ФРЕНОЛОГИЯ ЕЛЕНЫ УАЙТ

ФРЕНОЛОГИЯ ЕЛЕНЫ УАЙТ


ФРЕНОЛОГИЯ ЕЛЕНЫ УАЙТ

Френология – это лженаука, разработанная австрийским врачом Францем Йозефом Галлом (1758-1828). Она утверждает, что человеческий мозг состоит из такого же количества «органов», сколько существует склонностей, эмоций и способностей – и все они отличаются друг от друга.
По мнению Галла, это отражается на форме черепа (головы), а это, в свою очередь, дает представление об относительном развитии «органов» мозга.
Таким образом, френолог мог бы оценить способности, склонности и т.д. человека, ощупывая пальцами голову и ее «выпуклости» и «впадины».
Эта лженаука была очень популярна в Соединенных Штатах в середине прошлого [на сегодня – уже позапрошлого] века. Одним из тех, кто писал о френологии, но в негативном смысле, была Эллен Г. Уайт:
«Мне было показано, что мы должны быть защищены со всех сторон и упорно сопротивляться инсинуациям и уловкам сатаны… Такие науки, как френология, психология и месмеризм, являются каналом, через который он приходит непосредственно к этому поколению и работает с той силой, которая будет характерна для его усилий ближе к концу испытательного срока… Сатана пришел незамеченным через эти науки, отравил умы тысяч людей и привел их к неверности… Он творит исцеления, и обманутые смертные поклоняются ему как благодетелю нашей человеческой расы. Френология и месмеризм очень превозносятся. Они хороши на своем месте, но они используются сатаной как его самые мощные агенты для обмана и разрушения душ…
 Мир, который, как предполагается, получает так много пользы от френологии и животного магнетизма, никогда не был так развращен. Сатана использует эти вещи, чтобы уничтожить добродетель и заложить фундамент спиритизма… Тысячи людей, как мне показали, были испорчены философией френологии и животного магнетизма и ввергнуты в неверность. Если разум начнет двигаться по этому руслу, он почти наверняка потеряет равновесие и окажется под контролем демона. (Свидетельства, том 1, стр. 290,296-297, 1862 год). Это было написано в 1862 году.
Это же наставление было повторено два года спустя. (Духовные дары, том 4, с. 80-87, 1864)
В этом же году (1864) Эллен Уайт предостерегала от попыток ступить на запретную землю, в частности, детей. В данном отрывке речь шла не о френологии, а о «запретной земле» как таковой.
«Когда сатана увидит, что теряет контроль над умами ваших детей, он будет сильно искушать их и пытаться связать их, чтобы они продолжали практиковать этот околдовывающий порок. Но они должны твердо противостоять сатанинским искушениям потакать животным страстям, потому что это грех против Бога. Они не должны ступать на запретную землю, где сатана может взять их под контроль». (Обращение к матерям, стр. 22, 1864)
Согласно предупреждениям Эллен Уайт от 1862 года, френология была одним из самых эффективных методов сатаны для уничтожения душ.
Однако это не помешало Эллен Уайт отвести двух своих сыновей на обследование к френологу в 1864 году – всего через два года после ее решительных заявлений о френологии, и в том же году, когда она написала, что дети не должны осмеливаться ступать на запретную землю. Другими словами, она сама со своими двумя детьми ступила на ту самую запретную землю, нарушив тем самым свое собственное наставление. Она сама отдала своих детей в руки «науки сатаны» – «канала, через который он приходит непосредственно к этому поколению», метода, который «закладывает основу спиритизма». Вот эта история:
Осенью 1864 года Джеймс и Эллен Уайт провели три недели в институте доктора Джеймса Калеба Джексона «Наш дом». Через несколько дней туда же прибыли их сыновья Эдсон и Уилли. В то время им было 15 и 10 лет.
«Для Эллен Уайт была увлекательна «наука» френология, которую доктор Джексон практиковал по пять долларов за сеанс. Вскоре после приезда Эдсона и Уилли она отвела их к доктору для оценки их «конституциональной организации, функциональной активности, темперамента, предрасположенности к болезням, природных способностей к бизнесу, наследственным особенностям и т.д., и т.п.».
«В письме друзьям она едва ли могла скрыть свой восторг от лестного анализа Джексона: «Я думаю, что доктор Джексон дал точный отчет о предрасположенности и организации наших детей. Он назвал голову Уилли одной из лучших, которые когда-либо попадали под его наблюдение. Он дал хорошее описание характера и особенностей Эдсона. Я думаю, что этот осмотр будет очень ценен для Эдсона». Предположительно, она была не так довольна тем, что доктор диагностировал ее состояние как истерию».
(Рональд Л. Намберс. Пророчица здоровья, стр. 90-91 оригинала – Приложение 16, стр. 143)
«Ее заигрывание с френологией, похоже, началось во время первого, решающего визита в Дэнсвилл в 1864 году, когда она отвела двух своих сыновей к доктору Джексону для осмотра головы и физического обследования. Всего двумя годами ранее она осудила френологию, наряду с психологией и месмеризмом, как инструмент сатаны. Хотя эти науки, по ее словам, «хороши на своем месте», в руках сатаны они стали «его самыми мощными агентами для обмана и разрушения душ».
«Однако в годы, последовавшие за событиями в Дэнсвилле, френологические аллюзии стали часто появляться в ее сочинениях. Например, во время продолжительной болезни мужа она жаловалась, что его «большие и активные» бугорки «осторожности, добросовестности и доброжелательности», которые в здоровом состоянии были активны, в болезни стали «болезненно возбуждены и мешают его выздоровлению». А в свидетельстве 1869 года о неумеренной любви брата к деньгам она приписала его проблему сатанинскому возбуждению «его органа любостяжания»».
 (Там же, стр. 148-149 оригинала – Приложение 16, стр. 206).
Неужели она забыла свои же предупреждения относительно френологии («Мне было показано…»), заявленные в 1862 году?
Когда доктор Рональд Намберс запросил у White Estate копии писем, чтобы использовать их в качестве документов для своей книги «Пророчица здоровья», было два письма, которые Артур Уайт не захотел обнародовать.
Одно из этих писем датируется 1873 годом и описывает поездку на отдых в Скалистые горы (Rocky Mountains), где Эллен Уайт и ее семья обедали бульоном из оленя и дикими утками. В другом письме Эллен Уайт писала о френологическом обследовании двух своих сыновей, Эдсона и Уильяма.
Эти письма (и, возможно, десятки других) компрометировали образ мадонны, который адвентистская деноминация возводила на протяжении многих лет. Правда о том, что пророчица довольно часто шла против своих собственных советов, видений и свидетельств, должна была храниться в тайне от людей, являющихся членами церкви АСД.
Асмунд Касперсен «Эллен Уай — миф и правда»

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: