ВНЕ КОНТЕКСТА
ВНЕ КОНТЕКСТА
Однажды известный ученый сказал: «Ни одно из моих утверждений не имеет смысла, когда вырвано из контекста». На следующий день интернет наводнило сообщение: «Известный ученый сказал: «Ни одно из моих утверждений не имеет смысла»».
Во времена Иисуса и апостолов Писание еще не было поделено на главы и стихи. Его заучивали как единое целое, и никакие утверждения не воспринимались вне подобающего контекста. Сегодня же библейская ученость зачастую сводится к выборочному цитированию, оставляя реальный смысл текста за пределами внимания.
Возьмем, к примеру, такой фрагмент: «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Матфея 21:15,16). Почему вознегодовали первосвященники и книжники, и удовлетворил ли их ответ Иисуса, успокоил ли? Мол, – пусть себе кричат, не обращайте внимания…
Что именно кричали дети? Для большинства наших современников «осанна» значит слава, хвала. Дети, якобы, просто радовались. На самом же деле, на арамейском это слово значит «спаси же!». Книжники прекрасно понимали: дети цитировали известные каждому иудею строки: «О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же! Благословен грядущий во имя Господне!» (Псалтирь 117:25,26). То есть, они, по мнению, духовных лидеров, богохульствовали, ибо провозглашали Иисуса Господом и Спасителем.
Слова же «Разве вы никогда не читали?», обращенные к признанным экспертам, были сильнейшим оскорблением, плевком в лицо, высшей степенью сарказма. Все равно, как если бы кто спросил у Билли Грэма: «Ты что, Иоанна 3:16 никогда не видел?»
Но и это еще не все. Оппоненты Иисуса не только читали, но и, в отличие от нас, прекрасно знали контекст этой фразы. Причем, не какой-либо дальний, общий, богословский и т.п., а самый что ни на есть непосредственный, т.е. полный ее текст: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя» (Псалтирь 8:3). Иисус бросает им прямое обвинение, называя врагами Господа! «Дети, – отвечает Он по сути, – открывают свои уста, дабы заткнуть ваши (буквально – сделать им шабат: остановить, положить конец, убрать, удалить, уничтожить)». Закройте свои рты! Стулите пельку! Умолкните! Согласитесь, лучше бы им не знать контекста, чем услышать такое…
Вот, и в известной истории с динарием кесаря, прежде, чем сказать: «Отдавайте Божие Богу», – Иисус спросил: «Чье это изображение и надпись?» (Матфея 22:20,21). Надпись же гласила: «Ti[berivs] Caesar Divi Avg[vsti] F[ilivs] Avgvstvs» (Тиберий Цезарь Август, сын Божественного Августа), то есть утверждала, что император Тиберий не только носит наследный титул «Август» (т.е. «священный»), но и приходится сыном богу, Октавиану Августу. Христос провозглашает: не воздавайте правителю того, что ему не полагается. Нельзя ни обожествлять правительство, ни наделять его какими-либо атрибутами, по праву принадлежащими исключительно Богу.
«Но не от Бога ли всякая власть?» – спросит некто. И мы снова оказываемся заложниками утраты контекста. Павел, диктуя Тертию послание христианам Рима, понятия не имел, что двенадцатая глава уже закончилась, и пора сменить тему – дать богословское обоснование для раболепного принятия любого беззакония, чинимого правителем. Апостол просто продолжает ранее начатую мысль: Не мстите за себя, дайте место гневу Божию. У Бога для этого, тебе на добро, есть специально поставленный слуга с мечем – отмститель в наказание делающему злое. За это вы налоги и платите.
Те же, кто, боготворя ими же самими временно нанятых управителей, утверждает, что все, что те творят, угодно Господу, просто игнорирует контекст Писания, призывающего: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Ефесянам 5:11). Одобряя беззаконие, они становятся его соучастниками. Они забывают о пророческой роли Божьего народа, всегда призывавшего к покаянию творящих беззаконие правителей (даже Давид, Божий помазанник, муж по сердцу Божьему, попадал под раздачу), и лукаво обходят вниманием библейские примеры неповиновения Божьего народа беззаконным требованиям правителей – от повитух в Египте до Петра и Иоанна перед Синедрионом. Да заградит Господь уста их!
Сергей Головин
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой