ТО, КОМУ ПИСАЛ ДАНИИЛ, ИМЕЕТ  ЗНАЧЕНИЕ

ТО, КОМУ ПИСАЛ ДАНИИЛ, ИМЕЕТ  ЗНАЧЕНИЕ


#даниил #книга_даниила #2300_вечеров_утр #очищение_святилища

 

 

ТО, КОМУ ПИСАЛ ДАНИИЛ, ИМЕЕТ  ЗНАЧЕНИЕ

 

 

Библия! Мы благоговейно называем её «Словом Божьим». Когда мы используем эту терминологию, мы подразумеваем, что «слово» обозначает не отдельный термин, такой как существительное, глагол, наречие, прилагательное или предлог, а сообщение. Или используем синоним — «общение».

 

Итак, начнем с анализа процесса общения на основе известной модели, которую вы наверняка помните со школы.

 

Шаги, связанные с передачей любого сообщения, определяются четырьмя К:

 

  1. Коммуникатор
  2. Коммуникация
  3. Канал
  4. Коммуникант

(В упрощенных русских терминах это можно выразить как “сообщающий — сообщение — канал — слушающий” — прим. переводчика)

 

Кодирование (попытка коммуникатора сделать сообщение понятным) происходит в начальной (левой) части канала, а декодирование (попытка коммуниканта понять сообщение) — в конечной (правой) части канала. Конечно, есть «шум», который может мешать процессу общения на любом этапе. (Шум, кстати, не обязательно статичен. Он обозначает любое отвлечение, которое может нарушить процесс общения. Это может быть, головная боль. Чувство голода. Сонливость.)

 

Все этапы данной модели необходимы для доставки сообщения. Если один из аспектов отсутствует, то коммуникации не происходит.

 

Итак, как это выглядит на примере с Писанием:

 

  • Без вдохновенных библейских писателей (коммуникаторов)…
  • …не было бы Слова Божьего (коммуникации).
  • Без кодирования божественного послания в средства передачи, такие как сны, видения, которые затем произносились или записывались на иврите, арамейском и греческом…
  • … не было бы каналов для общения с Божьим народом (коммуникантами).
  • Без расшифровки видений и снов в сознании получателей (коммуникантов) не было бы общения (коммуникации).

 

 

Почему это важно?

 

Предполагая, что мы согласны с тем, что Писание является средством общения, давайте перейдем к контрольному случаю, проанализировав его с помощью этой модели, делая упор на том, с кем общался Даниил:

 

«На две тысячи триста вечеров и утр; тогда святилище будет восстановлено в своем законном состоянии» (Даниила 8:14, NRSV[1]).

 

Наше исследуемое предложение звучит как ответ на какой-то вопрос — но на какой? Это, безусловно, обеспокоило существо на небесах, которое спросило:

 

«Надолго ли это видение о регулярном всесожжении, о беззаконии, которое опустошает, и о предании святилища и воинства на попрание?» (стих 13, NRSV)

 

Этот вопрос, несомненно, должен был отразить что-то, что смутило Божьих людей на планете Земля. Проблема? Ветхое состояние Храма, того самого места, где ЯХВЕ обещал поместить Свое Имя «навеки» (3 Царств 9:3; 4 Царств 21:7).

 

Пытливые умы — небесные или земные — хотели знать.

 

Опять и снова

 

Здесь мы должны отметить, что исследователи Ветхого Завета расходятся во мнениях относительно того, когда была написана книга Даниила. Это важно, потому что конкретная ситуация с Храмом различалась в зависимости от даты, к которой относится фрагмент сообщения, который мы называем Даниила 8:14.

 

Консервативные ученые, в том числе большинство библеистов-адвентистов седьмого дня, считают, что сообщения в книге Даниила были написаны историческим Даниилом примерно до 537 г. до н.э. Почему именно эта дата?

 

Во-первых, потому что Даниил, вероятно, умер несколько лет спустя, возможно, когда ему было 85 или 90 лет.[2] Во-вторых, потому что последним датируемым событием, упомянутым в тексте, является первый год правления Кира, который имел место в 538/537 г. до н. э. (1:21)[3]. (Эта точка зрения была принята на протяжении столетий, хотя Порфирий (234–305 гг. н. э.), не библеист, по-видимому, первым поставил под сомнение эту традиционную дату.)

 

Многие современные исследователи Ветхого Завета полагают, что книга Даниила была написана где-то около 165 г. до н. э. Почему именно эта дата? Одним из сильнейших аргументов является то, что из четырех царств, упомянутых в первой части книги Даниила, названы только три: Вавилон (золотая голова), Мидо-Персия (баран) и Греция (козел).

 

Четвертое царство не названо

 

Действительно, Даниил «не упоминает о событиях, более поздних, чем времена Епифана»[4]. Основываясь на этом внутреннем свидетельстве, четвертое царство (возможно, Рим) возникло после того, как была написана книга Даниила — возможно, около 165 г. до н. э.

 

Почему эти даты важны? Потому что дата, которую мы выбираем, определяет, кто из коммуникаторов получил сообщение. Основной вопрос — состояние Храма. С «всесожжением» произошло что-то разрушительное — возможно, в отношении служения в Храме, а может и в отношении самого Храма. Положение Храма было “опустошенным” из-за «преступления». Кроме того, святое место (также известное как Храм?) было или подвергалось «попранию» (стих 13, NRSV).

 

Рассмотрим альтернативы.

 

Традиционная дата

 

Предполагая, что мы используем традиционную дату, контекст Даниила 8:14 заключается в том, что что-то ужасное произошло со святилищем — Храмом. Угнетенное состояние святого места, где Бог поместил Свое Имя, должно быть, травмировало еврейских пленников в Вавилоне.

 

Многие устроились в повседневной жизни, прислушавшись к совету Иеремии (29:5). Тем не менее, поскольку Бог начертал Свое Имя на Храме, животрепещущий вопрос заключался в том, как долго продлится это унылое состояние. Останутся ли эти обтесанные камни, когда-то уложенные без молотка, и обгоревшие кедровые доски, и конфискованные золотые атрибуты, использовавшиеся в священных ритуалах, навсегда в Вавилоне?

 

Ответ с небес гласил, что запустение Храма будет временным — всего на протяжении 2300 вечерних и утренних жертвоприношений, или 1150 дней по 24 часа каждый.

 

Если разделить на 360 дней якобы «пророческого года» (еврейский год не был таким уж коротким), то опустошение будет длиться три года и 70 дней. Если разделить на 365, среднюю продолжительность года, получится три года и 55 дней. Разница была всего в две недели (технически 15 дней).

 

Это успокоило бы тех, кто находился в вавилонском изгнании. Разрушение, нанесенное Набу-кудурри-ушуром II (он же Навуходоносор) Храму, месту, где, по словам ЯХВЕ, Он поместил Свое Имя, не останется навсегда. В какой-то момент, относительно вскоре после того, как произошел эпизод, описанный в Даниила 8, произойдет восстановление. Исполнение такой благой вести, несомненно, произойдет при жизни многих из тех, кто влачит существование в этой чужой стране.

 

Однако, подождите минуточку…

 

Мое волнение испарилось, когда я перечитал (в сотый раз) Даниила 8. Опустошение, описанное в стихах 11 и 14, было совершено не царем Набу-кудурри-ушуром II, а производным правителем народа козлов (стих 8), который в стихе 21 конкретно определяется как Греция.

 

Таким образом, в контексте стих 14 может относиться к опустошению, произошедшему почти на 420 лет позже пророка Даниил, т.е. в исторический период, сохранившийся для нас в 1 и 2 Книгах Маккавеев, которые, как мы знаем, были частью Библии Иисуса, Септуагинты, а также частью Библии короля Иакова до 1666 года.

 

Я вспоминаю разговор с Зигфридом Хорном, возлюбленным исследователем Ветхого Завета и археологом. В частной беседе он сказал мне (и я не могу в настоящее время восстановить его слова дословно): «Мы неправильно интерпретируем некоторые из пророчеств Даниила, когда настаиваем на том, что они относятся к некоторым ничем не примечательным правителям, которые оказали лишь незначительное влияние на Божью власть — гораздо меньшее, чем оказал человек, чья разрушительная работа уступала только работе Навуходоносора: этот человек — Антиох Епифан. Он должен был быть упомянут в книге Даниила, — сказал мне Хорн. «Мы не должны исключать его».

 

Дата, постулируемая в данный момент

 

Давайте рассмотрим более позднюю дату, предложенную большинством современных ученых для книги Даниила.

 

После того, как несколько царских указов санкционировали реконструкцию еврейского Храма, он был наконец повторно освящен в 516/517 г. до н.э., после того как царь Кир вернул 5400 предметов Храмовой атрибутики (Ездра 1:7,11).

 

Храм Соломона, первый Храм, просуществовал примерно 370 лет до его разграбления Набу-кудурри-ушуром II в 586 г. до н. э. Вновь отстроенный второй Храм служил своей священной цели около 360 лет, примерно столько же, сколько и первый Храм.

 

После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. его владения были разделены между Птолемеем, Кассандром, Селевком и Антигоном. Позже другие правители пришли к власти над частями царства Александра. Среди них Антиох IV, безусловно, был худшим — по крайней мере, для евреев. Он утверждал, что был воплощением Зевса. В своих попытках эллинизировать свое царство он пытался навязать язычество и  евреям, многие из которых сопротивлялись его попыткам.

 

В 156 г. до н. э. Антиох IV был подкуплен, чтобы назначить человека по имени Ясон первосвященником. Однако, когда Меналай предложил Антиоху еще большую сумму, Меналай был назначен первосвященником вместо Ясона. Деньги говорят! (Money talks! — американская идиома, означающая, что деньги оказывают влияние на поведение людей или на политические события — прим. переводчика)

 

Дальше пошла еще большая ерунда. Антиох запретил поклонение ЯХВЕ. Он запретил все еврейские обряды. Он сжег все экземпляры Торы, которые смог найти. Антиох запретил обрезание новорожденных мальчиков. 25 ноября/декабря 167 г. до н. э. он вознес на жертвенник всесожжений свинью, животное, которое, по мнению иудеев, олицетворяло нечистоту. Антиох также воздвиг жертвенник Зевсу, где стоял жертвенник всесожжений. Он даже поставил себе статую, перед которой должны были приноситься жертвы. Тех, кто выступал против его «реформы», он замучил до смерти[5].

 

Осквернение Храма, в котором ЯХВЕ поместил Свое Имя, и вытекающее из этого преследование благочестивых евреев продолжались до тех пор, пока восстание Маккавеев (167–160 гг. до н. э.) не положило конец этому нечестию.

 

Действительно, отражая время и место осквернения Второго Храма и его жертвенника всесожжений, три года спустя (тоже 25 кислева 164 г. до н. э.) Храм и его жертвенник были повторно освящены. Ханука празднует это восстановление.

 

В течение 1 095 дней — почти 1 150 дней из Даниила 8:14 — и Храм, и еврейский образ жизни были унижены, а в некоторых случаях объявлены вне закона.

 

Почти, но не совсем

 

Это правда, что этот период времени на 45 дней меньше периода, указанного в Даниила 8:14. Однако такая неточность не должна нас беспокоить. Из других библейских предсказаний мы можем сделать вывод, что когда детали исполнения не точны, но достаточно близки, пророчество можно считать исполненным.

 

Обратите внимание на следующую выборку, казалось бы, несостоявшихся (почти, но не совсем) пророчеств, которые считались исполнившимися:

 

  • Иеремия 34:5 предсказывет, что царь Седекия умрет с миром. Этого не произошло.. Он был ослеплен, уведен в цепях и умер в плену (4 Царств 25:7; Иеремия 52:10,11).
  • Ахия предсказал: «Когда ноги твои войдут в город, младенец [Авия] умрет» (3 Царств 14:12, NRSV). Хотя Авия умер, это было не тогда, когда было указано. «Когда она подошла к порогу дома, дитя умерло» (стих 17, NRSV).
  • Илия предсказал Ахаву, что «в том месте, где псы лизали кровь Навуфея, они будут лизать и вашу кровь — да, вашу!» (1 Царств 21:19, НЕТ). Кровь Навуфея пролилась в Изрееле, где он жил. Именно в Изрееле было предсказано, что кровь Ахава будет пролита и поглощена. Согласно 3 Царств 22:38, псы лизали кровь Ахава в Самарии, а не в Изрееле.
  • Через Иезекииля Бог предсказал, что Набу-кудурри-ушур II разрушит Тир, даже соскребёт грязь и сделает город «голым камнем» (26:4,5, NET; см. также стихи 9-12). Детально описанного в пророчестве разрушения никогда не происходило. Позже Бог признал это (29:18). Описанное разрушение, произведенное Александром Македонским, произошло примерно через три столетия.

Детали. детали…

 

Добро восторжествует

 

В 70 г. н.э. римские войска совершили набег на Иерусалим. Они разрушили Храм, перестроенный Иродом Великим. Захватчики подожгли это священное здание, опрокинув каменные блоки, из которых оно было построено. Однако это ужасное опустошение не является убедительным для настоящего обсуждения, потому что евреи, жившие в 70 г. н.э., не были причастниками сообщения с небес, о котором говорится в Даниила 8.

 

Такого рода анализ говорит нам только то, что существует опасность выдвигать гипотезы о древних датах, людях и местах. Возможно, вместо этого мы могли бы рассмотреть все это в свете учения Зороастра, современника Даниила (628–551 гг. до н. э.[6]). Зороастр учил, что космос раздирается конфликтом между добром и злом. Однако добро в конце концов победит.

 

И так будет.

 

 

  1. Библейские тексты взяты из Новой пересмотренной стандартной версии Библии (NRSV)
  2. В каком возрасте умер Даниил? Как Даниил оказался в Вавилоне в 606/605 г. до н.э.?
  3. Луи Ф. Хартман и Александр А. ДиЛелла, Библейский комментарий Anchor, Даниил, т. 23, с. 131.
  4. Anchor Bible Dictionary, том. 2, с. 30.
  5. Антиох IV Епифан | Биография, Царствование, Иерусалим, Восстание и Смерть | Британика; Антиох Эпифан — самый печально известный библейский злодей — Общество библейской археологии; Антиох Эпифан оскверняет Храм, 156 г. до н.э. — знаменательные события; Иосиф Флавий, Война, 1:2; Уистон, т.3: 11.
  6. https://www.britannica.com/biography/Zarathustra. ↑

 

Ричард В. Коффен — бывший вице-президент редакционной службы издательской ассоциации Review and Herald. Он пишет из Грин-Вэлли, штат Аризона.

==========

Перевод сообщества «Прогрессивные адвентисты»

To Whom Daniel Was Writing Makes All the Difference

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: