ЗАСТУПНИЧЕСТВО

ЗАСТУПНИЧЕСТВО


ЗАСТУПНИЧЕСТВО

«У одного центуриона был тяжело больной слуга, которым он очень дорожил. Слуга был уже при смерти, и когда центурион услышал об Иисусе, то отправил к Нему иудейских старейшин, чтобы они попросили Его прийти и спасти того слугу. Те пришли к Иисусу и стали Его настойчиво уговаривать:
– Этот человек заслуживает Твоей помощи, он любит наш народ и даже построил нам синагогу» (Лк 7:2-5).
Здесь значимо сразу несколько вещей, и мы разберем их последовательно. Это представления того времени о семье, о посредничестве и о патронате. Во-первых, почему центурион так переживает из-за болезни своего слуги, ведь это всего лишь раб (δοῦλος)? Неужели ему жаль терять свое имущество? Рабы в Римской империи были не субъектами, а объектами права, они вообще не считались людьми. Но на практике они могли играть очень важные роли в частной и даже государственной жизни римлян и могли распоряжаться (но не владеть формально) значительными средствами. И если он был домашним рабом, то в любом случае принадлежал к семье (familia) этого центуриона. Это не обязательно означало, что тот его высоко ценил, но в данном случает это явно было так.
В книге Деяний ангел возвещает еще одному римскому центуриону о словах, «которые даруют спасение тебе и всему твоему дому» (11:14), а в другом месте Павел обращается к тюремщику: «Поверь в Господа Иисуса – и будешь спасен вместе со всем своим домом!» (16:31). О женщине по имени Лидия говорится, что она «крестилась вместе со всем своим домом» (16:15). Дом во всех этих случаях – это, конечно, familia, т.е. все, кто живут под одной крышей и потому следуют выбору хозяина дома, pater familias, во всем, что касается религии как отношений с высшими силами.
Говоря о христианской общине как о семье, сегодня мы обычно воспринимаем слово «семья» как метафору, к тому же довольно далекую от реальности. Но разумно будет предположить, что многие небольшие общины существовали именно как «домашняя церковь», ἡ κατ᾽ οἶκον ἐκκλησία (упомянутые в 1 Кор 16:19, Кол 4:15 и Флм 1:2). В них, надо полагать, входили все члены семьи и, возможно, некоторые близкие друзья. Соответственно пресвитер или епископ, т.е. глава такой общины, был типичным отцом семейства, pater familias.
Дальше, центуриону нужно получить помощь от Иисуса. Он не рискует обратиться к нему напрямую, ведь они незнакомы, к тому же центурион – представитель оккупационной армии и язычник. И он обращается к посредничеству иудейских старейшин – тех людей, которые наверняка обладают достаточным авторитетом в глазах Иисуса, чтобы попросить о помощи.
Старейшины могли бы рассказать Иисусу, какой хороший человек этот центурион, как он ценит своего слугу и т.д. Но они приводят совсем иное объяснение: центурион для иудейской общины вовсе не чужой, он «любит наш народ», и под этим выражением имеется в виду не просто чувство, но деятельная помощь. Более того, он на свои средства построил синагогу, т.е., формально оставаясь язычником, он явно принадлежал к категории «богобоязненных»: симпатизировал иудеям и, видимо, разделял их веру в Единого, не переходя в иудаизм.
Тем не менее, он явно участвовал в жизни местной общины, не говоря уже о том, что он при необходимости мог составить протекцию перед римскими властями. Но это, в свою очередь, накладывало и на руководство общины нравственное неформальное обязательство помочь ему в случае необходимости. И вот такая необходимость возникла и он получил помощь. Центурион не обменял строительство синагоги на ходатайство перед Иисусом; в момент этого строительства он еще не знал, что такое ходатайство понадобится. Но он создал прочные социальные связи и не замедлил ими воспользоваться, причем ключевую роль играет посредничество авторитетных фигур.
Сегодня мы можем смотреть на такие связи неодобрительно, как на «кумовство» или «коррупцию», потому что мы живем сегодня в обществе, где блага и услуги в основном обмениваются на деньги или предоставляются по документам, например, по полису медицинского страхования. Но античное общество всё было проникнуто связями, часто неформальными, но от этого не менее прочными: оказанная помощь требовала не оплаты в динариях, но ответной помощи в случае необходимости, возможно в совсем другой области. При этом крайне важна фигура посредника: человека или группы людей, которые сами не обладают нужными тебе ресурсами, но в силу своего авторитета смогут получить их у того, кто обладает.
Этот социальный институт имеет значение и для богословия. Рассуждая о превосходстве Иисуса над Моисеем, Павел пишет, что «ангелы передали закон через посредника. Но там, где действует один, не бывает посредников – а Бог Един» (Гал 3:19-20). Точное значение этого выражение вызывает богословские споры, но в любом случае Павел имеет в виду, что закон – дело не только божественное, но и человеческое.
В другом послании эта тема развивается дальше: «Бог Един, и Один есть Посредник между Богом и людьми – человек Христос Иисус» (1 Тим 2:5). То есть именно ходатайство Христа позволяет людям или общинам получить от Бога то, в чем они нуждаются.
Кстати, что мог бы ожидать раб центуриона после исцеления? Если он действительно угодил хозяину, тот мог со временем даровать ему свободу, т.е. сделать вольноотпущенником. Одной из форм дарования рабу свободы, притом довольно распространенной, была следующая процедура: раб жертвовал некоторую сумму денег в святилище некоего божества и затем от имени божества, которое как был выступало посредником, эти деньги передавали владельцу раба. Таким образом участники церемонии обходили то обстоятельство, что раб формально был не участником, а предметом этой сделки, ведь формально его освобождало божество. Рабы-иудеи могли точно так же «купить» свою свободу, пожертвовав деньги синагоге. Божество становилось посредником в получении свободы.
Собственно, когда Павел говорит об «искуплении» (греч. ἀπολύτρωσις), он метафорически говорит именно о таком выкупе раба на свободу: «их искупил Христос Иисус – и так Он наделил их праведностью» (Рим 3:24).
И что важно, слуга в этом случае стал бы клиентом этого центуриона, а он, в свою очередь – его патроном. Патронат – самый непривычный для нас институт новозаветных времен. Мы далее будем говорить о том, как он выглядел в Римской империи новозаветных времен, но нечто подобное может быть сказано и о других патриархальных обществах.
Такое общество жёстко структурировано, в нём нет индивидуальностей, а есть только социальные структуры. Каждый человек лично зависим от другого или других, но эта зависимость может быть разной: рабы являются собственностью хозяев, и это нам привычно. Но помимо рабов есть клиенты: лично свободные люди, так или иначе зависящие от своего патрона. Это многоступенчатая система, и патрон, в свою очередь, часто тоже является чьим-то клиентом. Вольноотпущенник, получая свободу, становится не свободной отдельной личностью, но клиентом того, кто его освободил.
Своего патрона имеют не только отдельные люди, но и большие сообщества (город, войско и т. д.). Публичная благотворительность понимается в терминах патроната: император строит в городе общественные здания, полководец раздаёт ветеранам земельные участки и т. д. При этом отношения божеств и людей понимаются примерно в том же ключе: божества являются патронами отдельных людей и целых сообществ и оказывают им благодеяния, за что требуют от них деятельной верности.
Отношения патроната могут быть временными: гость из другого города становится клиентом своего хозяина, пока живёт в его доме, и в свою очередь оказывает ему такое же гостеприимство в своём доме, делясь с ним собственным социальным капиталом.
Любые ресурсы в таком обществе понимаются как ограниченные (пресловутая «игра с нулевой суммой»), при этом они сосредоточены в руках узкой группы лиц, которые их распределяют, вне зависимости от того, кто их производит. Примерно то же самое относится к нематериальным благам: безопасность, защита, возможность вести дела и т. д. Распределение ресурсов идёт сверху вниз: от патрона к клиентам, то есть лично зависимым от него людям. Не все патроны располагают всеми ресурсами, если тебе нужны ресурсы чужого патрона, ты можешь получить к ним доступ через своего собственного: он договорится с чужим. Но напрямую к нему обращаться не стоит.
Чем благодарит клиент за полученные ресурсы? От него требуется прежде всего личная верность патрону, и это не просто чувство: она подразумевает исполнение его поручений и даже невысказанных пожеланий. Неблагодарность патрону – тяжкий грех.
Раннехристианская церковь прекрасно знала о патронате уже потому, что состояла из людей, активно вовлечённых в подобные отношения. В этих терминах она описывала и своё богословие: её общий патрон – Господь Иисус Христос, в свою очередь подчинённый Отцу, он главный – Посредник. Он оказывает благодеяния и наделяет всеми необходимыми ресурсами, ожидая благодарности и верности в ответ.
Андрей Десницкий

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: