«ЖЕНЕ ГЛАВА — МУЖ»
#богословие_главенства #жене_глава_муж #рукоположение_женщин
«ЖЕНЕ ГЛАВА — МУЖ»
1 Коринфянам 11:2-16.
Помимо Ефесянам 5:23, единственным другим отрывком Нового Завета, в котором термин kephalē «голова» используется в контексте отношений мужчины и женщины, — это 1 Коринфянам 11: 3. Этот отрывок тематически и терминологически связан с Ефесянам 5:21-33 и фокусируется на женах, подчиняющихся главенству своих мужей, а не главенству мужчин над женщинами в целом. Хотя многие аргументы против рукоположения женщин были основаны на совете Павла в 1 Коринфянам 11, простое прочтение этого отрывка показывает, что Павел не говорит здесь ни о церковном руководстве и власти, ни о рукоположении. Скорее, цель этого отрывка состоит в том, чтобы наставить коринфян относительно ношения или не ношения головных уборов при проведении церковных собраний и чтобы дать объяснение этому наставлению.
Главная тема отрывка.
На самом деле совет Павла в этом отрывке гармонирует с другими отрывками из его писем, где мы видим женщин, проявляющих лидерство в евангельском служении. В 1 Коринфянам 11: 4, 5 Павел определяет основную тему отрывка, и как мужчины, так и женщины изображаются в нем как участвующие в богослужении и ведущие его, молясь и пророчествуя (то есть, советуя и наставляя собравшихся верующих именем Божьим (ср. 1 Кор 14: 1-5, 2933). Такое лидерство здесь описывается в одинаковых терминах для мужчин и женщин без намека на неодобрение или различие между ними, независимо от типа или уровня лидерства, в котором они участвовали.
Практика, учитывающая культуру.
На протяжении многих поколений адвентисты не понимали, что означает наставление, где женщины должны носить головные уборы, а мужчины не должны этого делать во время богослужений. Это рассматривается как культурно-специфическое обучение в определенном контексте. Такое толкование церковью не является результатом отказа от советов Писания, но делается по противоположной причине — чтобы быть полностью внимательными и послушными фундаментальным культурным проблемам, раскрытым в этом отрывке.
Павел прямо заявляет в стихах 4-6, что его забота о покрытии головы заключается в том, чтобы не навлечь на голову бесчестье, вместо почести. Действительно, забота о чести получила дальнейшее развитие в стихах 7-9, где Павел говорит о женщине как о славе мужчины. Именно к такому восприятию он возвращается в заключительных стихах, апеллируя к тому, что обычно считалось «правильным» для женщины, «естественным» для мужчины и обычно практиковалось церквями (стихи 13-16). Указания Павла о том, что для женщины «постыдно» брить волосы (ст. 6), следует понимать в сравнении с высокой ценностью чести в современном греко-римском обществе. В этом обществе женщина с непокрытой головой или с бритой головой подвергалась опасности считаться прелюбодейкой или проституткой, а женщина, которая публично говорила в непринужденной обстановке с мужчинами, не являвшимися ее мужем, рассматривалась как стремящаяся соблазнить их.
Использование термина “глава” (kephalē).
Павел начинает свой аргумент относительно головных уборов в 3 стихе, используя словесную картину, метафору, чтобы говорить в рамках этой культуры чести / позора о том, что «правильно» и «стыдно» делать мужчинам и женщинам в общественной жизни церкви. Он использует метафору «головы», чтобы продемонстрировать, что то, что отдельный верующий делает со своей физической головой, влияет также на его метафорическую голову. Таким образом, выбор человека в отношении ношения головного убора связан не только с его собственной свободой выбора, но и с уважением, с которым другие будут смотреть на Христа, его Главу. Точно так же свободный выбор женщины в отношении головного убора влияет не только на нее, но и на ее мужа / «главу» и, в конечном итоге, на Бога, абсолютную «Главу».
Слово для обозначения головы (kephalē) использовалось евреями и язычниками для передачи различных идей, связанных с физическим положением головы по отношению к телу, в том числе выдающимся положением, представлением целого, с первоисточником. В этом отрывке Павел сосредотачивается на метафорической идее Адама как первого творения и источника, из которого была создана женщина (стихи 8, 9). Такое употребление имеет смысл в стихе 3, и действительно идеально говорит о хронологическом порядке. В этом смысле сказано, что Христос был первым (или первоисточником) по отношению к мужчине (включая все человечество, как в Рим. 4:8; Еф. 4:13); и что этот мужчина, Адам, был первым (или первоисточником) по отношению к своей жене, Еве; и что Бог был первым (или первоисточником) по отношению к Христу (Мессии), посылая Его искупить человечество.
Связь с Бытие.
В стихах 7-9 Павел опирается на метафору «головы», добавляя из Бытие 1-3 несколько причин, по которым женщинам следует беспокоиться о том, чтобы не позорить своих мужей. Хотя женщина, как и мужчина, была создана по образу и подобию Бога, Павел акцентирует здесь внимание на том факте, что она имеет дополнительную привилегию быть сотворенной для того, чтобы удовлетворить необходимость мужчины и быть его славой. Павел обращается ко 2 главе Книги Бытия и предлагает её идеальное прочтение. Он замечает, что в Бытии женщина создана от мужчины — это ее непосредственное происхождение — а не мужчина создан от женщины. Это факты. По словам Павла, женщина появилась, чтобы обогатить мужчину, и в этом смысле она добавила ему чести / славы. Она была создана для блага мужчины, а не для ее блага, потому что он был создан до того, как была создана она. Для Павла и Книги Бытия это основа гендерной дифференциации. Этот аргумент используется Павлом, чтобы указать, что, когда женщина участвует в поклонении, она должна покрывать волосы, чтобы воздать славу Богу, а не мужчине. Поступая так, она также избегает самовосхваления, потому что ее волосы – это ее слава (ст. 15).
В культуре первого века традиционно считалось, что «слава» женщины, в особенности ее волосы, должны быть прикрыты публично, чтобы избежать позора, если она нескромно демонстрирует их тем, кто вне ее семьи. В таких обстоятельствах это было бы особенно важно в богослужении, чтобы не отвлекаться от прославления и поклонения только Богу. Обратите внимание, что, следуя резюме своего наставления в стихе 10, Павел уравновешивает свои аргументы в стихах 11-12, поясняя, что с момента сотворения Бог поставил первым источником именно женщину, поскольку именно она дала рождение каждому мужчине со времен Адама.
Таким образом, в 1 Коринфянам 11:2-16 проводится четкое различие между мужчиной и женщиной в стиле одежды, в гармонии с Второзаконием 22:5, и содержится призыв к женам действовать так, чтобы не позорить своих мужей. Этот отрывок не говорит о запрете назначения женщин на руководящие должности и не говорит о всеобщем главенстве мужчин над женщинами. Павел не вычитывает из Бытие 1-3 принцип, который раньше никогда не замечал и не выражал. Он использует этот отрывок, чтобы продемонстрировать, что с самого начала жена обогатила жизнь мужа и принесла ему честь, и что это должно продолжаться и во время поклонения в контексте падшего мира. Павел использует ссылку на творение как объяснение своего аргумента, а не как причину универсального стандарта взаимоотношений между мужчинами и женщинами. В контексте нет ничего, что поддерживало бы идею о том, что в церкви пресвитер является главой женщины.
Итоговый документ Комитета по изучению богословия рукоположения АСД, 2014 год.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой