ПОГИБНУ ЛИ Я ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО ОШИБАЛСЯ?
ПОГИБНУ ЛИ Я ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО ОШИБАЛСЯ?
Несколько лет назад я проехал 150 километров до церкви, в которой я должен был проповедовать в субботу утром, только для того, чтобы узнать, что я появился на неделю раньше оговоренного срока.
Я проверил свой календарь и обнаружил, что я неправильно с ним обошелся: я втиснул запись с правильной датой под другую дату, и был сбит с толку этой ошибкой. Ой! В тот день я пропустил урок субботней школы, который мне так нравится, и я проехал целых 300 километров, чтобы наконец добраться до церкви. Все это потому, что я сделал ошибку.
Я был неправ. Но поставил ли я ошибкой под угрозу мои шансы попасть на небеса?
Ошибающийся или нечестивый?
Может ли мое вечное спасение зависеть от моих ошибок?
Да, полностью, судя по тому, что я прочитал в некоторых онлайн — комментариях, а также в книгах и статьях в журналах. Если я выберу неправильную сторону в дебатах о рукоположении женщин, спорах о субботе или воскресении, или разговорах об эволюции или сотворении, то я сам выберу ад вместо рая.
Однако у меня все еще может быть надежда, если я покаюсь и начну верить так же, как и другая сторона, с которой я спорю. Но являюсь ли я нечестивцем, из-за того, что верю во что-то неправильное?
В школе я разочаровывался, когда я давал неправильные ответы или когда вообще не мог придумать хоть какой-то ответ. Но я учился на своих ошибках. Я понял, что мне нужно учиться лучше. Или что мне нужно было более внимательно прочитать вопрос. Или что я перепутал Магеллана с Дрейком. Или что 9 х 9 не равно 78. Иногда я только один раз делал определенную ошибку, а бывало, что повторял некоторые ошибки много раз.
Когда я плохо усваивал материал, мои учителя могли разочароваться во мне, или же они могли подумать, что я ленивый или просто не интересуюсь этим конкретным предметом. Но мне никогда не приходило в голову, что учитель считает меня плохим из-за того, что я дал неправильный ответ в домашнем задании или в контрольной работе. Неправильные ответы показали, что мне еще есть чему учиться. Но означают ли мои ошибки, что я плохой?
Когда я делаю математическую ошибку, моя ошибка не связана с личным мнением. Как бы я ни хотел, чтобы в результате 2 + 2 получилось 6, все равно в результате будет 4, и все будут только удивляться, как я пришел к числу 6. Если я думаю, что Лас-Вегас — это столица штата Невада, то все свидетельства просто неопровержимо доказывают, что я ошибаюсь. И хотя люди могут попросить меня проверить мои факты, но вряд ли кто-то скажет мне, что мне нужно проводить больше времени на коленях, из-за того, что я не могу вспомнить настоящую столицу Невады.
Но если я ошибаюсь в чем-то, что трудно доказать, например, в том, как смерть Иисуса повлияла на человечество, или нужно ли рукополагать женщин, тогда некоторые люди считают, что я обязательно окажусь в аду. По сути, некоторые люди думают, что для меня нормально ошибаться в отношении неоспоримых фактов, но они не дают мне такой же свободы ошибаться в вопросах, в которые верит меньшинство людей во всем мире. Набожные люди всех вероисповеданий согласятся друг с другом, что Карсон-Сити является столицей Невады (хотя большинству, возможно, придется поискать, где это местечко); но набожные люди всех вероисповеданий не согласятся друг с другом в вопросе Троицы, эсхатологии или вопросе употребления алкоголя в качестве напитка. Должны ли мы прийти к заключению, что причина, по которой эти люди не согласны с нашей точкой зрения, состоит в том, что они нечестивы?
Большинство людей отнесутся к моим предпочтениям в отношении спортивных команд, проведения отпуска, искусства и цветов снисходительно или даже с юмором, даже если их личные предпочтения будут другими. Иногда они могут быть менее снисходительными, игнорируя свои политические разногласия со мной, особенно если они приравнивают точку зрения своей партии (или кандидата) к голосу самого Бога.
Но религиозные различия или предпочтения находятся в совершенно другом лагере, в том единственном месте, которое может позволить мне угрожать вам Божьим гневом. Обычно я могу говорить вам, что ваши взгляды запутаны, неверны или приносят вред. Но в религиозном мире, я думаю, лучший способ донести тот факт, что мне не нравится то, во что вы верите, — это сказать вам, что Бог разберется с вами, потому что вы не верите так, как я того хочу.
Закон не позволяет мне побить вас, и если я попытаюсь это сделать, это может выглядеть не очень хорошо, но при этом я буду выглядеть абсолютно праведным, если буду угрожать вам гневом Божьим. Возьмем, к примеру, осуждение пастора Фрэнка Шефера в 2013 году конфессиональным жюри Объединенной Методистской церкви [ https://www.usatoday.com/story/news/nation/2013/11/18/pa-pastor-facing-church-trial-over-gay-marriage/3625275/ ] за проведение однополой свадьбы его сына. Церковный судья объявил присяжным, что они обязаны осудить Шефера. «Вы дадите отчет за это в последний день, как и все мы», — сказал он присяжным.
Люди ахнули — и неудивительно: он говорил, что Бог разберется с вами, если вы не видите того, что вижу я. Шефер был «лишён сана».
Возмездие или последствия?
Но здесь возникает вопрос: что же такое тогда гнев Божий? Я вырос с идеей, что это Божье «карающее правосудие», что всегда звучало как причудливый термин для расплаты. В конце концов я наткнулся на объяснение, что это Бог позволил людям пожинать естественные последствия их мятежного выбора, что кажется мне более логичным. Если Бог одинаково относится к добрым и злым, согласно Матфея 5:43-48 и Луки 6:32-36, то для Него кажется нехарактерным занять свое время тем, что Он будет одарять друзей роскошью, в то же время, пока Он будет мучить своих врагов.
Мы знаем, что должны позволить нашим детям научиться некоторым вещам, идя трудным путем. Но мы не убиваем наших непослушных детей.
Я принимаю инсулин от диабета, но мне нечего опасаться врача, если я решу бросить инсулин; я боюсь лишь естественных последствий. Мой врач описывает последствия того, если я не буду принимать инсулин, но он не наказывает меня, если я игнорирую его объяснения.
Если я верю, что Бог «занимается» теми, кто верит или поступает неправильно, я, вероятно, буду считать себя вправе неправильно обращаться с теми, кто не согласен со мной. Вы можете назвать мои чувства «праведным гневом» — это звучит не так плохо, как «нетерпимость», «догматичность» или даже «ненависть». Но все равно в них чувствуется привкус мести.
В книге «Адвентисты седьмого дня верят» (стр. 372) [ https://www.amazon.com/Seventh-Day-Adventists-Believe-General-Advent/dp/1578470412 ] окончательная смерть нечестивых описывается языком, который можно было бы назвать «естественными последствиями». В книге сказано, что заблудшие грешники:
«пожинают то, что посеяли не только в этой жизни, но и в окончательной погибели. В присутствии Бога вина, которую они чувствуют из-за совершенных ими грехов, заставит их страдать от неописуемой агонии. И чем больше вина, тем больше агония».
Когда я делаю ошибку в математике, это может чего-то стоить мне уже сейчас. Мой банковский счет может быть перерасходован, или я могу обнаружить, что у меня недостаточно средств для оплаты всех товаров в моей корзине. Ошибка в питании может сделать меня менее здоровым или менее способным справляться с повседневными проблемами. Ошибка в богословии также может повлиять на то, как я смотрю на будущее или как я отношусь к другим людям. Жизнь полна корректировки наших убеждений и действий из-за естественных последствий, которые мы испытываем.
Поскольку я все еще учусь — а я сегодня верю не так, как много лет назад, — я предоставлю вам свободу продолжать учиться в том темпе, к которому вас привели ваша наследственность и ваши обстоятельства. Если вы проедете 300 километров потому что записали что-то не так в своем календаре, вы научитесь на своей ошибке (я надеюсь).
Не осуждайте
Иногда нам требуется больше времени, чтобы осознать негативные последствия нашего выбора. Особенно это касается религиозных верований. Так что давайте не будем осуждать других, которые не так информированы, как мы, или которые решили верить иначе, чем мы. Работайте над тем, чтобы другие люди не подхватывали те же самые ошибочные (на наш взгляд) и вредные убеждения. Но делайте это любезно, настолько любезно, насколько вы хотите, чтобы другие относились к вам, когда они думают, что вы так же неправы. Или так, как когда вы только что поняли, что вы неправы.
Возможно, было бы неплохо закончить эту статью цитатой Елены Уайт из «Избранных вестей», книга 1, страница 37.
«Нам предстоит многому научиться и от очень и очень многого отучиться. Непогрешимы лишь Бог и небеса. Тот, кто думает, что ему никогда не придется отказаться от дорогой его сердцу идеи или изменить свою точку зрения, познает разочарование».
Она не говорит, в каком возрасте сказанное перестает быть правдой. Я подозреваю, что это будет правдой всегда.
Марк Гутман работал пастором, учителем и аудитором в церкви. Сейчас он на пенсии и живет в Баттл Граунде, штат Вашингтон, со своей женой Хизер.
Эта статья была впервые опубликована в декабре 2013 года.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой