МОРАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС
МОРАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС
Я не верю в нравственный общественный прогресс. Не получается. Меня мои про-европейские читатели всегда за это ругали и ругают и твердят:
— Посмотри на Запад, ведь прогресс на лицо.
А у меня не получается.
Я с грустью доверяю христианской антропологии и, чем дольше живу, тем больше опытных подтверждений этому получаю, что каждый человек рождается с повреждением, с греховным повреждением, которое мешает ему быть добрым и помогает быть злым.
И собственно, Христос за этим и пришел на Землю, стал человеком, жил, учил, страдал, умер и воскрес, чтобы это самое повреждение в нас исцелить. Восстановить в нас этот самый свой образ, который у нас помрачен.
И собственно, Христос за этим и пришел на Землю, стал человеком, жил, учил, страдал, умер и воскрес, чтобы это самое повреждение в нас исцелить. Восстановить в нас этот самый свой образ, который у нас помрачен.
Это основа нашей христианской веры. Ведь мы верим в Христа как в Спасителя. И если нас не от чего спасать, то для чего нам и спаситель?
Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Это Сам Христос так нам говорит про нас и про Себя. Про наши с Ним отношения.
— Болит у тебя, Я вылечу. А если ничего не болит, то зачем Я тебе?
И Он нигде не говорит о некоем общественно-исцелительном детерминизме. Ну о том, что общество с течением времени будет обязательно все лучше и лучше. Все нравственней и нравственней.
Он вообще, говорит не об обществах и человечестве, а говорит с каждым отдельным человеком о нем самом.
Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Это Сам Христос так нам говорит про нас и про Себя. Про наши с Ним отношения.
— Болит у тебя, Я вылечу. А если ничего не болит, то зачем Я тебе?
И Он нигде не говорит о некоем общественно-исцелительном детерминизме. Ну о том, что общество с течением времени будет обязательно все лучше и лучше. Все нравственней и нравственней.
Он вообще, говорит не об обществах и человечестве, а говорит с каждым отдельным человеком о нем самом.
Да, конечно, Евангелие в Западном мире, приняв форму гуманизма, преобразило этот самый Западный мир. Создало систему сдержек и противовесов. Правил приличия. Опять же христианство в более доступной и упрощенной протестантской форме тоже много сделало на пути гуманизации.
Ну вы знаете, ведьм больше не сжигают, женщины равноправны, темнокожих не продают и не покупают, рабство вообще ушло. Просто так не убивают, меньшинства не угнетают. Всюду более или менее справедливые суды и гражданские свободы. Никто как бы не хочет войны.
Но все равно сбоит время от времени. То в Ирак вторгаемся, то в школе кто-то детей расстреливает, то хорошие палестинцы мирных израильтян убивают, то прозападный Израиль мирных палестинце в Газе мочит.
А еще вот Трамп. Мне-то все равно, Трамп или не Трамп. Но многих волнует, что вот Трамп. Дело даже не в том, что Трамп однажды победил и теперь снова победил. Дело в том, что за него пол Америки, и даже, оказывается, больше чем пол. А мои оппоненты считают, что не могут люди, участвующие в нравственном прогрессе быть за Трампа. А в Германии за АДГ, а еще рисовать звезды на еврейских домах. А в России быть например, за Путина. Ну или хотя бы не быть против Путина.
И образование ведь у них (Привет всем, кто верит, что образование преображает нравственность человека).
И материальное положение (Привет и тем, кто верит, вот создай человеку материальные условия, и он сразу же будет за добро и прогресс).
И тогда вера моих про-западных друзей в нравственный прогресс начинает обрастать обременениями, ограничениями. Оказывается, что есть люди и народы, которые не подвержены нравственному прогрессу.
И начинается вот это все:
— Их уже не исправишь. У них гены такие.
Какие гены? Кто эти гены видел?
Это же просто расизм какой-то.
Я тут ни за что не агитирую. Я исключительно про себя разъясняю.
Что если мы, христиане, относимся к своей вере как к истине. То есть мы верим в то, что есть на самом деле, а не в то, что кажется.
То невозможно верить и ждать общественного нравственного прогресса. Ему неоткуда взяться.
Что если мы, христиане, относимся к своей вере как к истине. То есть мы верим в то, что есть на самом деле, а не в то, что кажется.
То невозможно верить и ждать общественного нравственного прогресса. Ему неоткуда взяться.
После самой кровавой войны в истории человечества, которую развязала самая культурная и образованная нация в мире, на зверства которых часто не меньшими зверствами отвечали другие самые образованные и культурные нации, прошло меньше 80 лет.
И вот уже снова полыхает. И очень много любимых мною людей в России уверены: и правильно, что полыхает.
И вот уже снова полыхает. И очень много любимых мною людей в России уверены: и правильно, что полыхает.
А я все, ну с моим вот этим христианским пессимизмом, много лет удивлялся, неужели при нашей жизни так все и пройдет мирно? Неужто не полыхнет? И вот, полыхнуло.
Почему?
Человек — говно, уж простите.
Я — говно.
Вы — говно.
Он, она, они — говно.
Я — говно.
Вы — говно.
Он, она, они — говно.
Не для того, чтобы обидеть. А просто сидит в нас эта вот фигня, вот это повреждение. Сидит в каждом. Кто пристально на себя смотрит, за собой наблюдает, то видит это в себе даже, а в окружающих-то каждый видит.
Не будет покоя.
И счастья не будет.
Илья Забежинский
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой