КУДА МЫ, АДВЕНТИСТЫ, ДВИЖЕМСЯ СО СВОИМИ ДОКТРИНАМИ И СИМВОЛОМ ВЕРЫ?
КУДА МЫ, АДВЕНТИСТЫ, ДВИЖЕМСЯ СО СВОИМИ ДОКТРИНАМИ И СИМВОЛОМ ВЕРЫ?
Это был май 1863 года. Хайрем Эдсон, Джеймс Уайт, его жена Эллен, Джон Эндрюс, Джон Нортон Лафборо и многие другие встретились, чтобы определить направление движения, которое зародилось около 1840 года и несло весть о скором возвращении Иисуса Христа и о том, что необходимо сделать всё возможное, чтобы его приблизить.
На тот момент они были просто адвентистами — верующими в возвращение Иисуса.
Путь был долгим, трудным и извилистым. Уильям Миллер предсказал точную дату второго пришествия Иисуса, которое вызвало удивительное пробуждение в Соединенных Штатах. Тысячи крестились, потому что ожидали скорого воссоединения с Иисусом и своими близкими. Миллер объединил людей из разных конгрегаций. Некоторые из них (например, семья Хармонов) были изгнаны из своих церквей за свою веру в скорое пришествие.
Иисус не вернулся. Их толкование Даниила и Откровения оказалось ошибочным. Адвентистское движение родилось в результате ошибки. Но несмотря на Великое Разочарование, стремление к скорому возвращению Иисуса не исчезло. Они еще не были заинтересованы в создании церковной организации, но по милости Божией они продолжали встречаться для изучения Библии, пытаясь понять причины, по которым их пророчество об ожидаемом пришествии не сбылось.
Святой Дух руководил движением. Они начали понимать, где они ошиблись, почему Иисус не вернулся в 1844 году. Они изучали небесное святилище и следственный суд, а с помощью сестры, баптистки седьмого дня Рэйчел О. Престон, они открыли для себя день субботний.
Чему верить?
На тот момент адвентизм был идеей, а не учением. Верующие происходили из самых разных конфессий и традиций, которых объединяло только желание приготовиться ко второму пришествию Христа.
Среди вопросов, которые они рассматривали, был вопрос, должны ли они все верить в одно и то же. До этого момента они полагались на руководство Святого Духа, а не на набор убеждений.
На той встрече они, кажется, вырабатывают набор принципов и взглядов, которые должны объединить всех этих людей разных убеждений и христианских верований.
Один из принципов заключался в том, чтобы сделать Библию источником всех учений. Они думали, что в символе веры, отдельном от Библии, нет необходимости. С точки зрения организации все, что нужно было сделать, должно было быть сделано на библейской основе. Библия была основой движения, как в вопросе убеждений, так и в организационных вопросах.
Некоторые считали, что они во всём должны следовать букве Библии. Но под руководством Святого Духа движение пошло в другом направлении. Некоторые указывали, что фарисеи следовали букве Библии, но Иисус следовал духу Библии. Следование букве ведет к законничеству. Недостаточно читать и интерпретировать слова буквально и законнически. Мы читаем, чтобы познавать Бога и Его Сына, Иисуса, и жить так, как они учат.
Подобно Иисусу, говорили эти люди, мы, адвентисты, будем следовать духу Библии.
В мае 1863 года группа собралась, чтобы официально организовать и ратифицировать эти принципы. Они решительно пояснили, что у церкви не будет символа веры. Их символом веры будет Библия.
Руководство Духа
Святой Дух дал правильные слова Джону Нортону Лафборо и Джеймсу Уайту, чьи предупреждающие голоса мы должны слышать и сегодня.
Джон Нортон Лафборо:
Первый шаг к отступничеству — это создание символа веры, который будет говорить нам, во что верить. Второй — сделать этот символ веры проверкой ученичества. Третий — испытывать членов церкви на верность этому символу веры. Четвертый — объявить еретиками тех, кто не верит в этот символ веры. И пятый — начать преследование таковых.
Джеймс Уайт:
Я придерживаюсь той точки зрения, что символы веры прямо противоположны дарам. Предположим, что мы выдвигаем символ веры, утверждая, что мы должны верить в то-то и то-то, и что мы должны делать в отношении того или иного, и при этом говорим, что мы также будем верить в дары. Но предположим, что Господь через дары даст нам какой-то новый свет, не согласующийся с нашими верованиями; тогда, если мы останемся верными дарам, это разом разрушит весь наш символ веры. Принятие символа веры — это установка барьеров и преград на всём пути, по которому мы должны продвигаться вперёд. Бог вложил дары в Церковь для благой и великой цели; но когда люди возводили свои церкви, они закрывались от Всевышнего или пытались обозначить Ему путь.
Эллен Уайт подтверждает то, что сказали эти ведомые Духом мужчины:
Дух адвентизма по своему происхождению должен был полностью отличаться от духа других деноминаций. Наши основатели считали, что Святой Дух — это Тот, Кто думает за нас, чтобы «мы не смотрели ни на какого человека как на совершенный критерий, ни на символы веры или решения соборов как на свидетельство за или против какого-либо пункта религиозной веры”. (Эллен Уайт, “Советы по управлению”)
Подводя итог, наши пионеры сказали, что мы верим
- в жизнь в ученичестве с Иисусом;
- в не-законническое понимание Библии, подчеркивая ее дух, а не букву;
- что Дух открывает библейские истины по мере необходимости («истина для настоящего времени”), и
- в свободу членов думать самостоятельно, поскольку они находятся в личных отношениях с Богом.
После интенсивных дискуссий на собрании 1863 года официально возникла Церковь адвентистов седьмого дня.
Они поставили только два условия для членства в церкви:
“Мы, нижеподписавшиеся, настоящим объединяемся в церковь, принимая имя адвентистов седьмого дня, обязуясь соблюдать заповеди Божьи и веру в Иисуса Христа.”
Это всё. Только две вещи. Соблюдать заповеди Божии и веру в Иисуса Христа.
Так почему же 28 основных убеждений были написаны вопреки рекомендациям наших основателей?
Корпоративное движение
Принципы, озвученные на собрании 1863 года, не остановили дебатов о символе веры. Некоторые члены-основатели сразу же начали отходить от первоначальной позиции пионеров. Были и те, кто считал, что необходимо собрать все убеждения движения и сделать согласие с ними условием членства в организации. Они оправдывали это внутренним единством и единодушием в вопросах веры. Они начали публиковать брошюры, излагающие свои версии доктрин адвентистов седьмого дня.
Это изложение верований фактически создавало символ веры, обязательный для исполнения набор доктрин, общих для всего сообщества. Кажется, что, став организованной деноминацией с корпоративной правосубъектностью, некоторые подумали, что мы не можем существовать без символа веры, в котором изложено наше единство в понимании доктринам. Эта идея вызвала симпатию. Доктрины, считали они, важны для построения корпоративной церкви.
Этот спор всё ещё продолжается в адвентизме. С одной стороны, есть те, кто утверждает, что для того, чтобы быть частью Церкви, нужно принимать единственный символ веры — Библию. Другие считают, что необходима идентичность, основанная на единых (единообразных) убеждениях.
Сегодня наша церковь представляет собой традиционную корпорацию с уставом и правилами корпоративного поведения. При учреждении Генеральной конференции, дивизионов, унионов, местных конференций и миссий были созданы структура и инфраструктура: у нас есть сложная финансовая структура, сотрудники, отделы связи, система управления, сочетающая в себе немного демократии и большое количество начальственной власти, а также церковное руководство, поощряющее не просто единство, но единообразие в нашем ученичестве.
Стало казаться, что наши лидеры поглощены управлением корпорацией. Принципы, цель и миссия адвентистского движения были смещены. 28 основных верований стали просто теологическим уставом. Эта идея достигла своего максимального выражения в 1980-х годах, когда специальный комитет объединил все наши доктрины в (на тот момент) 27 основных верований.
Как и предсказывали наши пионеры, мы на самом деле злоупотребляем этими доктринами. Независимо от того, как мы их описываем, они функционируют как символ веры, как обязательный набор убеждений. Средний адвентист может полагать, что наши 28 основных верований являются принципами ученичества, тогда как на самом деле они являются символом веры, навязывающим богословские обязательства.
Те принципы, которые были определены при зарождении организации, отошли на второй план. Некоторые из нас заразились гордостью за наши 28 основных доктрин. Некоторые очарованы корпоративным успехом нашей церкви, «единственной” церкви, в которой есть «истина”, которую мы должны защищать и внедрять в жизнь, и которая ставит нас выше других деноминаций.
Преобразованная личность
Итак, куда мы направляемся с нашими убеждениями сейчас?
Несмотря на то, что я считаю нашу нынешнюю идентичность искаженной, я верю, что Бог через Святого Духа медленно преображает Свой народ, включая адвентистов седьмого дня. Появляется новая адвентистская церковь, ведомая Духом. Все, начиная с конференций и заканчивая поместными церквями, руководителями, пасторами и мирянами, постепенно узнают, что важно иметь опыт общения с Иисусом, проявляя Его любовь, формируя свой характер и живя плодами Духа.
Я верю, что наша проблемная доктринальная и корпоративная идентичность останутся позади, если мы сосредоточимся на принципах, предложенных редактором “Адвентист Тудей” Лореном Сейболдом в его “29-м пункте вероучения”: мы должны быть “добрыми, уважать чувства и мнения других и вести себя по отношению к другим согласно христианским принципам”.
Адвентисты — это одна группа Божьих людей. Но мы не весь Божий народ. Нам нужно будет принять решение вернуться к тому, чтобы быть движением возрождения и реформы, ведомым Духом, и перестать считать себя единственными людьми, обладающими истиной. Иисус и только Иисус должен быть краеугольным камнем. Изменения через Святого Духа будут происходить постепенно, разрушая старую институциональную идентичность, пока она не рухнет. Это будет долгий процесс, но наш Бог — это Бог прогрессивных изменений.
Если мы этого не сделаем, Бог заменит нас новым поколением Божьего народа, как Халев и Иисус Навин заменили Моисея и Аарона, как евреи были заменены христианами, как эсхатологические церкви Смирны и Филадельфии и остальные церкви по всему миру были заменены церквями язычников, как католики были вытеснены протестантами.
Бог также может заменить нас, если мы откажемся быть чем-то иным, кроме как еще одной жесткой законнической группой, руководствующейся символом веры.
Эдисон Гарсия-Крейтофф преподавал этику и общение в университетах Пуэрто-Рико. Он социальный работник, посредник в конфликтах, адвокат и священник-мирянин, который считает себя прогрессивным адвентистом
=============
Перевод сообщества «Прогрессивные адвентисты»
https://atoday.org/where-are-we-adventists-headed-with-doctrines-and-creeds/
Аминь.
В советском фильме «Адьютант его превосходительства есть эпизод, а котором на допросе у начальника контрразведки полковника Щукина арестованный по ложному обвинению ротмистр Волин говорит: «Мне жаль вас, господин полковник… вы жестоко расправляетесь с преданными людьми — с кем же вы останетесь?…»