КЕЙС ОТ КЕЙСБОЛТА: МИЛЛЕР НЕПРАВИЛЬНО ПОНИМАЛ ТЕКСТ ЛУКИ 13:32–33

КЕЙС ОТ КЕЙСБОЛТА: МИЛЛЕР НЕПРАВИЛЬНО ПОНИМАЛ ТЕКСТ ЛУКИ 13:32–33


КЕЙС ОТ КЕЙСБОЛТА: МИЛЛЕР НЕПРАВИЛЬНО ПОНИМАЛ ТЕКСТ ЛУКИ 13:32–33

В первой части этой серии я обсуждал пророческий период в 2520 дней/лет или семь времён язычников. Во второй части я исследовал интерпретацию Уильямом Миллером Осии 6:1–3. Третья статья была посвящена Откровению 9. Четвертая статья, посвященная толкованию Миллером Луки 13: 32–33, следующая в этой серии из примерно дюжины статей, показывающих, что метод и результаты интерпретации Миллера были ошибочными.

 

Еще в 1833 году Миллер предложил Луки 13:32–33 в качестве одного из своих 15 доказательств пророческих периодов, указывающих на то, что Второе Пришествие произойдет в 1843 году. [1]  В 1843 году он изложил свой основной тезис в двух предложениях: «Время доказывается пятнадцатью разными способами. Эти несколько (пятнадцать) способов пророческой хронологии доказывают конец в 1843 году» [2]. Большинство адвентистов знают только об одном из 15 доказательств Миллера, но Елена Уайт ясно утверждала, что он нашёл 15 пророческих периодов. В главе 23 своего 1-го тома «Духовных даров» она неоднократно упоминает «пророческие периоды». «Служители были осуждены и убеждены в правильности позиции, занятой в отношении пророческих периодов», — писала она. Она обвинила «лицемерного служителя и дерзкого насмешника» в том, что он отказался признать, что Библия указывает на «год», когда «пророческие периоды закончатся». Более того, она утверждала, что Божья рука «прикрыла ошибку в исчислении пророческих периодов» и что «пророческие периоды доходят до 1844 года». Ее самое значительное и решительное утверждение звучит так: «Я видела, что они [обращенные в Полночном Крике] были правы в своём исчислении пророческих периодов». [3]

 

Джон Паулин заметил, что Елена Уайт считала миллеровские интерпретации «пророческих периодов» предопределенными Богом. Таким образом, Миллер был источником её “основного убеждения в том, что “прорыв” последнего времени в понимании Даниила и Откровения был ключевым фактором подъема адвентистского движения”. Бог «снял завесу с этих книг, позволив Миллеру полностью понять их» [4]. Рост такого понимания проявился в открытии Миллером 15 доказательств, основанных на «семи различных способах вычисления 1843 года как последнего года мировой истории», но, как заметил Кая Арасола, по иронии судьбы, только «два из семи происходят из книги Даниила и ни один из Апокалипсиса». Миллер подчеркивал, что у него было множество библейских текстов, подтверждающих 1843 год: «Эти несколько способов пророческой хронологии доказывают конец в 1843 году». [5] Как неоднократно подчеркивалось в этой серии, Елена Уайт была убеждена, что Миллер имел особое божественное руководство, которое привело его к более глубокому пониманию «последних дней».

 

“Я видела, что Бог послал Своего ангела, чтобы проникнуть в сердце фермера, не верившего Библии, и побудил его исследовать пророчества. Ангелы Божьи неоднократно посещали этого избранного, направляли и открывали его разум для разумения пророчеств, которые всегда были темными для Божьего народа”. [6]

 

Однако фактические текстовые интерпретации Миллера не демонстрируют продвинутого «понимания» «пророчеств, которые когда-либо были темными для Божьего народа».

 

Ключ к его конкретной интерпретации заключается в том, что он использует свой принцип «день = тысяча лет», чтобы достичь тысячелетней субботы в 1843 году. (Читая приведенные ниже пространные цитаты Миллера и запутанную хронологию, помните заявление Елены Уайт о том, что рассуждения Миллера настолько просты и ясны, что даже ребенок может легко их понять). Ниже представлены его принципы интерпретации. Он писал:

 

У нас есть еще одно пророчество о Самом Христе, согласующееся с пророчеством Осии, 7: «И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня [тысяча лет] и завтра [вторая тысяча лет], и в третий день [третья тысяча лет] кончу, а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима. Луки 43:32-33 (так в оригинале). [8]

 

“В этом отрывке три дня снова упоминаются тем же образом, что и у Осии: сегодня и завтра то же самое, что и два дня. Единственная разница в том, что Осия говорил о них как о будущем, а Христос — как живущий в первый день. Эти два дня у Луки должны были использоваться Христом для изгнания бесов и совершения исцелений, а на третий день Он должен был стать совершенным; то есть, как я смиренно верю, в третий день церковь или тело Христово будет совершенным [9] и «представит славную церковь без пятна и порока», подобную Христу, славное тело, соединенное с Ним и ставшее единым с Ним. И тогда Господь Иисус Христос завершит свою посредническую работу на земле по изгнанию бесов и совершению исцелений. Никто не может поверить, что этот отрывок означает буквальные дни, ибо сам Христос опровергает это объяснение в том же отрывке, говоря: «Впрочем, Мне должно идти сегодня, и завтра, и послезавтра», явно указывая, что он не имел в виду обычные дни. То, что он имел в виду пророческие [sic] дни, столь же очевидно; ибо дух Божий исцелял и изгонял бесов более двух лет, так что дни буквальные или пророческие не могут быть определенным временем. И я не знаю никакой другой интерпретации, которую можно было бы применить к этому отрывку, кроме той, которую я применил к толкованию Осии”. [Согласно его принципу, «день» может означать тысячу лет (согласно 2 Петра 3:8) точно так же, как он может относиться к году по принципу день-за-год].

 

В этом отрывке у Луки они подошли ко Христу и сказали Ему, что Ирод ищет его жизни; и Христос ответил и сказал: «Иди и скажи этой лисице», как если бы Он сказал; хотя он хитер, как лисица, и «понимает темные фразы», как задолго до этого пророчествовал о нём Даниил. И хотя ему или четвертому царству, под Которым он осуществляет свою власть, позволено наказывать проступки Моего народа, но Я буду изгонять бесов и творить исцеления сегодня и завтра, и в третий день царство Моё будет совершено. То есть две тысячи лет Евангелие Моё будет провозглашаемо [10], благодать Моя совершит своё дело, и дети будут возрождены и приняты в Царство Моё, и в третьей тысяче оно будет завершено, несмотря на все противодействия. [11]

 

Затем Миллер предается проповедническим мечтаниям, представляя славный третий день и тысячелетие, прежде чем заключает:

 

«Нам нужно только применить к этим дням тот же принцип, который мы применяли к дням из Книги Осии, и мы снова попадаем в 1843 год по Р.Х., который является началом дня покоя [тысячелетней субботы], года, когда придет Христос на облаках небесных…, воскресение праведников из мертвых [12], святилище очистится [13] и церковь сделается совершенной… Всё это произойдет в начале последнего дня, и если я прав в своих расчётах и если наша хронология от распятия Иисуса Христа верна, времена (которые до сих пор были рассмотрены) наступят в 1843 году по Р. Х. Если же хронология от распятия Иисуса не верна, то дата соответственно изменится. Некоторые говорят, что мы потеряли четыре года; если так, то мы можем ожидать исполнения в 1839 году [14], но я думаю, что мы не можем ожидать его до 1843 года, который, как я имею серьезные основания полагать исходя из событий, произошедших в 1798 году, является истинным временем [15].

 

Итак, Миллер предполагает, что когда Христос говорит, что сегодня и завтра Он будет исцелять и изгонять бесов, это относится к двум тысячелетиям, которые охватывают период с 158 г. до н.э. по 1842 г., и он полагает это на том же основании, которое он изложил в своем толковании Осии 6: 1-3. . Эти два тысячелетия должны начаться с союза, заключенного между римлянами и евреями в 158 году, который переносит его в 1842 год. Затем «третий день» относится к третьему тысячелетию, начинающемуся со Второго Пришествия Христа и первого воскресения, происходящего в 1843 году. Это третье тысячелетие есть тот самый тысячелетний период, упомянутый в книге Откровения, в течение которого дьявол будет заключён в бездну.

 

Обратите внимание, что Луки 13: 32–33 одновременно “доказывает”, что  в 1843 году Христос придёт, мёртвые праведники воскреснут, «святилище очистится и церковь усовершится». Демонстрирует ли метод Миллера толкования 13-й главы Луки его превосходное «понимание» эсхатологии? Я оставляю ответ на этот вопрос на усмотрение читателя.

 

Критический вопрос, касающийся метода историзма, используемого Миллером и Еленой Уайт, а также их обращения с библейским текстом, заключается в следующем: какие существуют доказательства (кроме утверждения Елены Г. Уайт о том, что Миллер продемонстрировал превосходное понимание множества «пророческих периодов»), что он действительно продемонстрировал «высшее» понимание? Будет поучительно узнать, могут ли Институт Библейских Исследований при ГК или члены Адвентистского Богословского Общества предоставить доказательства в поддержку этого утверждения Елены Г. Уайт.

 

Примечания и ссылки:

[1] Уильям Миллер, Свидетельства из Писания и истории Второго пришествия Христа около 1843 года нашей эры (Сиракузы, Нью-Йорк: T.A. & S.F. Smith, 1835), 39, 40.

[2] Кай Арасола, Конец историзма (Сигтуна, Швеция: Datem Publishing, 1990), 91–94.

[3] Эллен Г. Уайт, Духовные дары (Батл-Крик, Мичиган: Steam Press of the Review & Herald, 1858), vol. 1, главы 23-25.

[4] Джон Паулин, «Книга Откровения» в Энциклопедии Эллен Г. Уайт, изд. Денис Фортин и Джерри Мун (Хагерстаун, Мэриленд: Издательская ассоциация Review and Herald, 2013), 1085.

[5] Кай Арасола, Конец историзма (Сигтуна, Швеция: Datem Publishing, 1990), 94.

[6] Эллен Г. Уайт, Духовные дары (Батл-Крик, Мичиган: Steam Press of the Review & Herald, 1858), т. 1, 128.

[7] Миллер ссылается на библейское правило об установлении достоверности любого факта минимум двумя свидетелями, в данном случае Осией и Лукой. Кроме того, он подчеркивает, что это пророчество произнесено Самим Христом, и это звучит очень убедительно для Эллен Хармон.

[8] С очевидной опечаткой цитата дается как Луки 43:32, 33, а не как Луки 13:32, 33.

[9] То есть к окончанию тысячелетия Церковь Христова будет совершенной.

[10] Учитывая, что две тысячи лет Миллера начинаются в 158 г. до н.э., когда Иисус ещё не родился и Его служение начнется примерно через 158 лет, неуместно утверждать, что Христово «Евангелие будет провозглашено» в течение 2000 лет.

[11] Уильям Миллер, Свидетельства из Писания и истории Второго Пришествия Христа около 1843 года нашей эры (Сиракузы, Нью-Йорк: Т.А. и С.Ф. Смит, 1835), 39, 40.

[12] В конце нескольких пророческих периодов, включая Даниила 8:14, ожидалось первое воскресение. Елена Г. Уайт («Духовные дары», т. 1, 143) соглашалась с тем, что они «без сомнения верили, что затем придет ИИСУС и воскресит мертвых».

[13] Обратите внимание на четкую ссылку на Даниила 8:14, которая заканчивается одновременно со всеми другими пророческими периодами Миллера, такими как Осия 6, Луки 13, Левит 26, Второзаконие 15, Иеремия 34, Иезекииль 39, Исход 31:17, Даниил 12 и другие.

[14] Это важная хронологическая дата, потому что Миллер первоначально предсказал крах Османской империи  именно 1839 году в своей интерпретации Откровения 9. Он поместил Второе Пришествие и первое воскресение в 1839 году на основе пророческого периода продолжительностью в 391 год, рассчитанному Миллером.

[15] 1839 год не вписывается в систему Миллера так четко, как 1843 год. См. Миллер, Свидетельства из Писания и истории Второго Пришествия в 1843 году (1835), 40. Он предпочитает 1798 год не только для окончания 1260 лет, но и для 1335 лет, которые он получил, сначала вычитая 1290 лет, чтобы получить свою критическую дату 508 года для отмены язычества. Затем он добавил 1335 к 508, чтобы получить 1843 год, означающий конец света, и также  добавил 1290 к 508, чтобы получить 1798 год, знаменующий начало «последних дней».

 

 

Дональд Э. Кейсболт учился по программе MDiv в Университете Эндрюса, изучал семитские языки и протестантское богословие в Университете Карла Эберхарда в Тюбингене, Германия, и провел два года в докторантуре Восточного института Чикагского университета. Недавно он опубликовал книгу «Дитя Апокалипсиса: Эллен Г. Уайт». Вторая книга, «Дочь отца Миллера», будет опубликована Wipf & Stock в 2022 году. Он практикующий медработник на пенсии.

==

Перевод сообщества “Прогрессивные адвентисты”

https://spectrummagazine.org/views/2022/case-casebolt-william-miller-misunderstood-luke-1332-33

 

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: