ТРАГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КУЛЬТУРЫ НЕПОРОЧНОСТИ И ТЕОЛОГИИ ГЛАВЕНСТВА
#теология_главенства #насилие_над_женщинами #культура_непорочности
ТРАГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КУЛЬТУРЫ НЕПОРОЧНОСТИ И ТЕОЛОГИИ ГЛАВЕНСТВА
Если вы следили за репортажами журнала Adventist Today или просто за любым другим адвентистским источником новостей, социальными сетями или даже газетой Вашингтон Пост, то вы слышали историю о Бернетте Робинсоне, который до этой недели был пастором церкви Grand Concourse в Бронксе. Но на случай, если вы на прошлой неделе прятались в пещере, сделанной из вашего одеяла: несколько суббот назад стала публичной запись проповеди Робинсона, проповедующего о подчинении женщин своим мужьям. «Дамы, — сказал он, — как только вы выйдете замуж, вы больше не принадлежите себе. Вы принадлежите своему мужу.
Уже это довольно плохо. Но следующая строчка была намного, намного хуже. Ссылаясь на новость о женщине, которая подала в суд на своего мужа за изнасилование, он сказал: «Я бы сказал вам, джентльмены, лучшая личность для изнасилования вами — ваша жена».
Когда его комментарии стали достоянием общественности, люди возмутились. Робинсон был отправлен в отпуск, а позже ушел в отставку. И это правильно. Насколько ужасная вещь сказана и ужасная вещь, в которую верят! Согласие всегда имеет значение, женаты вы или нет. Человек, который проповедует такое, никогда больше не должен быть допущен за кафедру.
Тем не менее, я не удовлетворена тем, чем закончился этот спор. Потому что Бернетт Робинсон здесь не исключение. Он не просто случайный парень, чьи убеждения выпали из ясного голубого неба. Его взгляды представляют собой последствия культуры непорочности и богословия главенства, которые официально поддерживаются Церковью адвентистов седьмого дня.
Культура непорочности
Как женщину, выросшую в этой культуре чистоты, меня учили, что замужество означает, что я полностью принадлежу своему мужу. Мое тело мне не принадлежит. Меня учили, прямо или косвенно, что, если у моего мужа был роман или он увлекся порнографией, то это было моей виной, потому что моя задача как его жены состоит в том, чтобы поддерживать его сексуальное удовлетворение, и единственная причина, по которой он будет использовать порнографию или займется интрижками, в том, что он сексуально не удовлетворен мной. Меня учили, что секс предназначен для удовольствия мужчин, а удовольствие женщин — второстепенная, необязательная цель. Меня учили, что секс начинается, когда пенис входит во влагалище, и заканчивается мужским оргазмом. Все остальное — прелюдия, которая не обязательна.
Приношу извинения за то, что в моем описании такой наглядный вид, но мы говорим здесь о сексе, и это учение наносит сексуальный вред женщинам в христианских браках. Женщин учат, что девственность — это их блестящий подарок мужьям. Если они потеряли девственность, им больше нечего предложить мужу. Они похожи на пережеванную жевательную резинку, грязную тряпку, высморканную салфетку — что-то, что раньше имело ценность, но теперь годится только для мусорного ведра.
Похоже, это применяется вне зависимости от того, потеряла ли женщина девственность по обоюдному согласию или нет. Изнасилованная женщина, подвергшаяся насилию дочь — все та же бесполезная вещь, о чем убедительно свидетельствует аналогия с жеванием жевательной резинки.
Двойные стандарты
А что делать, если мужчина лишился девственности? Что с его подарком жене?
Это не имеет большого значения. В конце концов, мальчики есть мальчики. По сути, мужчина остается достоин, даже если он совершил «ошибку», потеряв девственность. На самом деле, в христианских культурах нередко отцы гордятся своими сыновьями за то, что они укладывают постель молодым женщинам: «Это мой мальчик!» В культуре непорочности мужчинам присуща неотъемлемая ценность, которую нельзя отнять, независимо от их сексуального статуса, в то время как женщины не имеют внутренней ценности, кроме обладания нетронутым влагалищем.
Как нелепо выглядит это учение в таком изложении! Действительно ли мужчины женятся на женщине ради того, чтобы лишить её девственности в первую брачную ночь? Надеюсь, что нет! Я надеюсь, что даже в условиях токсичной культуры непорочности мужчины признают, что их жены привносят в отношения гораздо больше, чем девственность.
И все же неудивительно, что многие мужчины недооценивают ум и способности женщин! Неудивительно, что некоторые полагаются на свою библейскую роль «лидера» в отношениях с женщинами, а не рассматривают женщин как равных партнеров в браке, церкви или на работе!
Богословие главенства
Теология главенства утверждает, что муж является главой семьи. (В некоторых формулировках говорится, что каждый мужчина всегда является «главой» каждой женщины, во всех ситуациях, будь то дома или в более широком мире.) Идея основана, среди прочего, на 1 Коринфянам 11:3.
«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава — Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог».
Аргумент в пользу теологии главенства состоит в том, что Бог сделал мужчин и женщин разными, хотя их роли одинаково важны.
Но вы заблуждаетесь, если думаете, что роль, отведенная женщинам (домашние дела, воспитание детей, ведение домашнего хозяйства), придается обществом как тот же уровень важности, что и роли мужчин (труд для поддержки семьи, принятие решений, лидерство, свобода действий). В любой авторитарной структуре, независимо от её уровня, лидер обладает большей властью и, следовательно, имеет большее значение. Это установка для оскорбительного поведения.
Кроме того, эти роли не всегда подходят друг другу. Некоторые женщины являются лучшими руководителями, чем их мужья. Некоторые мужчины не подходят для этого — и более того, не хотят руководить. Вот почему лучшая модель — это модель, в которой мужчины и женщины разделяют обязанности и принимают решения на основе таких факторов, как способности, доступность и интересы.
Пропаганда супружеского изнасилования Бернеттом Робинсоном вытекает из теологии главенства. Мужчина – это босс. Он принимает решения, и его власть над женой (а может, и над всеми женщинами) абсолютна. Женщина принадлежит мужу — она его собственность. Он может делать со своим имуществом что ему нравится, и когда ему нравится. Не нужно вдаваться в мысли женщины по этому поводу.
Итак, хотя то, что сказал Бернетт Робинсон, не преподается церковью, это не будет большим отсуплением от теологии главенства, чтобы говорить так, как это делает Бернетт Робинсон, что, вступив в брак, вы передали права на свое тело своему мужу. И некоторые ненадежные мужчины затем делают следующий шаг: этот принудительный секс не является изнасилованием, потому что он (секс, даже не «женщина») всегда вам принадлежит. Если в браке с теологической точки зрения требуется согласие, то, согласно этому образу мышления, просто вступив в брак, вы даете согласие своему мужу делать с вами все, что он захочет.
Бернетт Робинсон очень и очень неправ. Но он просто доводит то, что уже преподает церковь, до логического завершения и громко заявляет о неприятных последствиях этого для женщин.
Нет, он не исключение
Мне не жаль, что Бернетт Робинсон подал в отставку. Он не должен руководить людьми. Он не должен проповедовать. В своей биографии на церковном сайте он называл себя «консультантом по вопросам брака»; но этот человек не должен давать никому никаких советов.
Однако убрать Бернетта Робинсона с кафедры недостаточно. Нам нужно искоренить эти ужасные идеи изнутри самой церкви.
Меня возмущает, что сейчас даже официальная церковь заявляет, что Робинсон не отражает того, чему учит Церковь адвентистов седьмого дня. Нет, наша церковь не пропагандирует супружеское изнасилование. Но на самом деле вывод этого человека о праве изнасиловать жену является результатом культуры непорочности и теологии главенства, которым церковь действительно учит.
Женщины говорят мне, что им больно, когда люди говорят: «Этот мужчина не представляет мою церковь!» Потому что в некотором смысле он отражает то, как церковь думает о женщинах. Сколько вы знаете женщин, которые видели, как их жестокие мужья восхвалялись церковью, в то время как женщина была отвергнута церковью за развод с ними? Кто из нас не знает пасторов, который не подходящим образом относился к прихожанам или даже детям, но который не подвергался судебному преследованию или увольнению, а просто переезжал в новую конференцию? Сколько из нас приходили к нашему пастору за советом, когда мужья оскорбляли нас и нас учили быть более покорными мужьям и просто предложить им больше секса? Сколько женщин без поддержки изо всех сил пытались вырастить детей в одиночку, в то время как пренебрежительные отцы были полностью принимаемы в качестве лидеров в своей церковной общине? Женщины составляют большинство церковных общин. Они платят большую часть десятины. Они занимают большинство руководящих должностей (обычно менее важных, таких как руководство детской субботней школой). И все же церковь постоянно отвергает, унижает, отрицает и обесценивает женщин, начиная с Генеральной конференции и кончая местными общинами.
Конечно, не у всех адвентистов есть такие ненавистные предрассудки, как у Робинсона! У большинства их нет. И те, кто верит в то, во что верит Бернетт Робинсон, не так заметны. Они более утонченные. То, что сказал Робинсон, просто подразумевается, а не произносится вслух.
Но пока церковь продолжает поддерживать культуру непорочности и теологию главенства, среди нас будут возникать такие люди, как Бернетт Робинсон.
Так что да, я рада, что Бернетт Робинсон подал в отставку. Но женоненавистничество, неуважение к женщинам как к людям, и к их телесной автономии, а также подавление женской сексуальности и помещение её в сферу постыдного, никуда не исчезли. И это никогда не исчезнет, пока мы не вынесем все эти вопросы на дневной свет. Пожалуйста, церковь. Начните обдумывать это более внимательно. Именно сюда ведет ваша гендерная теология и поэтому нас не должно удивлять, когда такие люди, как Бернетт Робинсон, говорят вещи именно так, как он сказал.
Линдси Абстон Пейнтер — тренер по психическому здоровью, живет в Северной Калифорнии.
Перевод сообщества «Прогрессивные адвентисты»
======
The Tragic Implications of Purity Culture and Headship Theology
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой