ПРОЩАЛЬНАЯ ПРОПОВЕДЬ
#сейболд #проблемы_адвентизма #нужда_церкви
ПРОЩАЛЬНАЯ ПРОПОВЕДЬ
Говорят, что у каждого пастора есть одна особенно громкая струна на его скрипке. Независимо от того, насколько вы стараетесь быть креативным, гибким и разносторонним, существуют определенные темы и особенные пути выражения мысли, которые характеризуют то, что вы проповедуете.
Когда я подошел к последней субботе своего служения, я в одной проповеди решил сказать то, что пытался проповедовать большую часть своей жизни. Как объединить 40 лет проповедей и изучения Библии в одну проповедь? Конечно, этого не получится. Я остановился на пяти вещах, о которых я часто говорил, и которые, как мне кажется, являются ключевыми моментами нашей веры. Я назвал проповедь: «Как я уже говорил».
1. Бог – добрый.
Это может показаться настолько очевидным, что даже говорить об этом вроде бы нет надобности. Но на самом деле многие христиане и многие адвентисты не считают Бога очень добрым – или, по крайней мере, что Он добр ко всем.
Я помню, как однажды проходил в церкви мимо громко разговаривающих людей. Мужчина рассказывал женщине о ком-то, которого он, похоже, знал. Тот человек был злым, осуждающим, и не одобрял всех людей из нашей общины, даже ненавидя некоторых из наших членов церкви. Я выхватывал только отрывки из разговора (в конце концов, это был не мой разговор, поэтому я не хотел вмешиваться), но я помню, как подумал: «Какого же неприятного человека он описывает». Я бы не хотел оказаться рядом с этим парнем. Кем бы он ни был, я рад, что он не посещает нашу церковь.
Через мгновение после того, как он закончил разговор, я понял, что он вообще описывает не человека. Он описывал Бога таким, как он Его представлял.
Мы ценим добрых, милых людей и признательны им. Так почему же мы должны думать, что Бог, который нас создал и который нас спас, будет иметь больше жестокости, чем доброты и прощения, и что Он сделает нашу жизнь гораздо более неприятной, чем все хорошие люди, которых мы знаем? Лучше быть уничтоженным в аду, чем оказаться с Богом, похожим на того, о котором говорил человек в том разговоре.
Это оскорбляет характер Бога. В Библии снова и снова говорится, что Бог нас любит и милует.
« Господь долготерпелив и многомилостив, не до конца гневается, и не вовек негодует» Псалом 102:8-9.
Разница между добрыми христианами и злыми христианами заключается в том, что хорошие христиане в первую очередь обращают внимание на Божью доброту, в то время как злобные христиане видят суд и разрушения. Хорошие христиане благодарны Богу за спасение во Христе. Злобные христиане хотят провести разделение между людьми, основываясь на любых убеждениях или делах, где, как им кажется, они – на правильной стороне. Их акценты больше говорят о том, какие они, а не какой Бог.
Есть причина, по которой Иоанна 3:16 является главным текстом Библии. Тут говорится, что Бог любит мир. Здесь не сказано, что Он пришел разделить весь мир. На самом деле, Он рассказал притчу, где показал, что наше осуждение в церкви, похоже, полностью ее разрушит. Он сказал, чтобы мы возложили суд на его плечи.
Иногда люди выкапывают Ветхозаветные истории о Божьем гневе и склонности к разрушениям, и говорят: «Да, если ты считаешь, что Бог – добр, объясни это, умник». Я не уверен, что смогу это сделать. Моя рабочая теория заключается в том, что в некоторых случаях авторы Библии описывали Бога так, как они это хотели. То есть, они представляли Бога ненавидящим людей, которых ненавидят они сами, как тот человек, о котором я рассказывал вам выше.
Все, что я могу сказать вам, это то, что Бог, с которым я хочу провести вечность, не наполнен ненавистью, не гневлив, не причиняет боль, не разделяет людей. Он хочет спасти каждого человека: Он «не хочет, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (1 Петра 3:9).
Все это приводит меня к мысли, что мы будем шокированы и удивлены на небе, когда увидим там тех людей, которых мы не ожидаем там увидеть.
2. Главное – в Иисусе и в том, чтобы быть на Него похожим.
Мы, адвентисты, часто обращаемся к Ветхому Завету, чтобы привести доктринальные аргументы: суббота, нечистая пища, временные пророчества Даниила, состояние мертвых. Да, в Ветхом Завете есть кое-какие важные вещи. Но, пожалуйста, поймите, что если вы – христианин, то Ветхий Завет для вас – это справочная информация. Вы христиане, а не Иудеи. Вы можете ссылаться на Ветхий Завет, но всегда должны читать его в свете креста, и никогда – сам по себе.
Потому что вся суть христианства сосредоточена в Новом Завете.
Когда я провожу Вечерю Господню, в её начале я цитирую: «Это есть тело Мое, за вас ломимое». А затем, во второй части, я говорю: «Эта чаша есть новый завет в Моей крови». Понимаете? Есть Новый Завет нашего спасения! Который, кстати, параллелен Новому Завету Библии, потому что в Новом Завете описывается новый план спасения. Если бы у нас не было этого нового завета, я должен бы был стоять перед общиной с мясницкими ножами вместо Библии. Мой костюм был бы обрызган кровью. Но это не так, потому что те, кто верит во Христа и доверяет Ему, получают вечную жизнь.
Ветхий Завет был основан не только на ритуалах, но и на правилах. Некоторые из них более универсальны и полезны, чем другие, в особенности, 10 заповедей. Но Новый Завет заключается в усвоении нравственных правил, как это показал Иисус.
«Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное». (Ефесянам 5:1-2)
Я пришел к пониманию, что лучшее описание христианина в церковной общине содержится в Филлипийцам, 2 главе. Основная идея там заключается в следующем: если вы обращены, то вы захотите стать похожими на Иисуса.
«Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Филиппийцам 2:1-2)
Мы, адвентисты, всегда готовы рассказывать о том, что Иисус скоро вернется – что, действительно, произойдет. Но Второе Пришествие Иисуса будет бесполезно для вас, если Он еще не пришел в ваше сердце через веру и не сделал вас добрыми и благочестивыми людьми. Я не думаю, что кто-то будет спорить со мной, что на небе будет много людей, которые ничего не знают об эсхатологии, и, возможно, много тех, кто очень мало знает о богословии. Но на небе не будет никого, кто не был бы учеником Иисуса, – по крайней мере, по духу, даже если у них не было возможности узнать Его имя.
Естественно, это ведет нас к следующему пункту:
3. Быть добрым и хорошим человеком важнее, чем быть правым.
Никто не спасется с помощью фактов. Никто не спасется, зная больше всех богословия. Никто не спасется от того, что присоединился к деноминации с правильными доктринами.
Да, я знаю, что главным образом в церкви мы изучаем Библию и разговариваем о богословии и доктринах. Но одно знание не спасает, спасает Иисус.
Я пришел к выводу, что то, кем ты являешься в Иисусе Христе, гораздо важнее, чем то, что ты знаешь. Опять же, отрывок Филиппийцам 2:3-8 описывает, как будет выглядеть этот тип личности – говоря простым языком, он будет похож на Иисуса.
«Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».
Мне хотелось бы увидеть церкви, которые были бы не просто собраниями людей, бесконечно проходящих одни и те же доктрины, проводящими одни и те же обряды, но общинами людей, пытающимися найти способы сделать добро – и не только друг другу, но и миру. Как же я устал собираться в наших «клубных домах», где мы бесконечно зубрим одно и то же, переворачивая все те же камни на тех же самых тропинках снова и снова и снова. Следующей большой ступенью в нашей эволюции, мне кажется, станет то, что церкви начнут проводить субботу за пределами этого клуба, помогая людям, вместо того, чтобы перечитывать в субботу урок субботней школы, в котором они знают уже все, и который мы продолжаем читать и повторять.
4. Никогда не сомневайтесь, что у вас есть вечная жизнь.
Некоторые из вас, как и я, воспитывались без уверенности в спасении, мы всего лишь смутно предполагали эту возможность. Цитаты Елены Уайт настаивали на том, что мы никогда не должны чувствовать уверенность в нашем пути с Господом, и никогда не почувствовать безопасности, узнав, что мы спасены.
Я помню, как навещал пожилую женщину, которая находилась в доме престарелых. Она сказала: «Старейшина, [мне в то время было 1/3 от ее возраста, что делало такое обращение немного юмористичным, на мой взгляд], я очень переживаю, потому что не знаю, буду ли я спасена». Я был удивлен, зная, какая она замечательная и добрая женщина, настоящая церковная святая. «Насколько я понимаю, — сказала она, — если я успею исповедовать все свои грехи перед Господом, а затем умру, — то у меня будет шанс на спасение. Но что, если я проявлю нетерпение к своей сиделке, а через момент после этого я не успею раскаяться и попросить прощения, потому что у меня случится инсульт? Тогда я буду гореть в аду».
Насколько это неудачное понимание спасения! Спасение человека зависит не от одного момента, а от курса его жизни. Я смог убедить ее, что Бог действует не так, и она может получить покой, имея уверенность в спасении.
Вот что говорит Иоанн:
«Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» (1 Иоанна 5:13).
Здесь не говорится, что вы можете надеяться, что, если вам повезет, то вы спасетесь. Тут говорится, что мы можем жить, не сомневаясь в уверенности в спасении.
Никто из нас не знает, как долго мы проживем. Но если вы, как и я, пережили свой 50-летний юбилей, то очень велики шансы, что позади прошло больше жизни, чем осталось впереди. Я не пессимист. Я просто говорю, что мы должны быть готовы к завершению жизни. Для этого вам нужно больше, чем просто шанс на вечную жизнь. Вам нужна уверенность в спасении.
Для меня нет ничего печальнее, чем видеть людей, которые всю жизнь служат Господу и доверяют Ему, и при этом сомневаются в том, что произойдет их спасение. Пасторы, я убежден, что мы часто усложняем веру. Просто дайте людям уверенность, что, если они доверяют Богу через Иисуса Христа, то они унаследуют вечность. Разве это сложно?
5. Церковь должна стать местом счастья и безопасности.
Я вырос в церкви, которая была всегда готова, а в некоторых случаях, кажется, была полна энтузиазма, выкидывать людей. Если кто-нибудь совершил прелюбодеяние, развелся и женился заново, или был пойман на курении или выпивке, то ему больше не были рады. Даже ношение сережек или обручального кольца в те времена заносило тебя в черный список церкви.
Иногда я задаюсь вопросом, насколько большой была бы адвентистская церковь, будь мы хоть чуточку милосерднее.
Я встречал много адвентистов, которые до сих пор думают о церкви как о месте только лишь для «чистых». Это настолько же бесполезно, как и говорить о том, что в больницу должны приходить только очень здоровые люди. Я убежден, что всякий, кто не причиняет страданий другим, должен быть допущен в церковь. Это включает в себя прелюбодеев, наркоманов, гомосексуалистов и обычных грешников, как я и вы.
Попробуйте оценить критичность и эксклюзивность некоторых наших общин, с точки зрения церквей, описанных Павлом:
«Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Ефесянам 4:31-32).
«Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Колосянам 3:12).
Однажды я спросил группу пасторов: «За что вы исключали людей из церкви?» Они говорили, что за такие вещи, как прелюбодеяние, развод, преступления, что они – геи, за работу в субботу, употребление алкоголя или наркотиков, за переезд к незамужней подруге или просто заявление о том, что он или она больше не верят в какую-то доктрину. «А как насчет самоправедных людей, которые верят во все доктрины и соблюдают субботу, морально «чисты», но при этом критикуют и осуждают окружающих, и превращают церковь в ад для остальных?» Они сказали, что нет, этих людей не просто терпят, их часто считают лучшими адвентистами вне зависимости от того, сколько других христиан они выгнали! Один пастор с ужасающим смехом сказал: «Вы описываете моих пресвитеров из общины. Мы не собираемся их выгонять!»
Богослову Рейнгольду Нибуру приписывают слова, что церковь похожа на Ноев ковчег: вы не могли бы выносить зловония внутри, если бы снаружи не было шторма. Я сказал эти слова, чтобы подержать друга, который посещал одну очень несчастливую общину. Он ответил: «Я решил, что лучше я выберу встречу со штормом». Разве эта история не печальна?
Я прослужил пастором почти 41 год, и я знаком с несчастьем в церкви. Люди прямо в общине кричали на меня и обвиняли меня в абсолютно глупых вещах, и все это делалось во имя Бога, каким они Его видели. Я попросил людей связаться с офисом Конференции и настоять на том, что этой общине надо избавиться от меня. Однажды кто-то позвонил в издательство Пасифик Пресс и сказал редактору, что я не должен больше писать для журналов, потому что они знали наверняка, что моя цель – превратить мою общину в римско-католическую церковь! Что касается бедных членов церкви, то я слышал абсолютно все виды критики одних членов общин другими – нередко они были полностью абсурдными, отличающимися скорее резкостью, чем полезностью, это были сплетни по своей сути. Я видел, как молодые люди покидали церковь после одной единственной встречи с сердитым святым.
Мы должны стать лучше, люди. Мы просто обязаны это сделать, иначе мы не заслуживаем даже выживания. Церковь может замечательным местом, но не тогда, когда она продолжает «обрушиваться» на людей, как компьютерная программа с неверным кодом. Есть некоторые важные инструкции, которые мы пропустили, и они объясняют, почему из церкви уходит больше людей, чем к ней присоединяется.
Прямо сейчас стоит сделать краеугольным камнем для духовного обучения то, как создать христианскую общину, которая принимала бы грешников (которыми мы все являемся), но которая была бы миролюбивой и наполненной счастьем и любовью, в которой люди чувствовали бы себя хорошо. Религиозный философ Джон Хик написал: «Церковь, которая могла бы быть лучше, но при этом остается посредственной, плохая».
И я расстраиваюсь и злюсь из-за всех сражающихся церквей. Нет большего позора для общины, чем быть известной в качестве церкви, из которой с болью и печалью убегают члены общины (и пасторы).
Поэтому я говорю со всем ударением, которое я только могу поставить в этом выражении:
Мы, адвентисты, должны расти не в богословском понимании – у нас уже гораздо больше теологии, чем нам нужно, и большая часть этого богословия не приносит нам никакой практической пользы – но мы должны улучшить качество нашего сообщества.
Еще нам не нужно больше программ, которые создают люди в офисах организаций. Прекратите этим заниматься, ребята. Выйдите и организуйте свои общины и покажите нам, как это делать, вместо генерирования тонн бумаги, рассказывающей нам, как это делать.
Нет, то, что нам нужно — это счастливые общины.
Я хочу провести остаток своей жизни там, где это случится.
Лорен Сейболд – редактор журнала Адвентист Тудей.
========================================
Перевод Сообщества Прогрессивные Адвентисты
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой