О ТОЧНОСТИ ВРЕМЕНИ В ЕВАНГЕЛИИ

О ТОЧНОСТИ ВРЕМЕНИ В ЕВАНГЕЛИИ


О ТОЧНОСТИ ВРЕМЕНИ В ЕВАНГЕЛИИ

Когда был распят Иисус, — спрашивает Серафим Сашлиев, — в третьем часу (по Марку) или в шестом (по Иоанну)?
Марк (15 глава): Иисуса привели на место под названием Голгофа, что переводится как «Лобное место». Ему предлагали вино, смешанное со смирной, но он не захотел его пить. Его распяли, а о Его одежде бросали жребий – кому она достанется. Когда Его распяли, было около трех часов.
Иоанн (19 глава): Услышав такие слова, Пилат вывел Иисуса наружу, а сам сел на судейское кресло на месте, которое называется «Каменный помост», а по-еврейски «Габбата». То был канун Пасхи, около полудня (букв. «часов шесть»).
1. Мы видим, что описания устроены принципиально по-разному. Строго говоря, время указано приблизительно у обоих авторов, при этом у Марка указание на время скорее относится к происходящему на Голгофе (все это тоже занимало немалое время), а у Иоанна – к происходящему с Пилатом. Ну ладно, скажете вы, по идее на Голгофе Иисус оказался позднее, чем был с Пилатом, так что это только подчеркивает несогласованность.
2. Точного времени просто не было. Сегодня мы можем его определить до секунды, причем мы знаем о часовых поясах и проч. Для любого протокола это принципиально важно. В античности время измеряли на глазок, день от восхода до заката (а они ведь каждый следующий день тоже сдвигаются в ту или другую сторону) делился на 12 часов. Строго говоря, неизменным в сутках оставалось только время полудня, когда солнце выше всего стоит в небе, и его же могут показать солнечные часы. Но они были довольно редкой игрушкой. И мы видим в Евангелиях, что время упоминается как «третий» (утро), «шестой» (полдень) и «девятый» (вечер) часы, никто никогда не скажет «четверть пятого», потому что измерить это было просто нереально. Да, еще в одном месте был «одиннадцатый час», т.е. совсем незадолго до заката.
3. Евангелисты пересказывали историю, как ее запомнили РАЗНЫЕ очевидцы, и, вероятнее, даже как ее сохранили в коллективной памяти РАЗНЫЕ общины первых христиан. Неудивительно, что при такой передаче одни запомнили «всё это началось еще утром», а другие «в середине дня всё и состоялось», главное, что к закату история была уже завершена (это принципиально важно, потому что начиналась суббота).
4. Более того, настоящее непримиримое разногласие – это на какой именно день недели приходилась в том году Пасха. Синоптики и Иоанн расходятся.
Андрей Десницкий

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: