ЧТО НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ ЧЕЛОВЕКУ, ПОСТРАДАВШЕМУ В ЦЕРКВИ
#духовное_насилие #реакция_на_проблемы #вредящая_церковь
ЧТО НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ ЧЕЛОВЕКУ, ПОСТРАДАВШЕМУ В ЦЕРКВИ
Несколько лет назад я впервые столкнулся с духовным насилием.
Бог призвал меня служить Себе полностью, и я бросил колледж, раздал свое имущество и переехал в Африку только для того, чтобы там мной манипулировали, контролировали и пользовались лидеры миссионерской организации.
Когда я вернулся домой, мой пастор предложил мне на выбор: либо рассказывать лживую хорошо придуманную историю о своем путешествии, либо держать рот на замке. В любом случае, мне запрещалось рассказывать реальную историю, и внутри, и вне церкви.
Я не мог поверить тому, что услышал. Одно дело – быть униженным людьми, которых ты едва знаешь, но совсем другое дело быть преданным тем, кому ты доверяешь и на кого смотришь снизу-вверх. Я был зол и погрузился в депрессию, и впервые в жизни оставил церковь.
К счастью, некоторые из моих друзей поняли, через что я прохожу. Другие не обратили на это внимание. Но главное, что я осознал – это то, что христиане могут довольно ужасным образом подвергать других духовному насилию.
Многие из ответов, которые приведены ниже, я видел своими глазами. В прошлом я и сам был виновен в некоторых из этих высказываний.
Вот несколько вещей, которые нельзя говорить тому, кого ранила церковь:
1. «Нет совершенной церкви».
Вместо того, чтобы сопереживать тем людям, которых ранила церковь, некоторые христиане сразу же переходят к самозащите.
Они могут доказывать, что у жертвы просто был «плохой опыт». Или они скажут, что церковь полна несовершенных людей, которые «всего лишь люди», и совершают ошибки так же, как и все остальные.
Но мы можем согласиться, что эти извинения всего лишь отвлекают от проблемы. Никто не захочет «сосредотачиваться на всех хороших вещах, которые делает церковь», если он пострадал от этой церкви. Не имеет значения, на сколько тысяч людей церковь или служение оказали положительное влияние. Хорошие впечатления не отменяют плохие.
2. «Вы работаете над тем, чтобы помириться?»
Самое последнее дело, в котором только может нуждаться жертва духовного насилия – это вернуться обратно в ту среду, где ее ранили в предыдущий раз.
Если на кого-нибудь напала собака, скажете ли вы ему, чтобы он вернулся назад и подвергся риску вновь быть укушенным? Христиане, которые настаивают на примирении в условиях духовного насилия, забывают одну важную вещь: с духовными агрессорами не всегда можно обсудить проблему.
Мало того, что просить жертву заглаживать конфликт с агрессором опасно, это еще и возлагает чрезмерное бремя ответственности за решение проблемы именно на жертву. Точно так же можно сказать: «Они совершают насилие над тобой, но теперь твое дело – решить проблему».
3. «Я не хочу сплетничать».
Если пастор или представитель церкви плохо обращается с кем – то в общине, то для этого человека не будет сплетней говорить об этом. На самом деле, даже для вас обсуждение этого вопроса не будет сплетней.
Представьте, что вы обнаружили, что муж вашей сестры избивает ее. Будет ли вашим первым ответом на этот факт: «Это не мое дело?» Так же, как домашнее насилие вовлекает целую семью, духовное насилие вовлекает всю церковную семью. Насилие может иметь место в личных отношениях, но это не делает его личным делом.
Если мы, как христиане, хотим начать относиться к духовному насилию серьезно, то нам нужно перестать сравнивать его со сплетнями.
4. «Что подумают неверующие?»
Читали ли вы когда-нибудь заголовки в новостях, говорящие о том, как христианин публично выступил против церкви или служения, при этом думая внутри себя: «Хорошим ли свидетельством перед неверующими это будет?» Если вы больше сосредоточены на репутации церкви, чем на самом факте насилия, то ваши приоритеты перепутаны.
Христиане могут быть настолько озабочены тем, как внешние воспринимают церковь, что они ставят внешний вид важнее истины. Когда мы пытаемся контролировать рассказы, мы подменяем реальную церковь на наш идеал церкви. И все, что мы представляем миру в этот момент – это только то, что мы предпочитаем говорить неправду вместо рассказа плохих новостей.
5. «Перестаньте быть такими озлобленными».
Люди, которые были ранены церковью, имеют право быть рассерженными. Гнев – это не только надлежащий ответ на несправедливость, это еще и здоровый ответ, лишь бы он позже был направлен в правильное русло.
Поэтому почему христиане с таким трудом позволяют друг другу выражать негативные эмоции? Почему мы всегда должны искать более глубокие духовные проблемы, которые являются корнем переживания или непрощения?
На днях я слышал, как кто-то сказал об этом следующим образом: «Религия будет унижать тебя, а потом обвинит тебя в том, что ты сожалеешь об этом». Вы замечаете двойные стандарты? Когда жертва реагирует на то, что ее ранили в церкви, христиане относятся к ней так, как будто именно в ней какая-то проблема. Именно поэтому агрессоров так часто реабилитируют. Гораздо проще оправдать агрессора и дать ему «сорваться с крючка» справедливости, если обе стороны конфликта «были неправы».
6. «Стоит ли оно того, чтобы вносить разделение в церковь?»
То, как вопрос повлияет на общину, никогда не должно быть решающим фактором в принятии решения по разоблачению насилия.
Это выражение особенно касалось лично меня. Когда я выбрался из моей ситуации с духовным насилием в Африке, мой пастор хотел замести всю эту историю под ковер. Мне сказали, что если я буду молчать, то это принесет великое благо для Евангелия. Это не было предложением – это было ультиматумом. Пастор предупредил меня, что если я не буду хранить молчание, то я внесу разделение в целую общину.
Одним из наиболее эффективных способов заставить жертву молчать является наполнение ее ложным чувством вины. Жертву заставляют поверить, что рассказы лишь ухудшат ситуацию, и все, что случится в результате – это ее вина.
Конечно, разоблачение духовного насилия может разделить общину. Но это не является последствием рассказа жертвы о проблеме. Это, в первую очередь, последствие самого насилия.
И есть еще одна вещь, которая является даже более важной, чем знание того, чего не надо говорить человеку, который был ранен церковью. И эта вещь – желание просто его выслушать.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой