ПРИВЫЧКА ЕЛЕНЫ УАЙТ часть 1

ПРИВЫЧКА ЕЛЕНЫ УАЙТ часть 1


#елена_уайт #плагиат #привычка_уайт #пророк_асд #мне_было_показано

ПРИВЫЧКА ЕЛЕНЫ УАЙТ часть 1

Томас Пейн, тело которого ныне истлело во прахе и который при втором воскресении, в конце тысячелетия, восстанет для получения своего возмездия, чтобы умереть второй смертью, представлен сатаной находящимся на небе и занимающим там высокое положение. Сатана пользовался им на земле до времени, как своим орудием. Ныне он проводит ту же работу, стараясь внушить людям мысль о том, что Томас Пейн теперь находится на небе, окруженный почетом и уважением небожителей и продолжает учить там так же, как он учил на земле. Те, кто с ужасом смотрели на его жизнь и смерть и на его пагубное учение, ныне, когда его больше нет в живых, покорно следуют учению этого человека, который презирал Бога и Его закон и был одним из самых низких и порочных людей на земле. (Ранние произведения.Стр. 89)

Так писала в 1854 Елена Г. Уайт -мать-основательница церкви адвентистов, бывшая, согласно ее собственному утверждению, вестницей Божьей. И хотя параграф, где говорится о Пэйне, начинается со слов «Мне было показано» (что подразумевает, что это ее мнение было основано на полученном видении), ее муж, Джеймс Уайт написал и опубликовал такой же текст в своей статье в Adventist Review за несколько месяцев до этого (September 13 1853, p.74).

Елена и Джеймс Уайты оба разделяли образ мысли, свойственный консервативным христианам, особенно тем, что были последователями Уильяма Миллера и тяжело переживали, когда Христос не пришел 22 октября 1844 г., как им было обещано. Через два месяца после «Великого Разочарования» семнадцатилетняя миллеритка Елена Хармон начала получать видения. Первые два ее видения (в декабре 1844 г. и в феврале 1845 г.) убеждали маленькую группу огорченных миллеритов в том, что произошедшее 22 октября 1844 г. было окончанием испытания для «всего злого мира» (James White, A word to the little flock). Согласно объяснению этих видений, которые она позже дала Джозефу Бейтсу, Христос оставил свое посредническое служение в святом небесного святилища, «поскольку жених принял свое царство (Новый Иерусалим) от Бога Отца во святом святых». Эта идея не принадлежала самой Елене Хармон Уайт. Но ее основанная на видении поддержка того, что стало называться учением о «закрытой двери», выведенной из притчи в Мф. 25, убедила значительное число разочарованных миллеритов, что дверь благодати впредь закрыта с того знаменательного октября 1844 г.

С публикации этих двух видений началась писательская карьера Елены Хармон, которая растянулась на семьдесят лет, из которых почти все она была известна уже как Елена Уайт. Она вышла замуж за служителя Джеймса Уайта в 1846 г., меньше чем через год, после того как тот публично осудил двух своих бывших друзей за то, что они «отвергли веру в «закрытую дверь» и начали готовиться к браку».

Хотя Елена Уайт разделяла с Томасом Пейном страсть к написанию и изданию своих работ, между ними были существенные различия. В отличие от Томаса Пейна, Елена Уайт в 1906 г. заявила, что то, что она написала в письмах, свидетельствах, статьях и «множестве томов моих книг» было тем, «что Бог открыл мне в видении, это драгоценные лучи света, исходящие от Его престола…». Два следующих параграфа письма или «свидетельства» были весьма симптоматичны в плане различия между работами Томаса Пейна и Елены Уайт. «Чей голос» — спрашивала она, «вы признаете за голос Божий?». И следующие восемнадцать из двадцати строк письма были пересказом, без какого-либо указания авторства, из книги Daniel March Night Scenes in the Bible (1870).

«С этической точки зрения миссис Уайт действительно плагиатор» — писал Уильям Хейнор двадцать лет позже в работе для профессора истории своей церкви Е.К. Ванде Ве. «Миссис Уайт не соблюдала этические стандарты своего времени. Я убежден, что этот факт должен быть отмечен. Если кто-то еще соблюдал или не соблюдал эти стандарты, это не существенно. Факт в том, что Е. Уайт их не соблюдала».

Ни Хейнор, ни Ванде Ве не подозревали в 1964 г., что в 1928 г. сын Елены Уайт Вильям описывал в частном письме к адвентисткому историку Лерою Фруму это пересказывание без указания авторства как «привычку» его матери. «Миссис Уайт заимствовала не так много» писал Хейнор. И его нельзя обвинять за его незнание, так же, как и его учителя.

Почти целое поколение должно было пройти, прежде чем Елена Уайт снова была обвинена в плагиате, причем на этот раз публично. Уолтер Ри — пастор церкви АСД из Лонг Бич привлек всеобщее внимание в 1980-е, показав, что использование Еленой Уайт работ других (в основном, 19-го века) авторов и вправду было привычкой, растянувшейся почти на всю ее семидесятилетнюю писательскую карьеру. Ри и другие в течение последующих пяти лет неопровержимо доказали, что эта привычка затронула все ее направления деятельности (дневники, письма, свидетельства, журнальные статьи и книги) и пронизывала все темы, которых она касалась. И осталось лишь немного тем, на которых это не отразилось.

Для тех адвентистов, которые строили свою жизнь на ее советах, было непросто узнать, что даже там, где она предваряла свои утверждение авторитетными «я видела» или «мне было показано», то, что она видела, вполне могло быть абзацем из духовно-назидательной книги какого-нибудь автора 19-го века. И среди таких абзацев часто можно найти слова ее «сопровождающего ангела» или, что еще хуже, слова самого Христа, говорившего с ней в видении, хотя на самом деле эти слова были взяты у другого автора.

Эти находки никак не могут быть согласованы с собственным заявлением Е.Уайт в Избранных Вестях т. 1: «Хотя я так же завишу от Духа Господнего при описании моих видений, как и при получении их, тем не менее слова, которые я использую при описании увиденного, являются моими собственными, за исключением тех слов, которые были сказаны мне ангелом и которые я всегда привожу как прямую речь (Ревью энд Геральд, 8 октября 1867 г.)».

Миссис Уайт приводила как прямую речь слова ангелов, которые обращались к ней во время видений. Но будет весьма любопытно обнаружить, что во время одного видения, опубликованного в 1851 г., ангел говорил с ней на современном английском («you,” Your”), в то время, как ангел в другом видении, напечатанном в той же книге, говорил на языке Библии Короля Иакова («ye,” «thee”). Еще удивительнее то, что ангел в видении 27 июня 1859 г. обращаясь к Елене Уайт одновременно использовал и «you” и «ye.”(Ранние Произведения. 14 Начертаниезверя)

In a view given June 27, 1850, my accompanying angel said, «Time is almost finished. Do you reflect the lovely image of Jesus as you should?” Then I was pointed to the earth and saw that there would have to be a getting ready among those who have of late embraced the third angel’s message. Said the angel, «Get ready, get ready, get ready.Ye will have to die a greater death to the world than ye have ever yet died.” I saw that there was a great work to do for them and but little time in which to do it.

Позиция самой Елены Уайт отражена в ее трудах, находящихся в открытом доступе, что позволяет нам исследовать их и сравнить ее заявления с ее действиями.

В 1906 г. Елена Уайт утверждала в Избранных Вестях (т.1) : «Мне действительно поручено осуществлять функции пророка, но мое служение не ограничивается ими. Оно охватывает значительно больше, чем доступно для разума тех, кто сеет семена неверия».

Елена Уайт лишалась терпения, когда ее авторитет и его источник подвергались сомнению: «Моя работа на протяжении последних тридцати лет несет на себе либо печать Бога, либо начертание врага.В этом деле не может быть никаких компромиссов или чего-то среднего. Свидетельства — либо плод Духа Божьего, либо плод дьявольских козней.» (Избранные вести. Т.4) Подобное же недвусмысленное мнение она высказывала и в отношении работ Томаса Пэйна:

Томас Пайн, будучи верным слугой своего злого господина, писал большей частью то, что тот диктовал ему. Поэтому сатана легко может через своих ангелов внушить людям такие мысли, которые якобы исходят от самого Томаса Пайна.(Ранние произведения)

Так как Елена Уайт часто и непреклонно настаивала на том, что ее «взгляды были изложены независимо от книг и чужих мнений» (Рукопись 7. 1867), можно заключить, что она в подобных цитатах отвечала на вопросы, возникающие по поводу источников ее вдохновения.

Не позднее двух лет с тех пор, как Елена Уайт получила свои первые видения, Джозеф Бейтс, который в 1863 г. был одним из основателей деноминации адвентистов седьмого дня, наравне с Джеймсом и Еленой Уайт, в своей письме от 13 июля 1847 г. интересовался, была ли Елена Уайт «просвещена» о конкретных интерпретациях Писания, относящихся к учению о «закрытой двери» прежде, чем получила их в видении. Любопытство Бейтся было вызвано тем, что другой миллерит, Джозеф Тернер, к тому времени уже опубликовал в газете The Advent Mirror две работы (в декабре 1844 г. и в январе 1845 г.), объясняющие причины того, что Христос не пришел 22 октября 1844 г. Подобные же интерпретации в двух видения Елены Уайт в декабре 1844 г. и феврале 1845 г. были настолько похожи на слова Тернера, что ни заметить это было просто невозможно. К тому же, Тернер был близким другом семьи Хармон. Елена Уайт признала, что одна из работ Тернера имелась в доме. Но она отрицала, что прочла в ней хоть слово. «я не интересовалась чтением, поскольку оно вредило моей голове и делало меня раздраженной». Продолжая объясняться перед Бейтсом, Елена Уайт заявила, что «не слышала лекции или слов, каким-то образом касающихся вхождения Жениха в святое», то есть, касающихся наиболее важных доктринальных моментов, связанных с их недавним разочарованием.

Десятилетием позже, другой адвентистский пионер, Дж. Эндрюс столкнулся с похожим совпадением. Эндрюс подумал, что в видении Елены Уайт о «Великой Борьбе» в марте 1858 г. чувствуется влияние поэмы Джона Мильтона «Потерянный рай», в которой тот описывает начало греха и падения человечества. Эндрюс встретился с ней после служения в Баттл-Крик, на котором она описывала свое видение. Артур Уайт, внук Елены Уайт, рассказывает эту историю.

Он сказал ей, что некоторые вещи, о которых она говорила, очень похожи на те, что он встретил в одной книге. Затем он спросил ее, читали ли она «Потерянный рай». Елена Уайт ответила отрицательно. Она взяла книгу, с трудом понимая, что с ней делать. Она так и не открыла ее, но отнесла на кухню и положила на верхнюю полку, решив, что раз в ней есть что-то, похожее на показанное ей Богом в видении, она не будет читать ее, пока не запишет то, что Господь открыл ей. [The Spirit of Prophecy,vol. 4].

Девяносто лет спустя Руфь Беджисон представила свои диссертационные тезисы Колледжу Тихоокеанского Униона в виде работы, сравнивавшей на своих 75 страницах описания грехопадения, данные Еленой Уайт и Джоном Мильтоном. Она писала, что «можно удивиться сходству действительного содержания… Фактически я не нашла какого-то несогласия между авторами. «Необычным значением» для нее было «корреляция, обнаруживаемая во многих случаях между обоими авторами, изображающими детали, которые отсутствуют в Библии». После перечисления семи примеров такой «корреляции», Беджисон поднимает закономерный вопрос: «Почему эти два автора, разделенные двумя столетиями, столь согласны в отношении ключевых моментов?» Ее предварительное решение было весьма дипломатичным:

«Заманчивым и бездоказательным решением было бы то… что оба эти серьезные авторы искали справедливости в путях Божии у людей, водимых Духом Святым, помощь Которого они призывали»

Но этим возможности не исчерпывались. Безотносительно того, что Елена Уайт делала с трудами Мильтона, Артур Уайт, ссылаясь на своего отца Вильяма, утверждал, что Елена Уайт все же прочла их. Миссис Уайт получила «Потерянный Рай» весной 1858 г и опубликовала свой первый, наименьший по объему выпуск «Великой Борьбы» в сентябре того же года.

Литературная связь Елены Уайт с Х.Л. Хастингом, авдентистом первого дня, представляется не менее интересной, чем ее связь с Мильтоном. В то время Хастинги и Уайты жили в Рочестере, Нбю-Йорк, и Джеймс Уайт опубликовал написанную Хастингом статью из трех частей в Review and Heraldв Декабре 1854 г. Наиболее интересным здесь является то, что Елена Уайт получила свое видение о «великой борьбе» 14 марта 1858 г. в Ловеттс-Гоув, штат Огайо, всего четырьмя днями позже, чем ее муж опубликовал в Review and Herald то, что бывший секретарь White Estate Рональд Д. Грейбилл назвал «восхищенным обзором работы Хастинга» The Great Controversy Between God and Man. Its Origin Progress and End. «Великая Борьба между Богом и человеком, Ее начало, развитие и окончание»

Читала ли Елена Уайт «Великую Борьбу» Хастинга, доказать сложно, тем не менее, можно предположить, что Джеймс все-таки прочитал ее, перед тем, как писать о ней в своей обзоре. Шесть месяцев позже Елена Уайт опубликовала свою собственную «Великую Борьбу между Христом и Его ангелами и сатаной и его ангелами». Книги Хастинга и Уайт обе были краткими (около 150 страниц каждая), и, по словам адвентисткого историка Дональда Мак-Адамса «удивительно схожими». Вот что он писал в 1974 г. (Елена Уайт и протестантские историки) «Две книги имели одно название, одну тему, одно начало, одно окончание, и фактически одинаково интерпретировали Писание». Грейбилл верил, что «Поэзия Джона Мильтона стояла где-то на заднем фоне» обеих книг.

Так или иначе, ее собственные проблемы со здоровьем побудили Елену Уайт стать реформатором здоровья и упорно писать о выгодах – и даже как о христианском долге – здорового образа жизни. Как и в отношении других тем, здесь у Елены Уайт также были свои заявления и опровержения. В 1897 г. онанаписалав Counsels on Diet and Foods:

Я получила великий свет от Господа по вопросу реформы здоровья. Я не искала этот свет, я не училась, чтобы обрести его; он был дан мне Господом, чтобы я несла его другим.

В журнале своего мужа AdventistReviewandSabbathHerald October 8, 1867, («QuestionandAnswers,” p. 260) миссис Уайт пояснила, что это произошло, когда «6 июня 1863 г. великая тема Реформы здоровья была открыта передо мной в видении». Дата, упомянутая в этой статье, важна в связи с тем, что произошло спустя четыре года после видения:

Когда я излагала тему здоровья друзьям… и говорила против препаратов (drugs) и мяса, о пользе воды, чистого воздуха и правильной диеты, мне часто отвечали «Ты говоришь очень похоже на мнения, которым учат в «Законах жизни» и других публикациях докторов Тролла, Джексона и остальных. Читала ли ты эти и другие работы?». Мой ответ — я не читала, и не стала бы их читать до того, как я полностью запишу мои видения, иначе бы можно было сказать, что я получила мой свет о предмете здоровья от врачей, а не от Господа»

В другом письменном заявлении Уайт отвечала на подобные вопросы, утверждая, что «Я никогда не видела работ, относящихся к здоровью до видения в июне 1863 г.» К этому она добавляла «После видения, которое было дано мне, мой муж заинтересовался вопросами здоровья» (Рукопись 7. 1867)

Эти опровержения, сделанные Еленой Уайт в 1867 г. трудно принять, учитывая, что Джеймс Уайт опубликовал ряд статей, касающихся здоровья в своем церковном издании в течение шести месяцев, предшествующих видению Елены Уайт в июне 1863 г.

Продолжение в части 2

Douglas Hackleman (Впервые опубликовано в Free Inquirey, Fall 1984)

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: