ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ
#христиане_и_карты #запрет_на_игры #адвентисткие_правила
ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ
Меня попросили написать про игральные карты и христианство.
Тут две проблемы мне видятся:
Символика игральных карт – названия мастей и картинки.
И христианское отношение к играм в карты и различным манипуляциям с ними.
Все мы слышали и даже в «Фоме» когда-то читали благочестивые рассуждения, что символика игральных карт исключительно антихристианская и пришла из воровского, еврейского, мира.
Что крести называются трефами, от слова «трефное», что значит нечистое. Что буби – это срез гвоздя, которым был распят Спаситель. Что пики – это копье, которым Он был прободен, а черви – это не сердечко, а губка, на которой Ему на кресте подавали уксус с желчью. А еще, что «козырь» происходит от «кошер», и буби всегда козыри. То есть буби-гвозди, кошерные, и они бьют крести, то есть распинают Христа. А если черви посчитать все же за сердечки, то буби пронзают, таким образом, Сердце Христово.
Честно скажу. Я прочитал несколько статей про карты. В том числе на христианских ресурсах, и ничего кроме критики этих «придумок» не нашел.
Карты пришли в Европу из Индии через мусульманский Восток в средние века. Их символика менялась многократно. В разных странах эти значки, масти, называют по-разному. И нигде даже близко нет ничего антихристианского.
В англоязычных странах масти называются так:
Сердца (hearts) — черви.
Бриллианты (diamonds) — буби (бубны).
Дубины (clubs) — крести (трефы).
Лопаты (spades) — пики
Немцы часто обозначают масти так:
сердца (черви),
колокольчики (бубны),
желуди (крести) и
листья (пики).
А итальянцы и испанцы:
кубки (черви),
монеты (бубны),
палицы (крести) и
мечи (пики).
Ну, в общем-то, ничегошеньки антихристианского.
Были ли у воспетых Бабелем, а позже Розенбаумом, у российских уголовников еврейского происхождения в конце 19 – начале 20 века действительно какие-то интенции оскорбить христианские чувства, таким образом рассуждая о карточной символике, мы точно не знаем. Но даже если и были, то это все дело тех, кто так думал и придавал картам именно этот смысл. Сами карточки с картинками не становятся от этого ни лучше, ни хуже, потому что придумали их без всякого такого смысла. Да и употребляют тоже. То есть, если вам в руки попались игральные карты, то можете руки потом святой водой не намывать, и исповедоваться батюшке в этом тоже достаточно бессмысленно. Лучше вспомните, что на жену голос повысили или мужу в близости отказали во время поста.
Теперь про то, что мы с картами делаем.
Играем в карточные игры.
Гадаем.
Раскладываем пасьянс.
Еще можно играть в карточный домик. Знаете, ставите домик из карт. И из под него вытаскиваете по карте. Кто домик завалит, тот и проиграл.
Давайте не по порядку.
Я думаю, что гадать плохо. И не только на картах. Не для того Господь скрыл от нас будущее, чтобы мы в него попытались как-то заглянуть. Наделение бумажных картинок неким сакральным смыслом, отношение к ним как к сакральному инструменту есть магизм и суеверие, и это дурно. Кстати, и к старцам ходить, чтобы от них предуведать будущее, мне кажется, не лучше. Гадать по Библии – та же фигня, что и по трамвайным билетикам или по приметам. Не знаю, есть ли еще сейчас трамвайные билетики.
Пасьянс.
Думаю, что в пасьянсе как в занятии для ума нет ничего дурного. Я сам в телефоне себя напрягаю, то есть свои мозги, разными игрушками на внимание, логику, цифры и пр. И пасьянс иногда раскладываю в том числе. Если это так, то так, а если не так, то вот так. Не вижу в этом ничего дурного.
Другое дело, что когда я был несчастливо влюблен в девочку Олю в юности, то я, раскладывая пасьянс, загадывал: если сойдется, то она меня полюбит, а если нет, то беда. И вот это было не хорошо. Это как гадание. Но я так больше стараюсь не делать. Тем более, что меня сейчас любят.
Игра в карты.
Думаю, что такое брезгливое, подозрительное отношение к играм в карты у нас сложилось из того, что карты непременный атрибут уголовной и дворово-гопницкой культуры. Ну, были когда-то, во всяком случае. Бабушки с дедушками с подозрением отнесутся, если узнают, что их внучик играет в карты во дворе или в школе. При этом с упоением сами дуются с ним в дурака на даче. Здесь еще есть момент игры на деньги. Считается, что на деньги играть в карты плохо. А просто так или на интерес – ничего, нормально.
Вообще, играть на деньги: в карты, бильярд, шахматы, домино, футбол и пр. – у нас считается дурно. Для детей не допустимо, а для остальных – не очень. Я вижу в этом только одну беду – азарт (как духовный риск) и возможность подсесть, попасть в зависимость (как тяжелейшую психо-социальную проблему).
С точки зрения нашей аскетики, азарт есть страсть. Ты предаешься захватывающим тебя переживаниям. И дело даже не в том, что они вытесняют нечто более важное, а этот момент тоже есть, а в том, в каком духовном состоянии ты находишься, когда ты в азарте. Это относится не только к ситуации, когда ты играешь сам, но и когда ты болеешь за кого-то. Вольно или невольно, ты желаешь возвышения себе, или команде, с которой ты себя ассоциируешь, и поражения другому. И это вряд ли те отношения с ближним, которые называются любовью и о которых говорит Христос. Вот в этом личном состязании в карты или даже в шахматы, ты радуешься, если другой ошибется. В футболе и биллиарде или теннисе и пр. — если другой промахнется. Ну, это не очень здоровая штука, мне кажется, с точки зрения заповеди о любви к ближнему. Ну и превозношение собственным выигрышем нелегко человеку понести. Об этом наша аскетика все время говорит. Не то, чтобы надо себя специально принижать, не надо. Но вот это вот возвышение – так себе переживание для православного христианина. Это только поэт мог сказать красиво «но пораженье от победы ты сам не должен отличать», но попробуй-ка. Думаю, у него и самого не очень получалось.
Ну, потом, когда на деньги играешь, градус азарта и желание победы самому себе и поражения другому в разы, конечно же, выше, чем просто так, без денег. Хотя и в обычном «подкидном дураке» на даче такие иногда страсти, такие высокие ноты счастья и отчаяния, такие пожелания другому ошибиться или не получить нужной карты, такие искушения смухлевать…, что кажется, точно, не доброе это дело.
Про мухлеж.
Ну, мухлевать-то можно везде, на работе, в бизнесе, электричество можно воровать, где угодно. Не думаю, что в картах мухлеж лучше, чем в медицине с липовыми справками, например. Отдельно, готовясь к этой статье, обсуждали покер, где блеф – особое необходимое для победы искусство. То есть ты изображаешь, что у тебя есть нужная карта, а у тебя ее нет. Противник ведется и проигрывает.
А в футболе? Делаешь вид, что пробьешь по воротам, защитник и вратарь ведутся. А ты даешь пас товарищу, и он забивает. Вранье? Вранье чистой воды. Только я не знаю, грех ли это, и надо ли его исповедовать батюшке: «Я нечестным путем, обманув ближнего своего из другой команды, забил гол».
Социальные последствия игр на деньги. Мы их знаем. Десятки, если не сотни тысяч людей в нашей стране и миллионы во всем мире – игрозависимы. Я встречал таких, которые брали у меня в сытые мои годы в долг, якобы для семьи. А сами просаживали в казино, или на игровых автоматах, когда они еще были повсюду. И приходили в минуты просветления и каялись, и просили больше им денег не давать. А потом снова приходили и просили снова дать. И врали про семью. Или просто брали сами, продавая, например, мой товар налево. И не принося выручку в кассу, брали без спроса. Это беда и болезнь. И несчастные семьи. И несчастные сами эти люди.
Поэтому я к игре на деньги – осторожно. Сам никогда не играл и не спорил на деньги. И никому не советую.
Хотя вот возьмите биржевых игроков. Там, конечно и знание рынка и аналитика (впрочем, у картежников аналитика не хуже), но там и деньги, и азарт, и вера в удачу, и суеверие и еще ой-ой-ой сколько всего. Но на них огромная часть мировой экономики держится.
Ну, с карточным домиком, думаю, та же история – азарт, все тот же азарт. Какая разница, отчего впадать в эти страсти: от карточной игры или от карточного домика. От шашек или от игры «в Чапаева».
Ну, вот не знаю, рассказал ли я вам что-нибудь новое. Просто почитал, посидел. И написал про то, что думаю.
Если коротко, то ничего непосредственно бесовского я в игральных картах не обнаружил. Они не дурны и не добры. А добро или дурно наше отношение к тому, что мы с ними делаем и как относимся к тем людям, с которыми эти атласные карточки с картинками и номерами нас сводят за одним игральным столом. Это может иметь разрушающие последствия как для нашей души (ненависть, азарт, самовозвышение). Так и непосредственно для нашей земной жизни – нищета наших семей и игровая зависимость.
Поэтому я, лично, стараюсь воздерживаться. Ну, вот если только пасьянс раскинуть на телефоне, когда нужно обдумать очередную статью или рассказ.
Илья Забежинский
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой