КОРВАН И ЗАПОВЕДЬ

КОРВАН И ЗАПОВЕДЬ


КОРВАН И ЗАПОВЕДЬ

«Почему Твои ученики не следуют обычаям предков?», – упрекали Иисуса фарисеи и учителя Закона, серьезно относящиеся к религиозным традициям своего времени. Иисус ответил им: «Вы ловко умеете подменять Божьи повеления вашими собственными традициями. Ведь Моисей сказал: “Почитай отца и мать” и “Кто злословит отца или мать, тот должен быть предан смерти”. Вы же говорите, что если человек скажет отцу или матери: “То, чем я мог бы вам помочь, – Корван” (то есть мой дар Богу), то вы уже позволяете ему ничего не делать для своего отца или матери. Вы отменяете Божье слово собственным преданием, которое вы установили, и многое, подобное этому, вы делаете» (От Марка 7:5, 9-13 МБО).
Если быть не в курсе культурного контекста, можно подумать, что в этом тексте подразумевается некий жестокосердный юноша, внезапно решивший принести в дар Богу то, о чем его просили нуждающиеся родители. Речь же на самом деле идет о человеке ответственном и богобоязненном. Ведь корван был традицией крайне благочестивой и достойной всяческого уважения.
Всякий уважаемый фарисей признавал, что все, что он имеет, дано ему Богом и, соответственно, не является его персональной собственностью. Оно принадлежит Богу по праву, владельцу же лишь вверено во временное распоряжение. Но слова – словами, а вера без дел мертва. И вот, чтобы не быть голословным, этот человек в подтверждение своих заявлений заключал корван. То есть отписывал все свое имущество в дар Храму с одним лишь условием: пока он жив, он будет продолжать пользоваться им в соответствии с Божьей волей – как добросовестный менеджер подлинного Владельца.
Традиция корвана служила эффективным дисциплинирующим фактором в сфере богоугодного распоряжения материальными ценностями. И есть, кстати, все основания предполагать (хотя это, опять же, всего лишь предположение), что этой традиции, в частности, следовали богобоязненные члены Синедриона Никодим и Иосиф Аримафейский. Отдавая немалые средства, посвященные Богу, на царское погребение для Иисуса, они негласно свидетельствовали о своей вере в Его мессианство (От Иоанна 19:38-42).
В общем, возвращая упрек своим оппонентам, Иисус отнюдь не имел в виду безответственного человека, пренебрегающего нуждами своих отца и матери. Напротив, речь шла о весьма благочестивом человеке. Нужда постигла его родителей уже после того, как тот отписал все свое имущество в качестве корвана Храму. И вот, в итоге, он оказался перед нелегким выбором: разве можно взять то, что теперь принадлежит Богу, и отдать человеку, даже если он – твой родственник?
Похоже, ответ фарисеев был отрицательным. И их логику можно понять: у Бога отбирать – себе дороже. Иисус же показывает несостоятельность такого вывода. При всей благочестивости традиции корвана, это – всего лишь человеческая традиция («предание ваше»), в то время как забота о родителях – наша ответственность согласно Божьей заповеди. И потому преимущество при принятии решения должно отдаваться именно ей. Никакая традиция, сколь бы благочестива она ни была, не может ставиться выше Божьих повелений.
Сергей Головин

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: