ЛЮБОВЬ ИЛИ ВИНА
#вина_в_христианстве #чувство_вины #любовь #религия_вины
ЛЮБОВЬ ИЛИ ВИНА
Помню слова пожилого священника. Это был шутливый разговор, но часто именно в шутки люди облекают самые серьезные переживания. Возможно, то была именно такая шутка.
Священник сказал:
– Ты ведь знаешь, что людей вдохновляют личные примеры святости и любви, именно поэтому люди собирались вокруг святых, даже тех, которые только и делали, что от людей бегали.
А у нас ни любви, ни святости, поэтому люди от нас бегут. Вот только и остается, что чувство вины эксплуатировать, страхи, да тревоги.
Но ведь в жизни так и получается: чем меньше любви, тем больше вины и страха, часто друг от друга неотделимых. И если подлинное чувство вины, рожденное трезвой оценкой собственных несовершенств, желанием стать лучше, любовью к Богу и ближнему – созидательно, то невротическое чувство вины всегда разрушительно и произрастает оно из нелюбви к самому себе, из страха людского и Божьего наказания и отторжения. Совершенная любовь — по слову Иоанна Богослова — изгоняет страх. Но если мучительные страхи не изгнаны, и религиозность ложится на эти страхи, то последние становятся неотъемлемой частью самой религиозности.
Некоторые считают вину проявлением духовности.
Загляни в свою душу и проверь, правда ли это: на самом деле ты не любишь самого себя. И не хочешь себе добра. И с Господом у тебя отношения, построенные на страхе. И поскольку ты Его боишься, ты предварительно наказываешь себя сам, чтобы Он потом не наказал тебя. Это происходит на уровне подсознания, ты думаешь: «Вот, Господи, я сам себя хорошенько наказал. Не наказывай меня, не бей. Я получил по заслугам от самого себя».
Есть люди, которые приходят на исповедь и просят наказать их. Говоришь им: «Я понял, что ты сказал, это весьма серьезно. Я оцениваю твою смелость. Ты ничего не скрываешь, признаешься в содеянном. Я вижу твое раскаяние, твои чувства. Господь любит тебя, принимает и прощает тебя». А верующий отвечает: «Теперь, батюшка, скажите мне, что я должен сделать? Накажите меня». Одному человеку, который настаивал на наказании, я ответил: «Почему я должен тебя наказывать?» – «Я не буду себя чувствовать хорошо, если вы меня не накажете. Я хочу почувствовать себя наказанным». Эта сладость наказания и оправдание через наказание присущи многим людям.
Мы не выносим свободы, которую Бог нам дает. Только после наказания нам становится хорошо. При таком богословском подходе к оправданию через вину как можно говорить о том, что Господь – наш Отец? Разве ты так поступаешь со своим ребенком? Что бы ни сделал твой ребенок, разве ты не продолжаешь любить его? Разве тебе понравилось бы наказать своего ребенка так, как требуешь, чтобы наказали тебя? Он же ребенок. Он шалит в школе и получает плохие оценки, потом возвращается домой и говорит: «Папа, мама, все плохо. Я сегодня обедать не буду, я посижу у себя в запертой комнате. Я накажу себя за то, что я сделал». Ты как родитель что ему скажешь? «Деточка, я согласен. Ты ошибся, ты не должен был так поступать. Надо было и в самом деле побольше заниматься. Но теперь пойдем поедим! Не стоит сидеть голодным». Почему ты так говоришь? Потому что любишь своего ребенка. Так почему же Господь должен вести себя с тобой иначе?
Но ты продолжаешь чувствовать вину.
Уже давно, будучи священником, я встречаю христиан, которые считают себя недостойными. «Я недостоин любви Господа. Ни Господь, ни люди не могут любить меня такого, плохого. И вообще: я недостоин ни радости, ни жизни, ни здоровья. Поэтому я и болен, поэтому меня наказывает Господь».
Эти фразы постоянно звучат у тебя в голове. Ты чувствуешь угрызения совести даже за то, что болен… Мы привыкли к угрызениям совести – это наш наркотик! Нам нравится постоянно чувствовать себя плохо, пребывать в этом убогом, заплаканном состоянии. Мы привыкли к меланхолии, нам это нравится… Мы почти обожествили вину, некоторые даже считают ее проявлением духовности…
В нас поселилось одно вредное убеждение в том, что мы не заслуживаем ничего доброго, и это часто портит нам жизнь. Мы совершенно не поддерживаем внутри себя чувство собственного достоинства. Но мы не являемся недостойными людьми! Ты не можешь быть недостойным, раз ты творение Божие! Полюби себя! Любовь – это прекрасно!
У меня для тебя сегодня приятные новости. Я хочу, чтобы ты принял от всего сердца то, что я тебе скажу. Чтобы почувствовал ту радость, которую испытываешь, узнав хорошие новости. Хорошая новость сегодня заключается в том, что ты отправишься в рай! Ты спасешься! Ты будешь с Богом вечно.
Андрей Конанос
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой