О ВЕЧЕРЕ ГОСПОДНЕЙ
О ВЕЧЕРЕ ГОСПОДНЕЙ
Как христиане пришли к традиции последнего Ужина Иисуса с учениками?
Трапезы первых палестинских христиан служили исключительно одной цели: утолению голода. Христиане трапезничали регулярно. Для их собраний было совершенно естественно во время банкета говорить и проповедовать о Христовой смерти и воскресении. И делали они это «всякий раз», когда трапезничали, а не раз в месяц. Если христиане встречались, то они должны были теоретически всегда во время своего ужина говорить о смерти и воскресении Мессии, о плодах Его смерти. О чем еще иначе говорить христианам, которые собираются вместе?
Как это могло выглядеть? Христиане собирались вместе, ужинали. Кто-то из лидеров и устроителей собрания брал хлеб и чашу, преломлял хлеб, раздавал его и чашу с вином, читал Евангелие, молился, произнося благословение. Одновременно с этим они делились хлебом и чашей по кругу. Сама Трапеза совершенно не подразумевала, что хлеб был единственной пищей на столе. Хлеб служил одним из продуктов питания на столе. От хлеба отламывали куски и клали на тарелки, на которых могли находиться овощи, соль, сыр, травы, оливы, мед, мясо, рыба и проч.
Разнообразие пищи во время христианских ужинов, по всей видимости, мешало руководителям собрания сосредоточиться на основных двух элементах, вине и хлебе. Поэтому соборы в Гиппо (393) и Карфагене (397) рекомендовали христианам использовать именно два элемента: хлеб и вино, тогда как молоко и мед откладывать и потреблять отдельно.
Далее они пели песни («И, воспев, пошел Иисус с учениками на гору Елеонскую» Мк.14:26). Держались пророческие речи, речи, сказанные в экстазе, затем прилагались толкования. Потом они продолжали свое собрание дальше. Это очень похоже на то, как провел собрание Павел в Троаде (Деян.20:7-12). Павел и община собрались вместе для ужина. Он «преломил хлеб» (обратите внимание на этот семитизм. См. также Лк.24:30; Мк.6:41; 8:6; Мф.15:36; Деян.27:35). Далее Павел учит до рассвета. После инцидента с падением Евтиха он возвращается в помещение, принимает пищу и беседует далее до утра. Однако Лука не говорит о том, что апостол посчитал важным разделить с христианами «Трапезу Господню», сказано лишь, что Павел подкрепился. Касательно того, говорил ли он о смерти Иисуса можно только строить предположения. Он вполне мог говорить об исполнении Писаний, отвечать на вопросы или вникать в практические нужды верующих.
Сегодня дело обстоит иначе. Христиане более не едят вместе во время собраний. Рекомендация Павла вкушать пищу по домам из требования превратилась в непоколебимую реальность. Более того, Павел утверждает, что христиане должны вкушать Ужин Господень «каждый раз» (ст.25-26), когда они собираются вместе.
В коринфской церкви, как ожидал Павел, верующие должны были вспоминать смерть Иисуса каждый раз, когда они собирались вместе, т.е. фактически постоянно. Другими словами, ни одно собрание, ни один ужин не должны были проводиться без ссылки на смерть Христа. Это и делало ужин “Ужином Господним”. Однако трудно себе представить, что христиане Коринфа поняли Павла буквально. Фразу «вспоминать смерть Иисуса» можно понимать расширено. Невозможно всегда говорить только о смерти Господа. Имеет смысл предположить, что Павел понимал под этим выражением проповедь Евангелия в принципе, но не ритуал с какой-то закрепленной литургической формулой. Другими словами, Павел, давая распоряжение коринфянам вспоминать во время Трапезы смерть Иисуса, не думал о том, что его рекомендация будет увековечена последующими поколениями христиан.
По сути, та форма Трапезы в том социальном контексте Коринфа сегодня попросту не существует, однако это не означает, что этот отрывок ничего не сообщает современным христианам. Не только трапеза, но и любая другая активность в общине, если она разрушает единство христиан, должна быть пересмотрена и, возможно, отвергнута. Павел предложил, чтобы христиане Коринфа ждали друг друга и ели дома тогда, когда они на самом деле испытывают сильный голод. Если в общине есть такие служения или встречи, которые совершаются как-то отдельно от других, куда зовутся только «избранные», то это вредит общине. Однако проблема в том, что современные христиане собираются по утрам и завтракают еще до того, как приходят на богослужение.
Виктор Шленкин
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой