ДЯДЯ ТОМ И СЕСТРА УАЙТ (часть 1)
#елена_уайт #художественный_вымысел #уайт_и_расизм
ДЯДЯ ТОМ И СЕСТРА УАЙТ (часть 1)
Эллен Уайт предостерегала от ужасающих опасностей, которым подвергают себя христиане при чтении художественной литературы:
«Читатели художественной литературы потворствуют злу, которое разрушает духовность и затмевает красоту, исходящую со Священных страницы. Это чтение приводит к нездоровому волнению, возбуждает воображение, повреждает разум (дословно “делает разум непригодным для использования” — прим. переводчика), отвращает душу от молитвы и лишает ее способности к каким-либо духовным упражнениям… «1
«Чтение романов и рассказов — величайшее зло, которому может предаваться молодежь. Читательницы романов и любовных историй никогда не станут хорошими, практичными матерями. Они живут в нереальном мире. Они строят воздушные замки, живя в воображаемом мире. . Они становятся сентиментальными и у них появляются дурные фантазии. Их жизнь в воображаемом мире портит их, делая бесполезными. Их разум затмевается… «2
Согласно этим утвреждениям, чтение художественной литературы, «величайшее из зол», имеет следующие последствия:
- Уничтожает духовность
- Лихорадит воображение
- Делает разум бесполезным и уменьшает интеллект
- Отвращает душу от молитвы
- Делает душу неспособной к любым духовным упражнениям
- Препятствует женщинам становиться хорошими матерями
- Делает их избалованными и склонными к бесполезным занятиям
Звучит действительно очень серьезно! Миссис Уайт наставляла адвентистскую молодежь, что им «следует сохранять чистоту ума, избегая чтения романов» и «прекратить читать журналы, содержащие рассказы, отказаться от романов».3
Отказалась ли сестра Уайт от романов?
У Эллен Уайт было интересное увлечение. Она вырезала истории из журналов, которые читала, и вклеивала эти вырезки в альбомы. У неё было девять таких альбомов. Доктор Джон Уоллер из Университета Эндрюса проанализировал содержание пяти из этих альбомов …
«… и обнаружил, что большинство этих историй были анонимными, многие были вымыслом, а некоторые из них были написаны признанными и известными писателями-беллетристами того времени, включая Ганса Христиана Андерсена, известного своими сказками, и Харриет Бичер-Стоу, автора «Хижины дяди Тома». Д-р Уоллер пришел к следующему выводу: “Судя по альбомам с вырезками и Субботним Чтениям… между 1850 и 1880 годами она прочитала и сохранила для использования в будущем множество относительно коротких, … вымышленных историй, опубликованных в различных журналах … «4
Миссис Уайт тайно читала художественные произведения в журналах, делала вырезок альбомы для будущего использования, но в то же время она публично призывала молодежь «прекратить читать журналы, содержащие рассказы». Возможно, одна из причин, по которой она не хотела, чтобы молодежь читала такие журналы, заключается в том, что миссис Уайт включала эти вымышленные рассказы в свои «вдохновенные» сочинения.
Хотя она и призывала молодежь «отложить любые романы», в «Великой борьбе» она назвала роман Джона Буньяна “Путешествие Пилигрима” «чудесным»5. Говорит ли это одобрение Эллен Уайт выдуманной истории Буньяна, что художественную литературу можно читать, если она преподает хорошие уроки? Нет, согласно словам пророчицы:
«Даже та художественная литература, которая не содержит никаких намеков на нечистоту и которая возможно была написана для обучения прекрасным жизненным принципам, вредна» 6.
Уайт использует “художественный вымысел” в своих «вдохновенных» произведених.
Обратите внимание, как миссис Уайт описывает свою книгу «Желание веков»:
«Большие книги, такие, как «Патриархи и пророки «, «Великая борьба «и «Желание веков» должны продаваться повсюду. Эти книги содержат истину для настоящего времени — истину, которая должна быть провозглашена во всех частях мира»7
В 1982 году церковь адвентистов седьмого дня попросила д-ра Фреда Велтмана, в то время заведующего кафедрой религии в колледже Тихоокеанского униона, проанализировать обвинения в плагиате, выдвинутые Уолтером Ри и другими против Эллен Уайт. Доктор Велтман провел восемь лет, оплаченных церковью, изучая книгу «Желание веков». Когда он, наконец, опубликовал свои выводы в 1990 году, он объявил, что одним из 23 источников, использованных Эллен Уайт при написании книги, был «явно вымышленный рассказ»8. Другие примеры использования Эллен Уайт вымышленного материала в ее трудах можно найти в статье Уолтера Ри, “Становление пророка: Как Эллен Уайт превращала беллетристику в ‘истину’”.
Откуда Эллен Уайт обрела чудесную “истину для настоящего времени»? Из небесных видений? Откровений? Снов? Нет, вовсе нет. По крайней мере, часть своего «вдохновения» она черпала из тех же художественных произведений, которых она требовала избегать!
Эллен Уайт составляет сборники художественных рассказов
Эллен Уайт принимала непосредственное участие в создании 4-томной серии книг под названием «Субботние чтения для домашнего круга». Каждая из этих 400-страничных книг состояла из художественных рассказов, призванных побудить к нравственному поведению. Она лично отобрала весь художественный материал, который был включен в эти книги. Несомненно, они были лучше, чем любой средний роман 1800-х годов, и тем не менее они были воплощением того, что г-жа Уайт ранее осуждала: «Чтение романов и рассказов — величайшее зло, которому может предаваться молодежь … Они живут в нереальном мире…, воображаемом мире”9.
Эллен Уайт хранила расистские романы в своей частной библиотеке
Согласно “Списку книг из личной библиотеки Эллен Уайт”, составленному The White Estate, г-жа Уайт владела несколькими художественными произведениями10. Вот некоторые из этих книг:
- “Дети барона”, Сара Энн Майерс
- “Член клана”, Томас Диксон
- “Пятна леопарда”, Томас Диксон
Особый интерес представляет тот факт, что в личной библиотеке Эллен Уайт были книги Томаса Диксона. Отец и дядя Диксона когда-то были членами Ку-клукс-клана, и «Член клана» изображает Клан в относительно позитивном свете. Википедия описывает книги Томаса Диксона следующим образом:
«Его «Трилогия реконструкции» состояла из трёх книг: «Пятна леопарда», «Член клана» (1905 г.) и «Предатель» (1907 г.). В этих бестселлерах, в которых художественный вымысел преподносился как неопровержимый исторический факт, Диксон использовал исторические фантазии для представления негров, как низших по отношению к белым, и для прославления американского Юга, каким он был до гражданской войны. Хотя он утверждал, что выступает против рабства, он верил в расовую сегрегацию»11.
«Диксон написал «Член клана» как призыв к северянам поддерживать расовую сегрегацию, и, как утверждает автор, черные на свободе превращаются в дикарей»12.
«В романе [Пятна леопарда] Диксон предлагает очень неповторимый рассказ о Реконструкции, в котором злодеями являются типы Саймона Легри, северные либералы и освобожденные рабы, а герой — Ку-клукс-клан»13.
Мы можем только догадываться, почему она хранила эти расистские художественные произведения в своей библиотеке, если художественная литература действительно была такой вредной, как она утверждала.
Дирк Андерсон
Продолжение в части 2
Ссылки на источники:
- Эллен Уайт, Наставник молодежи, 9 октября 1902 г.
- Эллен Уайт, Свидетельства для церкви, № 22, с. 34.
- Эллен Уайт, Наставник молодежи, 20 февраля 1896 г; Эллен Уайт, Наставник молодежи, 14 августа 1906 г.
- Чарльз Х. Тидвелл, доктор философии, «Эллен Уайт и художественная литература», онлайн-статья, извлеченная с веб-сайта Университета Эндрюс 20 февраля 2008 г., http://www.andrews.edu/~tidwell/407egw.htm . Дополнительную информацию можно найти в статье под названием «Контекстное исследование советов Эллен Г. Уайт относительно художественной литературы», представленной доктором Джоном О. Уоллером (бывшим руководителем кафедры английского языка в Университете Эндрюса) на проходившем в августе 1965 года собрании преподавателей английского языка в колледже Ла Сьерра. Статья хранится в Эндрюсском университете (каталогизирована в 1970 году).
- Эллен Уайт, “Великая борьба”, с. 252. Также “Дух пророчества” т. 4 (1884), стр. 174. Что касается того, можно ли по праву классифицировать «Путешествие Пилигрима» как «роман» или «вымысел», рассмотрим написанное доктором Чарльзом Тидвеллом в упомянутой выше статье:
«Хотя некоторые утверждали, что это произведение не является романом, а на самом деле является аллегорией, это полностью упускает суть. То, что оно является аллегорией, не означает, что оно также не может быть романом или художественным произведением. Литературные критики признают его таковым, и большинство историков литературы указывают на него как на одно из важнейших ранних произведений, которые в 18-м и последующих веках помогли утвердить роман как главную литературную форму. «Путешествие пилигрима» имеет все характеристики романа — выдуманная окружающая обстановка и выдуманные персонажи, не соответствующие историческим реалиям; сюжет, диалоги, противоречия и все те декорации, которые романисты и писатели-беллетристы используют сегодня в качестве основных техник письма».
- Эллен Уайт, «Служение исцеления» (1905), с. 445.
- Эллен Уайт, Ревью энд Геральд, 20 января 1903 г.
- Фред Велтман, доктор философии, Министри, декабрь 1990 г.
- Бенджамин МакАртур, «Культура», Эллен Хармон Уайт: американский пророк (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2014), стр. 249. На странице 259 Макартур отмечает, что Джон Уоллер сомневался в правдивости рассказов (см. Уоллер, «Вопрос о художественной литературе в пяти альбомах миссис Эллен Уайт», Ellen G. White Estate).
- Список книг из личной и служебной библиотек Эллен Уайт, хранящийся в университете Лома Линда. Составители: Уоррен Х. Джонс, Тим Порье и Рон Грейбилл из Ellen G. White Estate.
- Википедия, «Томас Диксон-младший», http://en.wikipedia.org/wiki/Thomas_Dixon,_Jr., Извлечено 2 марта 2008 г.
- Википедия, «Член клана», http://en.wikipedia.org/wiki/The_Clansman, извлечено 2 марта 2008 г.
- Википедия, «Пятна леопарда», http://en.wikipedia.org/wiki/The_Leopard%27s_Spots, извлечено 2 марта 2008 г.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой