КТО ВИНОВАТ?

КТО ВИНОВАТ?


(Про Православную Церковь, но и про нас тоже)

КТО ВИНОВАТ?

Разбираясь когда-то в истории Реформации в Европе, событиях, происходивших 500 лет тому назад, мне было интересно разобраться, а как сами католики оценивают причины катастрофы, случившейся с Западной Церковью.

А разобравшись, стало удивительно, насколько это все полхоже на то, что происходит сегодня в нашей родной РПЦ.

Отчего был такой стремительный успех Реформации в простом народе? Мало просвещенные, почти неграмотные, ничего не понимающие в догматике простые люди, почему они пошли за реформаторами?

Католикам понадобилось 50 лет и потеря половины европейской паствы, чтобы понять это и сформулировать в деяниях Тридентского собора:
Несоответствие Лица Церкви, а это священники, епископы и центральная власть в Риме, несоответствие их Евангельским ожиданиям обычных людей.
В основном, жадность, стяжание, высокомерие, формализм и равнодушие. Вот в чем дело. Дело не в догматах. Простых людей не интересовали догматы.

А в том, чтобы у Церкви было христианское лицо.

Сначала-то риторика была та же самая, как у нас сегодня с высоких церковных амвонов и кафедр:

— Во всем виноваты анти-церковные силы. Дьявол пытается разрушить Церковь. И этот дьявол не в нас, не в епископате и священстве канонической Церкви. Нет, он через врагов Церкви пытается ее разрушить.
И что? Католикам понадобилось пройти через такие потери, через такие войны, чтобы признать смиренно:

— Мы, мы, которым Господь доверил Свою Церковь, мы сами во всем виноваты. Мы настолько дурные христиане, что имя Божие из-за нас хулится во всем мире.

И это не работает, знаете, что в Церкви все грешные. Вот как у нас начнешь кого-то критиковать, сразу со вздохом получаешь в ответ:

— Да, Церковь на Земле — собрание грешных людей.

Имея в виду при этом, что грешные у нас не Патриарх, епископы и священники, а что это бабушки у нас грешные, и что многодетные матери тоже все грешные и вообще прихожане — плоховатые христиане и все от этого. Вот были бы они все лучше…

Послушайте, никто из мира не смотрит в Церкви на бабушек и простых прихожан. Все смотрят на священников, епископов, и Патриарха.
Когда оценивают работу государства, то не смотрят на уборщицу тетю Машу, а смотрят на Путина, губернаторов, глав районов. И тетей Машей не прикрыться.

Даже не смотрят на каноны, правила, писания Святых Отцов.

Вот есть у народа какое-то уже многовековое простое свое представление о Евангелии и о Христе, так он нас и меряет.

Я, помню, встретил в глубинке одного сельского батюшку, борода ниже пупа. Он говорит мне:

— Встретите в Москве Кураева, так скажите ему, что мы, приходские священники, обета нестяжания не давали, а то уж очень он народ в этом деле против нас настраивает.

А я думаю:

— Да какой-такой народ того Кураева читает? Ничего он не читает. Он, батюшка, на тебя смотрит. Причем, через лупу. Являешь ты ему Христа или не являешь? И, уверен, что ты с амвона ему про этот обет нестяжания раз десять уже разъяснил. Да только они тебя не поняли.

У русского человека есть спрос на бедную, немощную, некрикливую, милосердную, печалующуюся, человечную Церковь.

Не обличающую, а милующую.

Не громкую, а тихую.

Не государственническую, а домашнюю, даже деревенскую.

Не могучую и руководящую на троне, а страдающую или готовую пострадать за свой народ на кресте.

Льна курящего не угасит и трости надломленной не переломит.

Патриарх, вышедший на амвон в заплатанном подряснике и стоптанных башмаках и сказавший слова утешения своему народу по поводу всеобщего обнищания в связи с коронавирусной пандемией, Патриарх, отказавшийся от мигалок, мерседесов, частных самолетов, собственного ЧОПа, подаривший резиденцию в Переделкино приюту для стариков, а резиденцию на Черном море лагерю для детей из малоимущих семей.

Вот такой Патриарх и Церковь, с которой его отождествляют, смог бы стать центром притяжения людских сердец. И, думаю, такой Патриарх мог бы, наверное, просто позвать людей, ну пока даже не в храмы, а хотя бы просто помолиться, и они с таким Патриархом взяли бы и помолились. И еще десятки и, может, сотни тысяч.

Популизм, скажете? Не знаю. Народу это объясните, который голосует против своей Матери-Церкви ногами в размере 98,5 процентов от всего населения. Народ вам скажет, что Христос с мигалкой не ездил и в резиденциях не жил. А был такой же как самые простые и бедные люди.
Молодежь вообще не идет в Церковь. Молодежь!

Кто виноват?

Кто виноват, что эта молодежь не в Церкви?

Это позор всех последних десяти лет.

Ничего замечательного Церковь не смогла показать молодежи, ничем не оказалась притягательна.

На патриаршие службы в Петербурге специальными циркулярами сгоняют молодых со всех приходов, для статистики, для Патриаршего самоудовлетворения, иначе где взять молодых-то.

Молодым, которым особенно очевидна всякая ложь и бессмыслица, им в Церкви оказалось неинтересно.

Среди непонятных заклинаний на непонятном языке, среди проповедей, расходящихся с делами…

Кто в этом виноват?

Восемьдесят лет назад митрополит Ярославский Агафангел, священномученик, после тюрьмы, ожидая смерти, писал:

— Кто виноват, что такое с народом нашим происходит? Что в бездну такую устремился он? Что с нами и Церковью Божией такое творит? Мы виноваты. Мы и только мы.

Католики, конечно, тогда очень сильно изменились. Очеловечились, я бы сказал. От приходского священника и до Папы. Потом, всякое бывало, но одно точно можно сказать: все 500 лет существования в конкурентной среде вынуждали их беспрестанно оглядываться на себя, каким местом они повернуты к людям. И, в конце концов, развернулись к ним лицом.

П.С. Во избежание ненужных дискуссий, сразу скажу:

— Признаю, что в первую очередь во всех бедах Церкви виноваты вечно всем недовольные независимые церковные блогеры, от них же первый есмь аз.

Илья Забежинский

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: