МИССИЯ И ПОЛИГАМИЯ
МИССИЯ И ПОЛИГАМИЯ
Полигамия (от греческого polus, «многочисленный» и gamos, «брак») – это форма общественного устройства, когда один супруг состоит в браке с несколькими супругами противоположного пола. В подавляющем большинстве случаев под полигамией понимается полигиния, когда одному мужу принадлежит более одной жены. Но порой встречается и такая полигамная форма семьи, как полиандрия – несколько мужей, состоящих в браке с одной женой.
Полигамия принята во множестве культур, включая культуру ветхозаветного Израиля. Она не идентична прелюбодеянию (супружеской измене). Речь идет о культурно приемлемой форме брачных отношений, включающей все элементы таковых, в том числе – юридические и имущественные. Потомки, рожденные в полигамном браке, являются законными детьми.
Примером тому могут быть двенадцать сыновей Иакова — праотцы колен Израилевых.
Несомненно, полигамия является искажением изначального Божьего замысла о браке, так определенного Господом: «Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (От Матфея 19:4-6).
Как видно из этих слов Иисуса, идеал брачного завета представляет собой:
1. Единство
2. Между одним мужчиной и одной женщиной
3. Навеки.
Но падший мир далек от идеала. Многое в нем не соответствует изначальному Божьему замыслу.
В нашей культуре синхронная (одновременная) полигамия не только неприемлема, но и противозаконна. Тем не менее, единственное прямое ограничение в Библии, имеющее отношение к полигамии, касается руководителей новозаветной церкви: «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?… Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тимофею 3:2-7). Но что это значит – «одной жены муж»?
В первую очередь, следует понимать, что данный текст не является исчерпывающим списком квалификационных требований, предъявляемых христианскому лидеру. То, что в нем не сказано, к примеру, «почитающий родителей» или «не наркоман», не делает эти характеристики менее значимыми. Перед нами – культурно обусловленное раскрытие понятия «непорочен».
Во-вторых, значит ли выражение «одной жены муж», что лидер церкви обязательно должен быть женат? Если бы эта фраза имела буквальное значение, то ни апостол Павел, ни даже Сам Иисус на эту роль не подходили бы. Равно как и те, о ком Господь сказал, что они «отказались от брака ради Небесного Царства. Пусть те, кому это дано, поступают так» (От Матфея 19:12, МБО). Опять же, как быть с замечанием апостола Павла, что «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Коринфянам 7:32,33)?
«Одной жены муж» – фразеологизм, означающий целомудренность, нравственную чистоту. В разных культурах он будет иметь различное толкование. Например, в раннехристианской культуре эти слова воспринимались буквально, как верность одной супруге навеки. Ни о каких повторных браках не могло быть и речи. Но при этом сам вдовец, хотя уже ничьим мужем и не был, считался соответствующим этой характеристике.
Амвросий Медиоланский (340–397) писал, что «Существуют три формы добродетели целомудрия: целомудрие супругов, целомудрие вдовства и целомудрие девственности. Мы не восхваляем одни из них, исключая другие. В этом – богатство церковной дисциплины».
В византийской культуре со времен Трулльского собора (691–692 гг.) в епископство рукополагали исключительно тех, кто принял монашеский постриг, что включало и обет безбрачия. Этого правила исторически придерживалась и Православная церковь, лишь недавно ставшая поставлять на епископство вдовцов. Современная евангелическая культура, в свою очередь, допускает повторный брак пресвитера после смерти супруги, но не после развода.
Но в целом ряде культур полигамия понятию «непорочен» не противоречит. Более того, в отдельных культурах с непорочностью считаются несовместимыми моногамия и, тем более, – безбрачие. Например, в народе Камве (Иги) в северо-восточной Нигерии считается, что уважаемый человек должен хорошо управлять своим домом, имея, по крайней мере, двух жен. Как он может заботиться обо всем обществе, если не в состоянии ни содержать двух жен материально, ни поддерживать мир между ними?
На возражения миссионеров, им было сказано прямо: «Как может кто-то соответствовать критериям непорочности – самообладания, благоразумия, порядочности, миролюбия, мягкости в обращении с людьми, если он не продемонстрировал способности хорошо управлять домашним хозяйством с более чем одной женой?»
В полигамных культурах все уважаемые люди, чей авторитет признан сообществом, к чему мнению прислушиваются, кто грамотен и имеет потенциал стать лидерами поместной церкви, имеют более одной жены. Те же, у кого лишь одна жена или вовсе нет таковой, как правило, маргиналы – бездельники и пьяницы. Поставление таковых церковными лидерами подрывает не только авторитет церкви, но и доверие к благовестию. К миссионерам начинают относиться как к разрушителям культуры, поощряющим безделие и паразитизм.
Как же быть в таком случае? И как относиться к полигамным семьям, принимающим Христа? Развод Библия не одобряет вне зависимости от количества жен. Тем более – убийство. (В истории действительно имелись случаи, когда местные вожди под впечатлением проповеди против полигамии «избавлялись» от «лишних» жен.)
Решение, к которому прибегали порой, считая только одну жену женой, а к другим с этого момента относясь как к сестрам, равнозначно нарушению супружеского обета. Это – не более чем лукаво скрываемая форма развода и безответственное отношение к этим женщинам, и, не в меньшей степени, – к их детям. Утрачивая статус законного потомства, они лишаются средств к существованию, общественного статуса и, порой, – даже имени!
Для самих же оставленныёх жен проституция нередко остается единственным источником дохода. В народе Кру в Либерии есть даже поговорка: «Нельзя доверять человеку с одной женой». Моногамия в подобных случаях в принципе исключает соответствие лидера критерию «Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тимофею 3: 7).
Традиционно в полигамных культурах Бог воспринимается, с одной стороны, как наделяющий авторитетом успешных лидеров, которые способны обеспечивать благосостояние и семьи, и народа («ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» – 1 Тимофею 3:5), с другой стороны, – как заботящийся о вступлении в брак каждой женщины в сообществе, то есть о предоставлении всем без исключения социального статуса, защиты и материального обеспечения.
Принудительное насаждение моногамии приводит к извращению представления о Боге, убеждая людей, что «новый Бог»:
— выступает и против традиционно признаваемых авторитетных лидеров, как правило, имеющих более одной жены, и против традиционных обычаев в целом;
— поддерживает безответственность со стороны мужчин, призывая их избавляться от «лишних» жен и детей;
— отказывает женщинам в социальной безопасности, лишая их гарантий вступления в брак, крова и социального статуса;
— одобряет развитие проституции;
— принуждает замужних женщин нести бремя домашнего хозяйства в одиночку;
— не желает, чтобы мужчины заботились о престиже и благосостоянии своего дома, вкладывая доход в расширение семьи;
— симпатизирует доминированию женщины в доме, с одной стороны потакая сумасбродству женщин, неспособных ужиться с кем-либо еще, а с другой стороны лишая мужа традиционных дисциплинарных мер – таких, как женитьба на другой или отлучение от брачного ложа.
Царство Божье не подобно тротилу, разрушающему культурные устои. Не подобно оно и приданию языческим традициям «христианского оттенка». Царство Божье подобно закваске, медленно меняющей культуру изнутри.
Итак, Писание ни разу не осуждает полигамию, но однозначно осуждает супружескую измену и развод. В то же время мы видим, что полигамия не соответствует Божьему замыслу о браке. Поэтому церковь, с одной стороны, не благословляет вступления в полигамный брак. Но, с другой стороны, с уважением относится к уже существующим полигамным бракам. Такой подход обеспечивает плавную трансформацию принявшей Христа культуры от полигамной к моногамной.
Не разрушая культуры, эти изменения начинаются с трансформации мировоззрения отдельных ее носителей. Под водительством Духа Святого эти люди начинают понимать Писание, применяя его к собственному культурному контексту. Это ведет к постепенному изменению значения уже существующих элементов культуры, а также к естественному развитию новых форм, наилучшим образом служащих целям Царства.
Сергей Головин
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой