КУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ

КУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ


КУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ

Познавательный аспект культуры сопоставим с библейским понятием «Истина». Это, как бы, «общее знание» всех представителей данной культуры – о злых и добрых духах, о микробах, об ангелах-хранителях, об электронах, о душах предков и т. п. Некая совокупность информации, истинность которой общепризнанна, и на ее основании дается объяснение любым событиям и явлениям реальности.

Чем, к примеру, вызывается заболевание болотной лихорадкой? В африканских племенах вам скажут, что виной тому – злые духи. Современный европеец возразит, что все дело в плазмодиях – одноклеточных паразитах, переносимых малярийными комарами. Но еще не так давно европейцы были абсолютно уверены, что причина малярии – в болезнетворном воздухе над болотами. Отсюда, собственно, и происходит название этой болезни: mala aria, что по-итальянски значит «плохой воздух».

В середине XIX века в Европе распространилась практика приема родов в больничных условиях. До этого акушерки принимали роды на дому, и без своевременной врачебной помощи любые осложнения могли привести к летальному исходу. Однако с созданием родильных палат при больницах ситуация не особо улучшилась. С одной стороны, непосредственная смертность при родах значительно сократилась. Но у большинства рожениц вскоре начинался жар, и, в конечном итоге, они все равно погибали. На этот раз – с диагнозом «родовая горячка».

Каких только предположений ни делал австрийский врач Игнац Земмельвейс о причинах этой болезни! Он и менял положение тела женщины при родах, и запрещал звонить в погребальный колокол, когда его могут услышать роженицы – всё было впустую. И вот однажды, по пути в родовой зал после вскрытия трупов в анатомическом театре, он предложил своим ассистентам тщательно вымыть руки. Результат оказался потрясающим – родовая горячка отступила. Чтобы дать объяснение столь неожиданному эффекту, Земмельвейс предположил, что на руках у препарировавших трупы оставались «частицы смерти», которые и губили пациенток, попадая в их организм.

Нам, наслышанным о бактериях, невозможно не удивляться – насколько близким к истине было озарение доктора Земмельвейса! Но тогда из его теории сделали посмешище. Ведь каждый знает – просвещенной медицине никакие «частицы смерти» не ведомы! Поскольку же врач продолжал настаивать на своей антинаучной теории, его со временем лишили и звания, и врачебной практики.

Всю оставшуюся жизнь доктор Земмельвейс призывал коллег мыть руки. В конце концов, его упекли в сумасшедший дом, где по иронии судьбы, он скончался от заражения крови – той самой болезни, от которой спасал своих подопечных. Родовая горячка, «болезнь грязных рук», вернулась в больничные палаты и царила там еще целое столетие – пока исследования, наконец, не установили подлинную причину этого смертоносного недуга.

Думаете, заблуждения XIX века там и остались? Как бы ни так! К примеру, для обоснования дарвиновской теории эволюции была выдвинута идея, что аппендикс – это рудимент слепой кишки, доставшийся человеку от эволюционных предков, и ныне никакой функции не выполняющий. Такое представление стало общепризнанным, и в результате почти сто лет никто не тратил времени и средств на изучение функции аппендикса. Разве можно изучать то, чего нет?

Поскольку же в случае воспаления аппендикса, называемом аппендицит, симптоматика проявляется лишь на поздних стадиях заболевания, когда требуется экстренное оперативное вмешательство, в ряде развитых стран была принята практика удалять аппендикс младенцам за ненадобностью на восьмой день после рождения (как выяснилось, именно в это время механизм свертываемости крови наиболее эффективен).

Когда же в конце ХХ века функция аппендикса все-таки была выявлена, оказалось, что это орган этот вообще не имеет отношения к пищеварению. Он – часть иммунной системы! Это – секреторная железа, и наибольшую роль она играет в тот самый период младенчества, когда тысячам малышей удаляли этот орган, исходя исключительно из всеобщей веры в теорию эволюции!

К слову стоит отметить, что Моисей еще за три с половиной тысячи лет до открытия механизма свертываемости крови заповедал по Божьему откровению делать младенцам обрезание, хирургическую операцию по удалению крайней плоти, именно на восьмой день после рождения!
Вышеприведенные примеры «общего знания» должны несколько умерить нашу когнитивную гордыню. В любой культуре хватает суеверий, принятых исключительно по рецепту киплинговских бандерлогов: «это правда, потому что мы все так говорим».

Причем, когнитивный аспект культуры (от латинского cognitio, мышление) распространяется не только на мир материальный, непосредственно познаваемый в ощущениях (технологии, питание, общественное устройство и т. д.), но и на сферы метафизические (верования, отображаемые в культах и ритуалах). И здесь познавательные пути тоже будут разными.

Для выпускника североатлантической консервативной богословской семинарии познание потустороннего достигается посредством изучения текстов священного Писания. А для племени, которому он приехал служить, оно осуществляется в практическом взаимодействии с духами умерших и через наркотический сон, воспринимаемый как кратковременная смерть.

Сергей Головин

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: