ЧЕЛОВЕК РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ КРИЗИС
#кризис_веры #награда_от_Бога #духовный_рост #выгорание
ЧЕЛОВЕК РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ КРИЗИС
— Многие воспринимают духовную жизнь в контексте «поощрений и наказаний»: я так много делаю, Бог меня за это должен вознаградить. А когда видят, что так не работает, разочаровываются. Почему человеку так удобнее?
— Это называется магическое мышление, и к христианской вере оно не имеет никакого отношения. Магическая ситуация предполагает, что мы совершаем ритуал и получаем предсказуемый результат. И магического мышления в нашей религиозной жизни очень много. Для кого-то соблюдение всей обрядово-ритуальной части является элементом такой, по большому счету, христианской магии.
Но христианство нам вообще-то никакого благополучия в земной жизни не обещает. Поэтому, если человек приходит с ложным ожиданием, разочарование неизбежно.
— А человек не знает, как строить отношения с Богом вне этой системы. Как выйти за рамки подобного мышления?
— Есть такое слово «совесть». К ней часто обращаются в религиозном контексте и даже называют ее голосом Бога. Но она в человеке развивается, мы с ней не рождаемся. Есть этапы нравственного развития, и один из ранних этапов, примерно соответствующий дошкольному возрасту, — когда мы учимся разграничивать: хорошо то, за что меня награждают, плохо то, за что меня ругают. Если взрослый человек всерьез в это верит, это означает, что его нравственное развитие застопорилось где-то на шестилетнем возрасте, он остался на уровне дошкольника.
Возможно, он жил в таком мире, в такой семье, в таком социальном окружении, где все так рассуждают. Человеку даже не то что удобнее так рассуждать, он в этом находит ощущение безопасности. Большинству людей нужна предсказуемость. В схеме «я стараюсь, Бог меня награждает, а тех, кто не старается, Бог наказывает» чувствуется уверенность в завтрашнем дне и минимум ответственности.
А когда происходит разочарование, то вообще-то это здорово, потому что это как раз шанс пережить кризис взросления и прийти к новому пониманию, которое ближе к духовной реальности и даже к нашей эмпирической житейской реальности.
— Я знаю нескольких церковных людей, которые действительно на каком-то этапе старались соблюдать все правила и которым потом диагностировали психическое расстройство. Можно ли сказать, что у них все началось с выгорания?
— Выгорание может быть первоначальным этапом, но, когда дошло до психиатрической больницы, это уже действительно вопрос медицины. Я неоднократно работала с монахами, у которых были панические атаки, — опять же, триггерами являлись те или иные случаи религиозной жизни. Но это тоже психическое расстройство, не выгорание. Выгорание — процесс естественный, а если оно запущено, то включаются деструктивные процессы.
— Надо ли лечить духовное выгорание, или само пройдет?
— Знаете, тут вопрос про «лечить», наверное, не стоит. Это нужно пережить. Выгорание — это естественный механизм нашей психики, предохраняющий нас от запредельных, слишком сильных для нас эмоциональных перегрузок, то есть это как стоп-кран в поезде.
Человек вообще развивается через кризис. В возрастной психологии есть понятие, например, нормативных кризисов — рождения, трех лет, подростковый кризис.
Если бы не кризисы, мы бы не менялись, у нас не было бы шансов стать качественно другими.
То же самое происходит и в нашей духовной жизни, и это описано, равно как и описаны способы переживания такого периода, которое напоминает пустыню. Преодолеть пустыню и перейти в новое качество — это такая метафора, которая есть и в Евангелии. Кризис — это хорошо вообще-то, хотя болезненно и тяжело.
— Что, на ваш взгляд, сегодня может разочаровывать человека, который уже много лет в Церкви?
— В первую очередь, несоответствие декларируемого и реального. У нас есть некий евангельский идеал и есть эмпирический опыт церковной жизни, который по очень многим параметрам этому идеалу не соответствует. Можно сказать, так было всегда.
Многие темы среди прихожан обсуждать просто не принято. Ну то есть вопросы либо блокируются, либо провоцируют обвинения в бездуховности, в гордыне, самонадеянности, и в принципе это норма поведения. В любой корпоративной культуре существуют нормы явно выраженные и негласные. Человеку могут напрямую даже не говорить, но иногда достаточно фразы: «У нас не принято об этом говорить». Например, о том, что не все пастыри идеальны, что не каждое их решение — это откровение свыше.
Многие обещают, что, если будешь делать все правильно, Бог тебе поможет и ты почувствуешь радость. И человек начинает «редактировать» свои эмоции. Например, гнев — это грех, поэтому я не гневаюсь, говорит себе он, покрываясь красными пятнами и стискивая челюсти. Предсказуемо, так человек разрывает контакт между разумом и своей эмоциональной сферой. Он уже никаких эмоций на самом деле не испытывает, и это тоже не выгорание, это невроз.
— Но сознаться себе в этом — значит признать, что способ-то был неправильный. А если это сказал какой-то авторитетный человек или он где-то об этом прочитал?
— От этого рухнет его картина мира. Перспектива духовного кризиса — она вообще-то мучительна, внутренние противоречия накапливаются, но интуитивно человек чувствует, что если начать додумывать эту мысль до конца, потом еще другую, то все посыплется, как карточный домик. Поэтому включается самоцензура, мысли пресекаются в зародыше, пока не накапливается критическая масса.
Еще разочарования приносит не всегда корректное духовное руководство и то, что в церковной жизни много разных «субкультур». На самом деле есть несколько очень практически не совместимых даже деноминаций, а вообще разных религий. Поэтому разрозненность взглядов — тоже одна из причин, которые вызывают у людей отторжение и вместо четких ориентиров напускают густой туман. Но, видимо, есть высший смысл в том, чтобы оставаться вместе и научиться не просто терпеть друг друга, но — понять и полюбить «иных и непохожих».
— Что бы вы посоветовали человеку, который столкнулся с выгоранием?
— Выгорание побуждает нас обратиться внутрь себя, чтобы восстановить внутренние ресурсы, но человек так устроен, что бесцельно ресурсы нам не даются, мы — существа «энергосберегающие». Поэтому первый шаг к выходу из этого кризиса связан с тем, чтобы понять, как мы хотели бы выстроить свою жизнь, когда силы вернутся — и вдохновиться этим.
Наталья Скуратовская, психолог
«Я превратилась в религиозный автоответчик». Как пережить духовное выгорание?
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой