КУДА ОТНЕСЛИ ЛАЗАРЯ?

КУДА ОТНЕСЛИ ЛАЗАРЯ?


КУДА ОТНЕСЛИ ЛАЗАРЯ?

«Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (От Луки 16:22). Куда именно препроводили ангелы настрадавшегося Лазаря? Непонимание значения данного эвфемизма порождает экзотические толкования притчи о богаче и Лазаре как пособия по топографии загробного мира. На самом же деле оказаться на чьем-либо лоне (т. е. на груди) значило быть самым почетным гостем у него на пиру, возлежать по правую руку от главы застолья.

На пирах не сидели, а возлежали, опираясь на левую руку, и принимая пищу правой. При этом три самых почетных позиции были во главе триклиния (покрывал, выложенных тремя линиями в форме буквы «П»). На них возлежали хозяин пира и двое наиболее дорогих гостей, располагавшиеся по правую и по левую руку от него. Их на почетные места, как правило, препровождал сам хозяин или же его слуги согласно хозяйскому указанию. (Помните? «Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место» – От Луки 14:8,9)

Поскольку же возлежали на левой руке, то голова того, кто был по правую сторону от главенствующего на пиру, оказывалась на его лоне, на уровне груди. Так, Иоанн находился на самом почетном месте во время Вечери Господней, а Иуда, соответственно, – на втором, по левую руку.

В притче о богаче и Лазаре поначалу нищий был отделен от пира пропастью – воротами, которые считались местом сакральным, никто не мог войти ими без приглашения. Богач же «каждый день пиршествовал блистательно». После смерти происходит рокировочка: богач оказывается навечно отделенным от пира пропастью, а Лазаря ангелы, Божьи слуги, препровождают на лоно Авраамово, т. е. сажают по правую руку от правотца, возглавляющего пир.

Что же это за пир, во главе которого находится сам Авраам? Это – символический образ Царства Небесного, о котором сказано: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (От Матфея 8:11,12). Возлягут – значит, не прилягут отдохнуть, а присоединятся к торжеству. Не этот ли самый образ представлен данной притчей?

Сама же притча – ответ Иисуса на вопрос о Законе. Она начинается со слов «Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (От Луки 16:17), и заканчивается словами о том же: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (От Луки 16:31). А по ходу дела величайший учитель Иисус решает еще две назидательные задачи. 

Во-первых, Он использует фабулу, обличающую спросивших Его фарисеев, «которые были сребролюбивы» (От Луки 16:14), а во-вторых, наделяет главного персонажа притчи, упоминающей воскресение, именем Лазарь. Вскоре Иисус воскресит из мертвых человека именно с таким именем, что наверняка должно будет напомнить фарисеям и о Моисее, и о пророках.

Сергей Головин

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: