ОШИБКИ БОГА (ПЕРЕДАННЫЕ ИМ ЧЕРЕЗ ЕЛЕНУ УАЙТ)
ОШИБКИ БОГА (ПЕРЕДАННЫЕ ИМ ЧЕРЕЗ ЕЛЕНУ УАЙТ)
Используя выражение известного президента, можно сказать, что мир «едва ли заметит и будет долго помнить», что Эллен писала в 1850-х и 1860-х годах. С учётом «слияния человека и зверя», Вавилонской башни, построенной до потопа, и неверных нынешних представлений об образовании угля и причинах землетрясений, извержений вулканов и прочих горячих тем, — можно уверенно и без преувеличения сказать, что большая часть написанного не прижилась. Нет никаких доказательств того, что книга «Духовные дары», содержащая всё это, стала бестселлером. (Первые два тома «Духовных даров» были опубликованы в 1858 и 1860 годах, а последние два — в 1864 году. Точная копия четырёх томов (в двух книгах) была выпущена и защищена авторским правом в 1945 году.)
Уместно указать в защиту «Даров», что адвентистская организация ещё не усовершенствовала свою систему печатных станков, книготорговцев, конференционных книжных и библейских домов, церковных пропагандистских органов и орды наёмных работников, которые сейчас используются для катехизации церкви и мира. Поскольку в то время было всего около 3000 адвентистов, — многие из них не умели читать или просто не читали, — «Духовные дары», похоже, работали так, как и можно было ожидать.
Некоторые другие предприятия в области печати были гораздо менее успешными. Много разногласий возникло по поводу публикации некоторых ранних идей Эллен в небольшой брошюре, названной «Слово к малому стаду», — опубликованной Джеймсом Уайтом в 1847 г., — в поддержку её взглядов на «закрытую дверь» и противоречий в вопросах видения. (James White, Ed., A Word to the “Little Flock” (Brunswick, ME: private printing, 1847). В последние годы точная копия этой 24-страничной брошюры была выпущена сотрудниками Ellen G. White Estate. К нему было добавлено приложение, состоящее из двух страниц заметок сотрудников Ellen G. White Estate плюс четыре страницы комментариев и объяснений Э. Уайт в её миссии 4,1883.) В более поздних изданиях и «Слово», и другая газета, «Настоящая истина», — вышедшая в период с июля 1849 г. по ноябрь 1850г., — должны были пройти несколько этапов пересмотра, которые в последующие годы вызвали опасения. (James White, Ed.,Present Truth, July 1849 to November 1850.)
Справедливо будет поспешить объяснить, что вся эта перестановка истории и богословия была новой для Эллен. Поскольку Бог не дал ей большого количества материала для работы, это может помочь объяснить некоторую путаницу. На самом деле временами казалось, что даже Бог запутался, потому что она должна была сообщить другим, что Бог показал ей, что «Его рука была наверху и скрыла ошибку в некоторых цифрах» ошибки 1843 года. (Ellen G. White, Early Writings/Ранние произведения, стр. 64 (Washington: Review and Herald Publishing Association, 1882), p. 64.)
Точно так же ей было показано, что «время пребывания Иисуса во Святом Святых почти подошло к концу, и это время может продлиться лишь совсем немного». (Там же, стр. 58.)
Даже ангелы были увлечены всем происходящим в видении от 27 июня 1850 года:
«Сопровождавший меня ангел сказал: “Время почти завершилось”. Затем я увидела, что семь последних язв скоро изольются». (Там же, стр. 64.)
Чтобы ни у кого не сложилось впечатление, что это были довольно общие утверждения и на них можно смотреть сквозь пальцы или философски, было добавлено, что «время почти истекло, и тому, чему мы учились годами, им придётся научиться за несколько месяцев». (Там же, стр. 67.)
Вся эта предыстория перетаскивания и дополнения привела адвентистов к интересным переговорам о пророчествах и часто крайним заявлениям Эллен. Заявления такого рода, которые стали называть «условными пророчествами», подробно описаны в Комментариях адвентистов седьмого дня. (Francis D. Nichol, Ed., Seventh-day Adventist Commentary, 7 vols. (Washington: RHPA, 1953-57), vol. 4, s.v. “Conditional Prophecy.”) Вольная интерпретация этих аргументов звучит примерно так:
Бог, Который может видеть конец от начала, по всей видимости, не в состоянии увидеть весь конец от начала. В этом близоруком состоянии Богу приходится прикрывать Свои тылы, тем более, что Его слова в любой момент могут взять «на карандаш». Поэтому, большая часть этой области представлена лишь азартной игрой. Если события внезапно принимают худший оборот и не соответствуют заявленному или толкованию записанному заявлению, то это ошибка допущена некими обстоятельствами, но никак не Богом. Таким образом, с такой монетой, как «условное пророчество», все глашатаи Бога могут быть уверены, что их «решка» выиграет, а ваша «решка» — проиграет. Но в любом случае и глашатаи, и Бог оказываются правы всегда и в любом случае.
Одним из лучших примеров такого рода рассуждений было заявление о некоторой внутренней информации, которую Эллен получила от ангела в 1856 году:
«Мне были показаны присутствующие на конференции. Ангел сказал: ‘Некоторые станут пищей для червей, некоторые испытают семь последних язв, некоторые останутся в живых на земле и будут преображены при пришествии Иисуса‘.» (Свидетельства для церкви, том. 1, стр. 131,32 (Вашингтон: RHPA, 1885–1909).)
Это утверждение в большей степени, чем большинство других, послужило основой для большого количества исследований. Можно легко увидеть огромный интерес, который возникал по поводу того, кто был на этом собрании, сколько им было в то время лет, сколько из них ещё было живо, кто уже отправился в путь всякой плоти, и были ли некоторые из них «отправлены» не в «ту» категорию и их можно как-либо «переместить» в другую категорию.
Эти бесконечные дискуссии путём исключения привели к очевидному, что в 1980-х годах человек должен был быть в возрасте 130 лет, чтобы соответствовать этому условию, хотя некоторые до сих пор говорят, что с Богом это возможно — утверждение, к которому не хотелось бы придираться, ведь на другой стороне взвешивает Бог.
УОЛТЕР РИ «БЕЛАЯ ЛОЖЬ»
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой