МЕЧТЫ О ДИНАСТИИ (Часть 1)

МЕЧТЫ О ДИНАСТИИ (Часть 1)


МЕЧТЫ О ДИНАСТИИ (Часть 1)

 

(глава из книги Стивена Дейли “Эллен Уайт. Психобиография”)

 

Я не пишу ни одной статьи, которая выражает только мои собственные идеи. Они есть то, что Бог открыл мне в видении — драгоценные лучи света, исходящие от престола.

— Эллен Уайт, Свидетельства для Церкви

 

Рассказывают историю о пасторе, который проповедовал библейскую истину о том, что никто не идеален. Он цитировал текст за текстом, чтобы доказать свою правоту, а затем донести свою точку зрения очень практичным способом, и потому он попросил всех, кто считает себя идеальным, встать. Небольшого роста женщина, которая недавно вышла замуж за давнего члена церкви в возрасте пятидесяти лет, чья жена умерла незадолго до этого, медленно поднялась посреди собрания. Пастор остановился, крайне удивленный, и спросил: “Вы действительно думаете, что вы совершенны, мадам?” Женщина ответила: «О, нет! Вовсе нет, пастор. Я не идеальна. Я встала вместо первой жены моего мужа!»

 

Я не думаю, что Джеймс Уайт когда-либо питал иллюзии, что его жена-пророчица идеальна, но в адвентистском движении наверняка были люди, которые, основываясь на ее многочисленных видениях, думали, что она ближе всех к идеалу. С другой стороны, как мы отмечали в предыдущей главе, росло число тех, кто осознавал, что ее «видения» часто терпят неудачу и что она далека от совершенства. Но после того, как церковная организация, наконец, сформировалась и адвентизм седьмого дня стал официальной деноминацией, Эллен оказалась в гораздо более удобном положении, чем в течение длительного времени до того. Её самые резкие критики из партии «Вестников» были исключены из адвентистского движения, а ее напряженность в отношениях Джеймсом ослабла благодаря их победе в борьбе за организацию. С помощью Джеймса и Бейтса она смогла скрыть и похоронить свои неловкие ошибки, связанные с закрытой дверью, окончанием испытательного срока и семилетней теорией. Адвентистское движение быстро росло, и теперь появилась новая возможность сосредоточиться на будущем, не опасаясь конца света, нависшего над их головами.

 

Соответственно, Эллен стала искать более достоверные источники для обоснования своих писаний, чем апокалиптические причуды, из-за которых у нее возникли проблемы, такие как проблемы с закрытой дверью благодати и пророчества о конце света. Но, как мы вскоре увидим, даже некоторые из этих источников оказались довольно странными и смущающими с нашей сегодняшней точки зрения. Области, на которых Эллен сосредоточилась после того, как организация была создана, были следующими: (1) Реформа здравоохранения, основанная на физиологии жизненной силы (vital force physiology), продвигаемая рядом ведущих реформаторов  того времени. Именно в этот период у Эллен Уайт будет последнее важное видение. (2) Святость, основанная на соблюдении Десяти заповедей, которая была связана с более широким движением святости в 19-м веке. По иронии судьбы этот акцент на святости со стороны Эллен Уайт будет сопровождаться уменьшением акцента на Святом Духе и сверхъестественной силе Святого Духа. (3) Стремление к созданию образовательных и медицинских учреждений. Школы будут построены по модели христианского перфекционизма Гудлоу Харпер Белл, а медицинские клиники и больницы будут следовать модели реформы здоровья и отходить от радикального исцеления верой, отрицавшего необходимость в земных врачах, которое ранее поддерживала Эллен. (4) Переход Эллен от харизмании к харизмофобии.

 

Психологически теперь Эллен была в большей безопасности, потому что она всегда могла указать на установленные авторитеты, если ей потребуется подтвердить достоверность ее божественных откровений. Теперь она могла переключить свои мысли с выживания на создание и рост адвентистской династии. И хотя она учила адвентистов не читать книги, «содержащие заблуждения» или написанные «миром» или «неверными» (не адвентистами), за свою жизнь она собрала большую библиотеку, наполненную множеством таких книг и материалов. В конце концов, считалось, что она имела прямое божественное руководство, которое давало ей проницательность, чтобы отличить истину от заблуждения при чтении произведений неадвентистов. Однако с нашей сегодняшней точки зрения мы можем увидеть, что это совсем не так. Начнем с ее послания о реформе здоровья.

 

Реформа здравоохранения и жизненная сила

 

Как только Эллен, Джеймс и Бейтс победили в битве за церковную организацию, у Эллен появилось самое всеобъемлющее видение, которое также оказалось ее последним важным видением. Её «видение» реформы здоровья 1863 года было впервые изложено в ее книге «Обращение к матерям», а также опубликовано отдельными разделами в адвентистском журнале «Реформатор здоровья». В главе 5 мы уже отмечали множество действий, верований и практик, которые Эллен Уайт осуждала, основываясь на своих видениях. Ряд этих запрещенных практик подверглись критике на основании ее видения реформы здоровья. Основываясь на своем предполагаемом откровении, Эллен приняла физиологию жизненной силы, которая была популярна среди реформаторов здоровья за пределами адвентизма в середине 19-го века. Эта философия, или мировоззрение, учила, что каждый человек рождается с ограниченным количеством жизненной силы (мужчины рождаются с большей, женщины — с меньшей). Также считалось, что ряд поведений или действий приводят к преждевременному снижению этой жизненной силы, вызывают множество серьезных заболеваний или приводят к ее полному истощению, вызывающему преждевременную смерть.

 

Эта теория была напрямую связана с тем, что называется френологией, наукой, которая учила, что «животные органы» мозга расположены в задней нижней части головы и при нагревании вызывают быстрое уменьшение жизненной силы. Вот почему Эллен пришла к выводу, что она была обязана предостеречь матерей от любых форм сексуальной стимуляции, а также от других практик, которые, с нашей сегодняшней точки зрения считаются абсолютно безобидными. К ним относилось ношение чепцов, косичек, париков, шиньонов, шляп и пучков для волос, поскольку считалось, что следование этой «деформирующей моде» приводит к нагреванию основания мозга и истощению жизненной силы.

 

“Искусственные волосы и подушечки, покрывающие основание мозга, нагревают и возбуждают спинномозговые нервы, концентрирующиеся в головном мозге. Голова всегда должна быть в прохладе. Тепло, вызванное этими искусственными средствами, вызывает прилив крови к мозгу, а кровь, действуя на низшие или животные органы мозга, вызывает неестественную деятельность, ведет к безрассудству в нравах, а разум и сердце подвергаются опасности быть испорченными. По мере возбуждения и укрепления животных органов мораль ослабевает, моральные и интеллектуальные силы разума становятся слугами животных наклонностей. Вследствие перегрузки мозга его нервы ослабевают и приходят в болезненное состояние, делая почти невозможным пробуждение нравственных чувств. Такие люди теряют способность различать священные вещи. Неестественный жар, вызванный этими искусственными деформациями вокруг головы, вызывает приток крови к мозгу, вызывая закупорку сосудов и выпадение естественных волос, приводя к облысению. Таким образом, естественное приносится в жертву искусственному. Многие потеряли рассудок и стали безнадежно безумными, следуя уродливой моде”. («Слово к христианским матерям на тему жизни, здоровья и счастья” No. 2», Health Reformer 6 (октябрь 1871 г.): 121.)

 

Эллен Уайт не была авторитетом в вопросах здоровья, но она утверждает, что ее теории основаны на божественных откровениях: Бог показал ей, что всё, от облысения до безумия, вызвано ношением шляп, париков, чепцов, волос, собранных в пучок и т. д. Из того, что мы знаем сегодня, это совершенная нелепость, но Эллен приписывает эти идеи непосредственно Богу, и она преуспела в этом не только среди адвентистов своего времени, но продолжает поддерживать свой статус среди современных адвентистов. Как только она убедилась, что метод приписывания собственных идей Богу работает, она стала смелее говорить практически по любому вопросу, приписывая идеи, которые она скопировала у других, Богу. Она не только осуждала самые невинные практики, но и нападала на данный Богом дар супружеской сексуальности, если она имело место чаще, чем раз в месяц. Опять же, это была не ее идея, а была позаимствована непосредственно у виталистических реформаторов здоровья того времени, а затем приписана Богу.

 

“Те, чей интеллект и нравственность слабы, могут тратить свою избыточную жизненную силу на эту страсть [сексуальную активность] … но они не смогут развить свои высшие способности, пока наслаждаются таким образом… Покрасневшие, опухшие, огрубевшие лица, подагра — это далеко не все последствия, с которыми они сталкиваются… Но для людей обоего пола  с гладкой и светлой кожей, светлыми глазами предаваться этому каждую лунную четверть, даже в браке, есть постепенное, но действенное разрушение как души, так и тела”. (Эллен Уайт, “Торжественный призыв по поводу порока одиночества, злоупотреблений и излишеств в супружеских отношениях”, Сакраменто: Северо-Западная издательская ассоциация, 1870 г., переиздано в 1980 г., стр. 200.

 

Если можно в таких резких выражениях осуждать невинную и здоровую деятельность, то неудивительно, что, когда речь пошла о мастурбации, фобии 19-го века, Эллен Уайт использовала гораздо более резкие выражения. Для викторианских реформаторов здоровья второй половины 19-го века было обычным делом называть мастурбацию тайным пороком, самоуничижением, онанизмом (в честь Онана в Библии, который пролил свое семя на землю) и даже анимализмом. Адвентисты, как и реформаторы здоровья того времени, крайне критически относились к медицине того времени, называя лекарства ядом, угнетающим жизненную силу. Поэтому неудивительно, что они восхваляли и перепечатывали статью, написанную неадвентистским врачом У. Р. Данэмом (W.R. Dunham) в Бостонском медицинском и хирургическом журнале, восхваляющую естественные целительные свойства жизненной силы и предостерегающую от практик, которые жизненную силу истощают. (Данэм щедро цитируется в статье адвентистского врача Дж. А. Тенни «Жизненная сила или лекарства», журнал “Реформатор здоровья”  №9 за 1874 г.)

 

Прежде Данэма на представления Эллен Уайт о жизненной силе больше всего повлияли Гораций Манн (Horace Mann) и врач-миллерит Ларкин Коулз (Larkin Coles). Коулз утверждал, что жизненная сила передается в теле электрическими импульсами, проходящими через нервную систему, и на нее очень негативно влияет сексуальная стимуляция. И хотя в науке френологии эта теория в конце концов стала считаться ненадежной, реформаторы здоровья в 1860-х годах, когда Эллен Уайт находилась под их влиянием, считали ее передовой научной мыслью. И поскольку женщины, как считалось, наделялись меньшей жизненной силой, чем мужчины, Эллен считала их гораздо менее способными поглощать шок сексуального возбуждения в любой форме, особенно в отношении “порока одиночества”. В 1864 году она обратилась к матерям со следующими словами, якобы явленными ей Богом.

 

“Женщины обладают меньшей жизненной силой, чем представители другого пола, и лишены бодрящего, живительного воздуха из-за того, что большую часть своей жизни они проводят в своих домах. Результаты самоосквернения у них проявляются в виде различных заболеваниях, таких как катаракта, водянка, головная боль, потеря памяти и зрения, сильная слабость в спине и пояснице, поражения позвоночника, голова часто проминается внутрь. Раковая жидкость, которая дремала бы в организме всю жизнь, воспламеняется и начинает свою пожирающую разрушительную работу. Ум часто полностью разрушается, и имеет место безумие”. (Эллен Уайт, “Воззвание к матерям”, стр. 27)

 

Эллен Уайт, как и большинство реформаторов здоровья своего времени, настаивала на полном воздержании, когда дело доходило до самооскверняющей практики мастурбации. Но этого было мало, ведь даже сексуальные мысли могли губительно сказаться на запасе жизненной силы. Вера 19-го века в то, что мужское семя содержит огромную «живительную силу», была продемонстрирована утверждением, что «одна его унция равна сорока унциям крови в любой другой части тела» (здесь в своем “Воззвании к матерям” Эллен Уайт ссылается на некоего доктора Миллера). Таким образом, сны, связанные с похотливыми мыслями, считались очень вредными и сильно греховными. Молодых людей предупреждали, что они должны быть чистыми во время бодрствования, если хотят быть чистыми во сне. И женщины не были свободны от этих предупреждений. Сексуальные мысли и особенно пороки одиночества были для них еще более вредны, учитывая их меньшую жизненную силу.

 

“Женщины, хотя они и не теряют семя, вызывают этой привычкой [самоосквернения] выделения из влагалища, которые приводят к сильному истощению организма. Эти выделения, называемые «белями», часто являются началом самых страшных и смертельных болезней. Они предшествуют гиперемии, воспалениям, язвам, опухолям и проблемам с маткой”. (Цитата из д-ра Миллера в “Воззвании к матерям”).

 

Продолжение в части 2

Стивен Дейли “Эллен Уайт. Психобиография”

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: