КОГДА ПРОРОЧИЦЫ БЫЛИ ДОВОЛЬНО РАСПРОСТРАНЕНЫ
#елена_уайт #много_пророков #влияние_методизма
КОГДА ПРОРОЧИЦЫ БЫЛИ ДОВОЛЬНО РАСПРОСТРАНЕНЫ
Когда я бываю в США, я всегда стараюсь посетить там адвентисткий книжный центр. Я хочу узнать, опубликовала ли моя церковь что-нибудь важное за последнее время. Обычно я выхожу из книжного магазина довольно разочарованным. Но в этот раз, несколько недель назад, я нашел небольшую книжку, о которой еще не слышал, но которая выглядела достаточно интересной. Я купил себе экземпляр, отчасти вдохновленный тем фактом, что я познакомился с автором, когда два года назад читал лекции в Университете Лома Линда в качестве приглашенного профессора. Автором приобретенной книги был Теодор Левтеров, директор центра исследования трудов Елены Уайт при Университете Лома Линда в Калифорнии. Книга называется: «Понимая Елену Уайт: ранний адвентизм седьмого дня и дилемма с даром пророчества».
Книга представляет собой популярное и сокращенное изложение докторской диссертации автора. Научный характер материала все еще можно обнаружить в наличии многочисленных сносок. Левтеров ясно дает понять, что принятие Елены Уайт в качестве пророка было довольно сложной задачей для первых адвентистов. Он сосредотачивается на факторах, которые помогли адвентистам «включить доктрину о духовных дарах в сбалансированную перспективу в рамках всего адвентистского богословия».
Я считаю самой захватывающей первую главу книги. В ней описывается мир, в котором родилась Елена Уайт, и религиозная среда, в которой она воспитывалась. Ребенком и подростком она часто присутствовала на религиозных собраниях, где она становилась свидетельницей харизматических проявлений, сопровождавшихся видениями. Левтеров подтверждает описание методистского историка, которая изучала методистскую среду, что оказала сильное формирующее влияние на Елену Уайт. В своей книге «Припадки, трансы и видения», Энн Тэвис публикует свое исследование деятельности многочисленных пророчиц в методизме начала 19 столетия. Она сравнивает документы, говорящие, как форма и содержание этих опытов и видений были похожи на то, что видели и слышали первые адвентисты, когда Елену Уайт «восхищали» во время её публичных видений. Кроме того, Левтеров приводит очень откровенные описания зачастую хаотических и диких сцен во время встреч первых адвентистов, и особенно, во время их лагерных собраний. Позднее Елена Уайт упомянет их в качестве проявлений «фанатизма».
В своей книге Левтеров делает важный вклад в составление для адвентистов 21 столетия более ясной картины того, как Елена Уайт вписывалась в религиозный ландшафт своего времени. Прочитав первую главу, вы получите удивительное изображение, которое нечасто передают так искренне и не в ключе апологетики. Автор подчеркивает, что Бог использует методы и формы, которые понимают те люди, к которым Он обращается. Формы и методы, которые были распространены среди «кричащих методистов», имели свою привлекательность и пользу в их время, и Бог, по-видимому, использовал эти формы при коммуникации через Елену Уайт, которая была частью этой среды. Если бы Бог общался с нами с помощью подобных методов, это бы заставило окружающих людей задуматься о нашем здравомыслии, а также заставило многих окружающих засомневаться в том, следует ли рассматривать нас как истинно христианскую церковь.
Меня воодушевляет то, что мы видим большую готовность со стороны людей, которые близки к учреждению, отвечающему за литературное наследие Елены Уайт, приспустить «пророчицу» с ее пьедестала, и отделить миф от реальности. К сожалению, нам предстоит еще долгий путь в этом направлении, и большое число ее поклонников продолжают поклоняться ей так, как она сама это не одобряла. Елена Уайт продолжает иметь важное значение для адвентистов седьмого дня, но мы ответственны перед самими собой – и перед ней – чтобы не относиться к ней как к своего рода «святой». Нам следует всегда растолковывать то, что было сделано или написано ей, отталкиваясь от времени, в которое она жила.
Честь и слава издательству Пасифик Пресс за публикацию этой откровенной и освежающей книги, а также Левтерову за его важную работу. Я бы сказал автору: «Пожалуйста, расширьте эту первую главу на исследование величиной с книгу. Я стану одним из первых, кто приобретет такую публикацию».
Рейндер Бруинсма – доктор философии, пастор на пенсии, в прошлом служил как секретарь Транс-европейского дивизиона (1995-2001), президент Голландского Униона (2002-2007), и президент Бельгийско-Люксембургской Конференции.
========================================
Перевод Сообщества Прогрессивные Адвентисты
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой