую.
Почему есть основание для надежды?
Потому что будущее церкви уже началось, потому что воля к обновлению не ограничена определенными группами, потому что
новые внутрицерковные поляризации преодолимы, потому что многие и именно лучшие пастыри и служители, руководители и руководительницы сообществ одобряют и утверждают радикальное изменение.
Потому что церковь не может остановить развитие мира и потому что продолжается история самой церкви.
Наконец — или , лучше, в первую очередь — потому что мы верим, что сила Евангелия Иисуса Христа в церкви вновь и вновь проявляется сильнее, чем вся человеческая неспособность и поверхностность, чем наша собственная инертность, глупость, разочарование.
Ханс Кюнг «Критика церкви»

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: