ТРАДИЦИИ КАК МАРКЕР ЛОЯЛЬНОСТИ
#традиции #лояльность_руководству #причина_стойкости_обычаев
ТРАДИЦИИ КАК МАРКЕР ЛОЯЛЬНОСТИ
Имеет ли право община установить внутренние порядки, не основанные на Слове Бога? Как быть с теми, кто присоединяется к общине после установления традиций?
Если он с ними согласен — понятно, а если он искренний христианин, но не соглашается с принятой традицией? Пусть ищет другую общину? Или пусть смиряется? Должен ли он подчиниться общему решению или может остаться при своем? Есть ли у него шансы не стать изгоем за инакомыслие? Способна ли община быть разнородной внутри себя, и в тоже время иметь единство? Имеет ли право община смирять детей Божьих за несогласие с её традициями? Не становится ли в таком случае ценность традиции выше ценности человека, и выше Божьей заповеди о любви к ближнему? Ибо Господь заповедал делать из людей Его
учеников, а церковь говорит: «не согласен с нашим преданием – ищи другую общину».
Практически в любой церкви есть ряд постановлений или традиций, основанных не на Слове Бога, а на личных убеждениях церковного руководства. Бывает так, что несогласие с этими постановлениями приводит к тому, что несогласный подвергается репрессиям внутри общины, и если он готов отстаивать свою точку зрения, на него вешают клеймо непокорного бунтаря и изолируют от остальной части общины.
На самом деле это явление широко распространено. «Пастыри» травят инакомыслящего, а прихожане молча наблюдают, кто-то с состраданием (типа, куда же ты против системы), а кто-то с безразличием. И это происходит несмотря на то, что этот «инакомыслящий» может быть вполне благочестивым и искренним христианином.
Для контраста стоит заметить, что такое руководство вполне терпимо относится к согрешениям тех, кто достаточно лоялен и одобряет местные традиции. Другими словами отношение «пастырей» к верующим в общине складывается не в соответствии с личным благочестием
христиан, а пропорционально лояльности к тем или иным мнениям церковного руководства.
Отношение к традициям общины становится маркером или отличительным признаком тех, кто лоялен к руководству и слепо доверяет их речам. Многие служители церкви предпочитают учить Божьих детей бездумному послушанию, которое они сами называют смирением, вместо того, чтобы учить их все испытывать Писанием и покоряться авторитету Божьего Слова.
Возьмем, к примеру, распространенный в некоторых традиционных общинах запрет женщинам пользоваться косметикой и носить украшения. Основанием для такого запрета считаются тексты:
«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.» (1 Петра 3:3-4)
«чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.» (1 Тимофею 2:9-10)
Внимательное прочтение этих текстов даст нам возможность увидеть, что тексты не говорят, «чтобы не украшали», но чтобы «украшали…добрыми делами». То есть акцент, как Петр, так и Павел ставят не на запрете украшений, но на том, чтобы жены украшали себя добрыми делами и внутренней красотой. Наставление апостолов заключается
в том, чтобы женщины отдали преимущество не внешней, а внутренней красоте. Это, впрочем, не запрещает им заботиться и о внешней красоте, которая должна соответствовать понятиям скромности и целомудрия.
Итак, как видим, указанные тексты не содержат строгого запрета на ношение украшений, и тем более на использование косметики, они лишь указывают приоритет внутренней красоты над внешней, учат скромности и целомудрию. Удивляет, как библейское наставление о том, чтобы женщина заботилась о красоте своего характера, превратили в запрет на косметику и серьги, полностью проигнорировав суть апостольского наставления.
Своего апогея этот театр абсурда достигает, когда сварливая и скупая женщина без косметики и серег, регулярно посещающая все собрания и вовремя поддакивающая пастору, приводится в пример, как образец, а благочестивая и кроткая сестра, несущая труд в детском приюте, порицается служителями общины за то, что она подкрашивает глаза и брови. Приходилось даже слышать проповеди, где факт того, что Иезавель нарумянила щеки, использовался как доказательство того, что если женщина красится, то она под влиянием духа Иезавели.
Таким «гигантам богословской мысли» хочется задать вопрос: «а в окно смотреть можно?», а то ведь она и в окно смотрела… Сразу вспомнился другой пример, когда стих из притчей Соломоновых «украшение стариков – седина» использовался проповедником, как библейское доказательство запрета красить волосы.
Любой здравый человек понимает, что доказательства такого рода «притянуты за уши» и на самом деле доказательствами не являются. Запреты на косметику, ювелирные украшения и покраску волос являются человеческой традицией, но нередки случаи, когда такие традиции преподаются, как заповеди Бога.
В этом и заключается основная проблема человеческих традиций в церквях: традициям учат так, будто их заповедал Господь. При таком подходе рано или поздно человеческие традиции начинают конфликтовать с Божьими заповедями.
Максим Шишко «Разрывая узы Вавилона»
Проблема больше не в традициях, а в извращенном подходе к толкованию и применению Писаний.