РАДОСТЬ ЭККЛЕЗИАСТА
РАДОСТЬ ЭККЛЕЗИАСТА
Рассказывают, как однажды ксендз, имам и раввин затеяли спор о том, когда начинается жизнь. «О чем тут можно рассуждать? – удивился имам, – Всякий знает, что жизнь начинается с рождения». «Ничего подобного! – возмутился ксендз, – Жизнь начинается с момента зачатия». «Что вы в этом понимаете? – печально констатировал раввин, – жизнь начинается, когда дети разъедутся, а собака сдохнет».
Ожидание того времени, когда, наконец, начнется жизнь – одна из наиболее коварных ловушек, подстерегающих нас в нашем земном странствии. Как белка в колесе, мы мчимся, в надежде достичь некой цели – образования, работы, мудрости, богатства, успеха, власти, карьеры, знания, наслаждения, стабильности, безопасности… Нам кажется: стоит приложить еще немного усилий, и вот тогда-то мы, наконец, заживем!
Но всё это, всё то, к чему мы так упорно стремимся «под солнцем», – относительно. Какой бы степени желаемого мы бы не достигли, всегда остается еще. «Все дела утомляют – не перескажешь всего. Не насытится глаз, глядя; не наполнится, слушая, ухо», – пишет мудрый Экклезиаст (1:8 РБО).
Экклезиаст – сокрушитель идолов. С хладнокровной методичностью садиста он уничтожает нашу веру во все, на что мы полагались в этом мире – что ценили, о чем мечтали, к чему стремились. Все это оказывается не более, чем погоня за ветром. Суета сует. Пустота пустот. Тщетная тщета (по-еврейски – hebel: тщета, напраслина, пустота, дуновение). Проверено на практике.
И что потом? Наступят тяжелые времена, о которых будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!» (12:3-5). Когда белизною седины «зацветет миндаль» шевелюры (если там, конечно, останется, чему цвести). Когда невмоготу уже будет сдерживать тремор «стерегущих дом». Когда согнувшиеся «мужи силы» перестанут быть надежной опорой. Когда во рту останется совсем немного «мелющих» и не на шутку затуманятся «смотрящие в окно». Про кузнечика и каперс и вовсе упоминать не хочется… А после? Game over! «Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы».
Под конец же всех этих навевающих безысходную тоску текстов беспощадным вердиктом звучат слова: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (12:14).
«Ну, хоть какое-то есть занятие, не лишенное смысла: бояться Бога», – облегченно вздыхают одни. «Вот так, – обреченно сетуют другие, – жить, оказывается, не только бессмысленно, но еще и страшно». Недаром, за книгой Экклезиаста закрепилась слава самого тоскливого из поэтических разделов Библии. Но так ли это на самом деле?
Расставаться с иллюзиями больно. Всякий раз, когда Соломон слой за слоем подвергает испытанию все, что мы ценим, и каждый раз объявляет, что это – не более, чем суета и томление духа, мы шокированы настолько, что не замечаем чего-то важного. Подобно опытному врачевателю, мудрый царь, ставя диагноз, не забывает сделать назначение, прописать лекарство. Только оно настолько незамысловато, что мы его просто не замечаем!
На протяжении всей книги антифоном рефрену «суета и томление духа» звучит иной рефрен (МБО):
«Нет ничего лучше для человека, чем есть, пить и находить наслаждение в труде. Я понял, что и это дает рука Божья» (2:24).
«Я понял, что нет ничего лучше для людей, чем быть счастливыми и делать добро, пока они живы. И если кто-то может есть, пить и находить удовольствие во всем своем труде, то это дар Божий» (3:12,13).
«Я понял, что хорошо и правильно для человека есть и пить, и находить наслаждение в труде своем под солнцем в течение немногих дней жизни, что дал ему Бог, ведь такова его доля» (5:17).
«Нет ничего лучше для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться. К тому же радость будет сопровождать его в трудах во все дни его жизни, которые Бог дал ему под солнцем» (8:15).
«Итак, иди и ешь с удовольствием свой хлеб и пей вино свое с радостью в сердце, потому что Богу угодны твои дела. Всегда носи свою лучшую одежду и надуши волосы благовонным маслом. Наслаждайся жизнью со своей женой, которую ты любишь, во все дни твоей суетной жизни, что дал тебе Бог под солнцем. Ведь такова твоя доля в жизни и в труде твоем под солнцем» (9:7-9).
Рецепт от мудрейшего из людей поразителен в своей неожиданной очевидности: не гоняйтесь за ветром! Наслаждайтесь жизнью прямо сейчас!
Мы ждем, когда же жизнь, наконец, начнется. Вот, закончу учебу… Вот, найду работу … Вот, обзаведусь семьею… Вот, подкоплю деньжат… Вот, выращу детей … Вот, получу повышение… Вот, поправлю здоровье… Вот, выплачу кредит… Вот, вернусь домой… Вот, закончу ремонт… А жизнь не ждет! Она не придет когда-нибудь потом. Она уже идет! И, что самое печальное – уходит… Не откладывайте жизнь на потом!
В школе вождения учат: бойся дорожной инспекции и правила дорожного движения соблюдай. Это – неотъемлемая реальность ответственного отношения к управлению транспортным средством, залог безопасности. Хочешь, чтобы поездки были в радость, а не на горе – следуй этому наставлению. Но радость-то дают не правила, а сами поездки. Соблюдаешь правила? Тогда свободно едь, куда хочешь!
Подобным образом, благоговейное следование Божьим заповедям не порабощает, а защищает нас, дает подлинную свободу. Заповеди указывают на границы той безопасной песочницы, в которой мы, Божьи дети, можем радостно резвиться в присутствии любящего Отца! Как сказал персонаж моего любимого кинофильма: «Танцуй, детка, – папа рядом».
Деньги, вещи, пища, питье – это все возобновляемые ресурсы. Время не возобновляемо. Каждый момент уникален и безвозвратен. И потому каждой вещи – свое время под солнцем. Время подскакивать ни свет, ни заря, чтобы мчаться на работу, и время поваляться в постели подольше. Время корпеть над учебниками и время любоваться закатом. Время для шумных споров и время слушать тишину. Время быть серьезным и время дурачиться с друзьями. Время принимать ответственные решения и время играть с детьми или внуками. Время плакать и время смеяться.
«Все, что Бог сотворил, прекрасно во время свое; вложил Он в сердца людей и вечность, но от начала до конца человек Божьих дел не постигнет. И узнал я, что нет для людей иного счастья, кроме как веселиться и наслаждаться, пока они живы» (3:11,12 РБО).
Сергей Головин
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой